Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

09.12.2008 15:09:27 Анна
Здравствуйте, часто в церкви наблюдаю такую картину. На исповеди человек подходит к батюшке с листком, на котором написаны грехи. Батюшка их прочитает, разорвет, прочитает разрешительную молитву и все. Можно это считать настоящей исповедью? Или нужно каяться в своих грехах лично? на исповеди всегда такая большая очередь, если каждый будет долго говорить, литургия закончится...

Простите, я хотела написать “Или нужно каяться в своих грехах УСТНО?” (а не лично)


Уважаемая Анна!

Ваши сомнения о полноценности вашей исповеди напрасны. Рассудите сами, ведь вы готовитесь к исповеди весьма ответственно, заранее записываете на листочке ваши согрешения, батюшка читает листок и, вникая в смысл написанного, уточняет что-либо у  вас. А это значит, что и он проявляет пастырскую ответственность и христианское сочувствие к вашему покаянию. И самое главное, у вас есть покаянное чувство, что и является залогом прощения ваших грехов. Помните о главном, что на исповеди воистину принимает грешника Сам Христос, невидимо присутствуя, а батюшка лишь свидетель покаяния и совершитель Таинства. Если ваше сердце плачет о содеянном, то Сам Сердцеведец Господь очистит вас от скверны греха во мгновение ока, а не то что за пять или тридцать минут.

Конечно же, важна для спасения подробная исповедь. Такая исповедь называется «генеральной», и на ней вспоминаются все грехи, совершенные с семилетнего возраста. Но, как правило, она проводится в начале воцерковления. А затем по мере знакомства духовника с прихожанином озвучиваются новые или повторенные согрешения. Те грехи, которые остались в прошлом и были исповеданы, не вспоминаются на исповедях впредь. Другое дело, когда есть какая-то духовная проблема, корень которой неясен, - тогда духовник должен по просьбе пасомого более тщательно всмотреться в положение дел и с Божией помощью преподать духовный совет.

Вот поэтому порой один исповедуется пять минут, а другому необходимо и полчаса. Но здесь, по моему мнению, важно соблюдать меру и духовную этику. Бывает так, что некоторые прихожане так озабочены своими проблемами, что их исповедь затягивается весьма надолго и превращается в «духовное собеседование», и так почти каждое воскресенье. И, к сожалению, не берутся во внимание нужды других прихожан, так же ждущих своей очереди. Конечно же, мы все разные и каждому необходима своя доля внимания духовника. Но все же если что-то делается чересчур, это настораживает. Это касается и слишком легкого, безответственного отношения к исповеди, когда исповедующийся ограничивается общими фразами типа «грешен, как все». Но это бывает и тогда, когда брат или сестра на исповеди буквально похищают время у остальных прихожан. Правильнее всего держаться золотой середины и «царского пути». Если же необходима подробная беседа и совет духовника, то лучше договариваться о ней дополнительно.

Святитель Феофан Затворник Вышенский, в письмах к молодой особе, предлагал грехи записать на листок, дабы не забыть их на исповеди, но не Священник должен их читать, а исповедующийся. Только он должен озвучить их вслух пред Священником отбросив всякий ложный стыд. Чрез себя проводя согрешения (воспоминая о них), исповедующийся приходит к чувству покояния.

Протоиерей Олег Китов.

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами