Четыредесятница напоминает нам о 40-а днях которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой с нашей греховностью. Этот период не траурный и одеяния в церкви бывают не черные, а бордо.
Первая неделя Великого Поста. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а Богослужения продолжительностью.
Вообще, продолжительность службы с уменьшением торжественности (песнопений бывает мало, больше бывает чтение псалмов и молитв, располагающих душу к покаянию) является общей особенностью великопостного Богослужения. На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего»... Утром совершаются Утреня, Часы с некоторыми вставными частями и Вечерня. Вечером вместо Вечерни, совершается Великое повечерие. В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По субботам в Великом Посту бывает Литургия св. Иоанна Златоустого, а в первые пять воскресений - Литургия Св. Василия Великого, которая совершается и в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы.
В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии читается канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно - через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье - и телесно.
В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу Литургия Преждеосвященных Даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.
Этот обычай связан с историей гонений на христиан во времена императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью всю без исключения пищу, продававшуюся на рынках Константинополя. Это означало, что люто ненавидимые Юлианом Отступником христиане должны были просто умереть от голода, поскольку, как понимал император, вкушать пищу, окропленную принесенной в жертву языческим богам кровью, христиане не станут ни под каким видом. По церковному преданию, в этот момент константинопольскому архиепископу Евдоксию явился св. великомученик Феодор Тирон и чудесным образом подсказал архиепископу выход из казавшегося безвыходным положения. Великомученик указал ему, что повеление нечестивого императора не успело распространиться на домашние припасы христиан и на запасы пшеницы и меда, которые были в то время весьма распространенной пищей и потому их в достаточном количестве держали в домах. Св. Феодор Тирон повелел смешать вареную пшеницу с медом и вкушать во славу Божию, чтобы не умереть и в то же время не предать христанскую веру вкушением идоложертвенного.
Св. великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии в Малой Азии и пострадал за Христа в 306 году. Его замучили, несмотря на его большие военные дарования, в которых нуждался Рим, за твердость в исповедании христианской веры и категорический отказ почтить языческие капища не только принесением жертвы, но даже самим присутствием в них.
Слово в понедельник 1-й недели Великого поста архиеп. Херсонкского и Таврического Иннокентия
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче; утреннюет бо дух мой ко храму святому Твоему! Итак, сами по себе, собственными силами не можем мы достигнуть не только истинной свободы от грехов и праведности пред Богом, но даже отверзть себе двери покаяния, то есть перестать жить беззаконно! Правда ли это, подумает иной, не испытавший на себе действия и силы истинного покаяния? Когда я мог подвергнуть себя грехам, то почему же не могу оставить греха и начать жить праведно? Свойство свободы моей в том и состоит, что я волен делать, что хочу. Грех не отнимает у меня свободы, не отнимает поэтому и возможности — перестать грешить. Рассуждение, довольно благовидное, только показывающее, что размышляющие... (далее)
Слово в четверток 1-й недели Великого поста архиеп. Херсонкского и Таврического Иннокентия
Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления (Стих, в понед. Вел. Поста). Церковный стих сей справедливо можно назвать поучением церковным на все святые посты. Наши слова и проповеди, по самой слабости их, бывают нередко продолжительны; а поучение Церкви столь же кратко, сколько сильно и действительно. Тем нужнее посему обратить на него все внимание... (далее)
Слово в пяток 1-й недели Великого поста архиеп. Херсонкского и Таврического Иннокентия
Кто бы сказал, для чего ныне поставляется среди церкви св. коливо и воспеваются над ним хвалебные песни в честь св. Великомученика Феодора Тирона? Ежегодная память его не в настоящий день; она или предшествует ему, как и ныне уже прошла, или последует за ним. При том из уважения к безмолвию настоящих дней поста, с них, по уставу Церкви, переносятся на другие дни самые праздники в честь Святых, дабы гласом радости не воспятить вздохам и слезам покаяния. А для памяти св. Феодора нет сего закона: для него совершается... (далее)
В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» - живущим.
Слово в неделю Торжества Православия (О предания анафеме) свящмуч. Серафима (Чичагова)
Принадлежа к истинной, Православной, Апостольской Церкви, большинство из нас растет и воспитывается в сознании своей духовной правоты и силы. Поэтому мы снисходительно относимся к другим религиям и верованиям, т. е. мы веротерпимы. Но этот религиозно-нравственный покой, с другой стороны, развивает в нас и некоторые недостатки; так, многие совсем не изучают и не исследуют Священного Писания. творений святых отцов и, не имея основательных знаний, чрез это делаются способными к заблуждениям, к подпадению под влияние сектантов... (далее)
Слово в неделю Православия архиеп. Херсонкского и Таврического Иннокентия
И как не поклоняться тому Образу, который представляет нам дражайшего Спасителя нашего в том виде, как Он, Бог Сый Беспредельный, из любви к нам, бедным грешникам, облекся плотью нашею и соделался навсегда, яко един от нас? Как не чествовать и не лобызать с благоговением тот Образ, пред коим благоговеют Архангелы и Ангелы, коего трепещут духи злобы, в коем природа наша красуется всею славою Божества? Если мы дорожим изо бражениями людей, близких к нашему сердцу, или великих благодетелей человечества; любим часто смотреть на них; ставим их на самые по четные места, а иногда лобызаем их: то как не хранить... (далее)
Поучение в Неделю 1-ю Великого поста архим. Иоанна (Крестьянкина)
Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди. За что мы любим Православие и Православную Церковь? В дни Своей земной жизни, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос объединил около Себя всех верующих в Него, а среди этих верующих особо приблизил к Себе апостолов. Из верующего во Христа народа и стала складываться со дня святой Пятидесятницы Церковь Христова, а из апостолов — первые руководители этой Церкви, ее пастыри и учители. Нелегка была их задача. Нужно было не только научить истинам веры и духовно укрепить тех, кто принимал христианство, но одновременно и ограждать от лжеучений и ересей. По слову апостола, этим ересям “надлежит быть” (1 Кор. 11, 19), чтобы явились “искусные”, то есть наиболее... (далее)
Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
Протоиерей Александр Шаргунов: Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь Говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой - тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: "Сказал Бог, да будет свет". Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог - свет, в котором нет никакой тьмы - для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.
Слово в неделю 2-ю Великого поста (О покаянии и плаче) свящмуч. Серафима (Чичагова)
Святое Евангелие напоминает нам ныне о необходимости покаяния. Для того чтобы доказывать людям, что Сыну Божию дана власть прощать грехи человеческие за их веру и покаяние, Господь наш Иисус Христос, исцеляя расслабленного, произнес: «Чадо, отпущаются тебе греси твои!» (Мк. 2, 1-12). Сила покаяния — чудодейственна, но оно прежде всего зависит от того, видим ли мы свои грехи, замечаем ли их, помним ли свои падения, согрешения и беззакония? Сердце и ум грешника обыкновенно теряют эту способность, и человек перестает ощущать, видеть и замечать свои согрешения, которые он привыкает совершать ежедневно, так что ему представляется, будто он не может без них обойтись. На этом основании... (далее)
Слово в неделю 2-ю Великого поста митр. Трифона (Туркестанова)
Вы слушали сейчас страшную повесть о страданиях нашего Господа Иисуса Христа, слышали ее и ранее несколько раз, но думаю, и всегда и во всякое время, а особенно постом следует нам все глубже и глубже углубляться в духовный смысл этих страданий Богочеловека: и как бы мы ни углублялись и сколько бы мы ни старались проникнуть в значение их, тем не менее там останется много тайн духовной мудрости. Не мудрое, а простое слово услышите вы от меня, но слово, исходящее от сердца, и верю, которое найдет отзвук и в вашем сердце, ибо думаю, как я, так и вы думаете. Прежде всего взойдем на страшную Голгофу, чтобы увидеть страдания Многострадальна... Видим крест с пригвожденным на нем Страдальцем. Видя крест, из глубины души готовы взывать: «Боже мой, зачем Твоя смерть? Понятна смерть злодея... Ты страдаешь, Ты осужден на смерть... Но Ты... (далее)
Слово в неделю 2-ю Великого поста архиеп. Херсонкского и Таврического Иннокентия
Известно ли вам, братие мои, что в продолжение великого поста каждый день недельный посвящен Церковью воспоминанию какого-либо великого лица или великого события? Так, в воскресенье, непосредственно пред постом, воспоминается в церкви падение Адамово, дабы мы, приведши себе на память, как род человеческий изгнан из рая сладости за невоздержание, тем усерднее облобызали св. пост, яко дверь в рай потерянный. В первую неделю самого поста совершается торжество Православия, показующее, чего стоило некогда сохранение сокровища Веры во всей его неприкосновенности, и сим самым научающее нас дорожить им по-надлежащему. На средине поприща постного предложится для поклонения Всечестный Крест, в ободрение нас к дальнейшим подвигам и для услаждения им горьких вод покаяния. Пятая седмица огласится... (далее)
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в "Синаксарие". Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение.
"Крест - хранитель всей вселенной, крест - красота церкви, крест - царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва". Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. "Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов" - говорится в одной из стихир праздника.
Слово в Неделю 3-ю Великого поста свящмуч. Серафима (Чичагова)
Господь наш Иисус Христос после того, как заповедал Своим последователям подражать Ему, понес свой Крест и добровольно распялся на нем ради спасения человечества. Ближайшие ученики не могли тогда уразуметь причины и необходимость подражания Учителю, так как они были далеки от мысли, что Сын Божий мог подвергнуться распятию. Но не удивительно ли, что многие христиане нашего времени так же трудно уразумевают необходимость и неизбежность несения того креста, который имеется у каждого из них, и полезность, и спасительность подражания Христу? Насколько люди восхищаются величайшею заповедью Сына Божия о любви друг к другу, настолько они смущаются заповедными страданиями на земле... (далее)
Слово в неделю 3-ю Великого поста митр. Трифона (Туркестанова)
Вот, дорогие братие и сестры, достигли мы до половины Великого поста, и в самой середине этого поста Святая Церковь воздвигает перед нами Животворящий Крест, и мы видим этот Крест с пригвожденным на нем Страдальцем. Невольно наша мысль переносится за много веков, когда совершилось это страшное дело, и мне ясно рисуется темная ночь, беззаконный суд, архиерейский зал, полный толпящимся народом, мрачный свет светильников... За столом судии вместе с книжниками и фарисеями давно присудившие гибель подсудимого... а среди них кротчайший, смиреннейший паче сынов человеческих Христос... (далее)
Слово в неделю Крестопоклонную архиеп. Херсонкского и Таврического Иннокентия
Возвещая вам, братие мои, слово Божие, мы всегда находили в вас благоговейное внимание к нему, так что, к утешению нашему, и нам можно сказать со Апостолом, что вы принимали возвещаемое вам не аки слово человеческое, но яко же есть воистину слово Божие (1 Сол. 2, 13). При всем том мы почитаем за долг нынешнее собеседование наше начать приглашением усугубить ваше внимание, очистить и воскрылить мысль, отверсть и расширить уста сердца. Так поступаем мы не потому, чтобы предполагали сказать вам от себя самих что-либо особенно важное и дорожили собственными словами нашими, а потому, что в нынешнем Евангелии... (далее)
Слово в Неделю 3-ю Великого поста архим. Иоанна (Крестьянкина)
Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся... - зовет сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это Голгофа, перешагнув время, приблизилась к нам, воспоминанием о себе вторгаясь в сознание. Ибо на ней вознесся Крест - иже есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: "...Я есмь путь и истина и жизнь..." (Ин. 14, 6). Крест Христов - великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых. А сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание... (далее)
В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» (или Мариино стояние - народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием. В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.
Слово в неделю 4-ю Великого поста свящмуч. Серафима (Чичагова)
Четвертую неделю Великого поста вслед за поклонением Честному и Животворящему Кресту Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, описателя Лествицы духовной. Но почему же приводится нам на память именно преподобный Иоанн, а не другой святой? Для того, чтобы мы в течение поста и наших молитвенных подвигов имели пред глазами живой пример человека, достигшего духовного совершенства, великого наставника и не забыли о необходимости каждому христианину изучить его боговдохновенную книгу «Лествица духовная», в которой он изобразил... (далее)
Слово в день памяти преп. Иоанна Лествичника митр. Трифона (Туркестанова)
Каждое из воскресений Великого поста посвящено либо событию, либо лицу. И сегодняшнее воскресение посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника... Немного подробностей сохранилось о житии достопоклонного угодника Божия. Лишь самые краткие сведения могу сообщить, да и то о внешних, весьма немногочисленных обстоятельствах его жизни, а о его внутреннем духовном делании свидетельствует лишь его книга и то глубокое уважение, которое с... (далее)
Слово в неделю 4-ю Великого поста архиеп. Херсонкского и Таврического Иннокентия
Из предшествующих собеседований наших вам уже известно, братие мои, что настоящий день недельный посвящен Церковью хвалебному воспоминанию памяти св. Иоанна Лествичника. Небезызвестно также и то, что великая честь сия воздана ему Церковью преимущественно за то руководство в духовной жизни, каким пользовались от него многие во время жития его на земли, и которое он, можно сказать, увековечил для всех нас в... (далее)
Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике архим. Иоанна (Крестьянкина)
Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя "Лествицы". В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием. Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать - грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться - это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую... (далее)
В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.
Слово в Неделю 5-ю Великого поста (О призыве Божием) свящмуч. Серафима (Чичагова)
Древний Иерусалим приготовился к великому христианскому празднику Воздвижения Честного Креста Господня. С раннего утра извилистые и узкие улицы наполнились паломниками, странниками, нищими и множеством народа. Вся эта толпа двигалась по направлению к храму Воскресения, постепенно увеличиваясь, нарастая и ширясь по мере приближения к великой церкви, чтобы присутствовать на торжестве Воздвижения и приложиться к Животворящему Кресту. Ясное небо и яркие, жгучие лучи солнца еще больше оживляли и разукрашивали эту картину пестрой толпы, представлявшей смешение всех народностей и возрастов, объединенных... (далее)
Слово в день памяти преп. Марии Египетской митр. Трифона (Туркестанова)
В этот воскресный день Святая Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и это потому, что в теперешнее время покаяния и поста ее жизнь и подвиги особенно могут служить в назидание и в утешение всех нас, грешников. В самом деле, что особенно смущает всякого человека, желающего бросить греховную жизнь и начать новую, христианскую? Прежде всего смущает его представление о тяжести его прежних грехов, затем — привычка к греху, которую так трудно преодолеть. Но вот мы видим... (далее)
Слово в Неделю 5-ю Великого поста (О причащении) архиеп. Платона
Когда желаем мы взойти в каковыйлибо великолепный храм, самое его с прилежанием осматриваем преддверие: и ежели находим, что и оно отменною блистает красотою, то потому уже заблаговременно судим, сколь прекрасна и великолепна должна быть внутренность самаго храма. Прежде мы беседуя о покаянии и исповеди, какбы осматривали прекрасное некое великолепнаго храма преддверие. Теперь следует мне ввести вас и в самую внутренность святилища, и показать... (далее)
В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой субботой.
Слово в субботу Лазареву архиеп. Херсонкского и Таврического Иннокентия
Настоящий праздник можно назвать праздником дружества. Иисус говорит: Лазарь, друг наш успе (Иоан. 11, 11), и спешит в Вифанию, несмотря на опасность там для Своей жизни от Иудеев. Ученики говорят также: идем и мы, да умрем с ним (Иоан. 11, 16), то есть, говорят то, что могла внушать токмо самая пламенная дружба к Лазарю. О Марфе и Марии, сестрах его, невозможно и сомневаться: их душа и сердце как бы погребены вместе с братом и другом. Самые фарисеи, забыв свои лицемерные виды и расчеты, пришли... (далее)
|