Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

10.03.2008 8:58:02 Ирина
Здравствуйте! Мы с мужем православные, венчались, у нас есть дочь, которую мы крестили.Но вопрос в следующем:мой муж работает по 13-14 часов, работа связана с людьми и в общем с их судьбами. Такая работа забирает очень много не только душевных сил, но и физических. Но супруг уверен в том,что пост нужно соблюдать точь-в-точь как указано в православных книгах. Он может всю неделю начала Великого Поста ничего не кушать, кроме воды и хлеба. Под глазами появляются черные круги, лицо приобретает нездоровый цвет.У него часто нарушается сердечный ритм. Я понимаю, что это происходит не от соблюдения поста, а от некого чрезмерного рвения в этом. Мы советовались в Храме с Батюшкой-на что тот сказал,что в некоторых случаях такое пощение ни что иное как гордыня. Ведь Господу не подвиг от нас нужен.Не надо доказывать Господу, что я могу не есть целый месяц. Вообще пост мы соблюдаем уже шестой год так как положено. Но считаю что муж излишне усердствует.Подскажите, пожалуйста, как Вы считаете-правильно поступает супруг или нет?


Уважаемая Ирина!

Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста. Как писал святитель Иоанн Златоуст, пост - это лекарство, но даже самое полезное лекарство становится бесполезным, если больной не знает, как его употреблять.

Пост - это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, кто никогда раньше не постился, необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому. Начни исполнять хотя заповедь о посте в среды и пятницы или десятую заповедь, касающуюся худых помыслов и желаний, и ты исполнишь все заповеди. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10). Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу.

Каждый сам должен определить - сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу.

Тут главное - правило, данное Самим Господом: да не... отягчают сердца ваша объядением и пианством (Лк. 21, 34). Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают noститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. "От чрезмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Сколь вредно невоздержание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от недоедания, не позволяет совершать молитвы в должном количестве и с должной силой".

Каждый, приступающий к подвигу поста, должен знать: "Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что он не только не положил камень, а снял два и может разрушить всю стену осуждением ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что он совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника..." (преподобный авва Дорофей).

Церковь требует от нас и духовного поста. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей, привычек и желаний.

По этому поводу св. Иоанн Златоуст говорил так — ты не можешь поститься или тебе тяжело? Но почему ты не можешь простить обиду твоему другу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать — воздержись и т.д. Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотней помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее и т.п. Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою — только имей охоту трудиться!

Итак, Церковь не напрасно приняла и хранит святой пост. Научимся уважать пост, оценим его пользу, не будем нарушать его легкомысленно и относиться к нему высокомерно!

Совет, который дал Вам батюшка в Храме очень точный и верный, не следует оставлять его без внимания. Нам очень жалко Вашего мужа. Постарайтесь же теперь сами объяснить мужу, что пост - это лишь средство к достижению нашей истинной цели. И не следует принимать на себя такой подвиг без благословения священника.

Помоги Вам Господи!

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами