Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Распятие

 

 

 

 

 

 

 

 





Распятие Господа нашего Иисуса Христа"Распятие Господа нашего Иисуса Христа" — один из самых трагических и высоких образов, создававшихся иконописцами Древней Руси. На кресте распят Сын Божий и Сын Человеческий — Иисус Христос. Он, как агнец на заклание, принесен в жертву во искупление грехов, во спасение людей.

У подножья креста изображен разлом — недра земли. В них череп. Здесь показано невидимое, сокровенное, а в нем прах первого человека — Адама, обозначаемый черепом, на который с пронзенных гвоздями ног Христа стекает кровь — кровь искупления.

Распятие — крест с телом Христа — вздымается от земли в небо. Это мост соединяющий землю с царствием небесным. Человек может подняться от своей земной греховной, суетной, тщеславной жизни в это царствие, в вечность.

И сам Христос — это новый Адам: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы..."

Распятие и смерть Иисуса Христа на кресте сопровождались страшными и грозными явлениями: "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: "Или, Или! лама савпхфани? то есть "Боже мой. Боже мой, для чего Ты Меня оставил?"

Один из воинов взял губку, напитал уксусом, наколол ее на трость и дал Иисусу пить. После этого Иисус испустил дух. "И вот, завеса в храме раздралась надвое сверху донизу. И земля потряслась; и камни расселись, и гробы разверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и выйдя из гробов по воскресении Его, вошли в Святый град, и явились многим". По смерти Иисуса один из воинов копьем пронзил ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. Великий акт искупления свершился.

Сотник Лонгин, увидев страшные события, сопровождавшие мучения и смерть Иисуса Христа, уверовал в Него как в Сына Божия. На иконе сотник Лонгин стоит справа от креста за плачущим Иоанном Богословом. Ему распятый Иисус Христос поручил заботу о матери: "Се матерь твоя". Слева от креста стоит Матерь Божия, за ней Мария (обычно — Мария Магдалина) или стоят три Марии. Богородица в темных одеждах. Ее поза, ее лицо выражают безутешную скорбь:

Распятие ГосподаНад головою Христа прибита табличка с надписью, сделанной Понтием Пилатом "Иисус Назареянин Царь Иудейский" (ИНЦИ). Слово "назареянин" чаще всего ассоциируется с городом Назаретом, где жила Дева Мария после обручения Иосифу, и где произошло Благовещение и зачатие от Святого Духа, где прошли детство и юность Иисуса. Но более вероятна другая версия: назорей от древнееврейского слова "назир", что может быть переведено как "праведник" (существовал обет назорейства — посвящения себя Богу). Еще одна версия связывает это слово с пророчеством Исайи (XI, 1), в котором говорится о приходе Мессии из ветви от корней Иессеевых ("ветвь", на древнееврейском языке "нецер").

В верхней части Распятия часто изображаются два летящих ангела. Буквы, которые часто встречаются на образах, обозначают: Г. А. — голова Адама; Г Г. — гора Голгофа; М. Л, Р. Б. — место лобное рай был; К. — копье (им были пробиты ребра Христа); Т. — трость (на которой к губам Христа была поднесена губка, напитанная уксусом); НИКА — "побеждает", "победа".

На русских распятиях Иисус пригвожден к кресту четырьмя гвоздями (на католических тремя). В древних русских иконах "Распятие" Иисус Христос изображается всегда очень тактично. Никак не утрированы Его мучения — подразумевается, что передать их невозможно.

Христос принял мученическую смерть: "Свершилось". И икона лишь символический образ Его Божественной жертвы, вселенская сущность которой непостижима и непредставима.

В европейских картинах Распятия страдания Христа часто изображались натуралистически. Этому способствовало широкое распространение в Европе в XV-XVI веках откровений Биргитты Шведской (1303-1373). Ей, например, "открылось", что "когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты". Откровения Биргитты нашли свое воплощение, например, в алтарных образах Распятия, выполненных Грюневальдом (ок. 1470-1528).

Древнерусские образы Распятия сдержаны и, может быть, даже скупы в проявлении чувств. Ничем не измерить происходящего, и строгий, лаконичный и условный язык символов представляется здесь в высшей степени уместным...

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами