Уважаемая Анна!
Ваши сомнения о полноценности вашей исповеди напрасны. Рассудите сами, ведь вы готовитесь к исповеди весьма ответственно, заранее записываете на листочке ваши согрешения, батюшка читает листок и, вникая в смысл написанного, уточняет что-либо у вас. А это значит, что и он проявляет пастырскую ответственность и христианское сочувствие к вашему покаянию. И самое главное, у вас есть покаянное чувство, что и является залогом прощения ваших грехов. Помните о главном, что на исповеди воистину принимает грешника Сам Христос, невидимо присутствуя, а батюшка лишь свидетель покаяния и совершитель Таинства. Если ваше сердце плачет о содеянном, то Сам Сердцеведец Господь очистит вас от скверны греха во мгновение ока, а не то что за пять или тридцать минут.
Конечно же, важна для спасения подробная исповедь. Такая исповедь называется «генеральной», и на ней вспоминаются все грехи, совершенные с семилетнего возраста. Но, как правило, она проводится в начале воцерковления. А затем по мере знакомства духовника с прихожанином озвучиваются новые или повторенные согрешения. Те грехи, которые остались в прошлом и были исповеданы, не вспоминаются на исповедях впредь. Другое дело, когда есть какая-то духовная проблема, корень которой неясен, - тогда духовник должен по просьбе пасомого более тщательно всмотреться в положение дел и с Божией помощью преподать духовный совет.
Вот поэтому порой один исповедуется пять минут, а другому необходимо и полчаса. Но здесь, по моему мнению, важно соблюдать меру и духовную этику. Бывает так, что некоторые прихожане так озабочены своими проблемами, что их исповедь затягивается весьма надолго и превращается в «духовное собеседование», и так почти каждое воскресенье. И, к сожалению, не берутся во внимание нужды других прихожан, так же ждущих своей очереди. Конечно же, мы все разные и каждому необходима своя доля внимания духовника. Но все же если что-то делается чересчур, это настораживает. Это касается и слишком легкого, безответственного отношения к исповеди, когда исповедующийся ограничивается общими фразами типа «грешен, как все». Но это бывает и тогда, когда брат или сестра на исповеди буквально похищают время у остальных прихожан. Правильнее всего держаться золотой середины и «царского пути». Если же необходима подробная беседа и совет духовника, то лучше договариваться о ней дополнительно.
Святитель Феофан Затворник Вышенский, в письмах к молодой особе, предлагал грехи записать на листок, дабы не забыть их на исповеди, но не Священник должен их читать, а исповедующийся. Только он должен озвучить их вслух пред Священником отбросив всякий ложный стыд. Чрез себя проводя согрешения (воспоминая о них), исповедующийся приходит к чувству покояния.
Протоиерей Олег Китов.