Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Успение Пресвятой Богородицы.

28.08.2009

"ВЗБРАННОЙ Воеводе победительная" – этими торжественными словами начинается Акафист Пресвятой Богородице, который звучит на каждой церковной службе. В этом богослужебном последовании, прославляющем Матерь Божию, заключен глубочайший смысл, ибо для православных христиан Она – надежда и заступница, любовь и упование. Это в первую очередь к Ней обращаем мы свои помыслы, свои молитвы, свято веря в ее предстательство перед Богом.

28 августа (15 августа по старому стилю) мы с благоговейным чувством придем в храмы, чтобы отметить великий двунадесятый праздник – Успение Пресвятой Богородицы.

Пречистая Дева красоты неописуемой…

НЕ ВЕРЯЩИЕ в Бога люди полагают Пречистую персонажем мифическим, вымышленным апологетами христианской веры в неких своих целях. Между тем античные историки святой Епифаний и Никифор Каллист оставили весьма убедительное описание внешнего облика Девы Марии на основании собственных впечатлений. "Она была роста немного выше среднего, – пишет Никифор Каллист, – цвет Ее лица был как цвет зерна пшеничного; волосы у Нее были светло-русые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклоненные и довольно черные; нос продолговатый; уста подобны цвету розы, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные. В ней во всем была простота и совершенное смирение…"

Этот запоминающийся, волнующий всякую чистую душу облик встречаем мы фактически на всех типах икон с изображением Пречистой (а их известно свыше 280), попавших к людям волей Божией. Неописуемую, дивную красоту земной женщины, ставшей Богоматерью, запечатлел и христианский богослов святой Дионисий Ареопагит, через три года после своего обращения из язычества в новую веру вместе со святым апостолом Павлом удостоившийся счастья лицезреть Ее в Иерусалиме, когда Она была уже в преклонных летах. Описывая незабываемое свидание с Ней святому апостолу Павлу, Дионисий употребляет превосходные степени: его ум и сердце, как он заявляет, просто изнемогли от созерцания величия Ее божественной прелести. Он готов был поклоняться Ей как Богу, если бы не ощущал, что Бог – един…

Но прелесть наружная, свидетельствуют Ареопагит и другие авторы, была только прозрачным покрывалом, сквозь которое светились все добродетели непорочной красоты Ее ума и души. Одежда Пречистой была всегда чужда роскоши и скромна; поступь – величественна и тверда; взгляд – серьезен и доброжелателен; речь – кротка и мудра и лилась прямо из глубины человеколюбивого сердца; обращение с людьми – безыскусно и просто… Кроткого величия и непорочного целомудрия было исполнено любое дело, за которое Она бралась…

Благовествование архангела Гавриила

ОДНАЖДЫ, когда Пречистая по обыкновению на горе Елеонской под Иерусалимом возносила свои молитвы Богу о заступничестве за людей, перед Ней вдруг предстал архангел Гавриил. Он принес благодатную весть о приближающемся часе Ее переселения на небо, которое должно свершиться через три дня. Для человека неверующего, как известно, приближение смертного часа земной жизни – мука нестерпимая, наполняющая его животным страхом и нестерпимой тоской. А как встретила известие о грядущей земной смерти Дева Мария?

Со светлой радостью приняла Она райскую ветвь от финикового дерева, принесенную архангелом, и сказала, чтобы эту ветвь, сияющую светом небесной благодати, несли перед Ее гробом в день погребения. Повергшись ниц, Она благодарила Господа за все Его великие благодеяния, оказанные Ей и всем людям, и со смирением умоляла, чтобы в час исхода Ее души из бренного тела не видать Ей князя тьмы и всех адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял Ее душу в Свои Божественные руки…

Нас всегда страшит неизвестность. Ибо живет в умах ложное убеждение, что там, за гробом, – пустота, вечный мрак. Могильные черви изгрызут наши тела, и, кроме кладбищенского креста (а в иных случаях – обелиска со звездой или помпезного мраморного надгробия), от нас ничего не останется. Один земной прах, жалкий и годящийся разве что на удобрение почвы… Ибо многих из нас в советские годы воспитали атеистами – людьми, не способными поверить в существование ни Царства Небесного, ни Чистилища, ни ада.

А вот для Девы Марии, свято верящей в существование Бога – Единого, Всемогущего и Всеблагого, – переход в мир иной был неописуемым счастьем. Ибо Ей предстояло на небесах соединиться со своим горячо любимым сыном – Спасителем мира Господом Иисусом Христом. Этим и объясняется Ее спокойное мужество в преддверии последнего часа земной жизни.

Торжество вечной жизни

ВЕСТЬ о предстоящей скорой кончине Матери Иисуса Христа разнеслась и по Иерусалиму, и далеко окрест. Толпы народа стекались отовсюду к дому Иоанна Богослова, чтобы увидеть Пречистую Деву, которая вскоре отойдет в мир иной. По свидетельствам различных авторов, как христианских, так и античных, исповедовавших римскую веру, люди громко плакали, и шум их рыданий наполнял всю округу; все умоляли Утешительницу не покидать их, оставляя сирыми и беспомощными.

У наместника императора Рима в Иудее, очередного прокуратора, большое стечение народа к месту ожидаемого погребения Матери Иисуса вызвало серьезную озабоченность и тревогу. Он отдал обычные в таких случаях распоряжения, и иудейский синедрион отправил к дому Иоанна Богослова сильную стражу, которой было велено напасть на христиан и сборище разогнать, апостолов – перебить, а тело Богородицы сжечь, развеяв прах Ее по ветру.

Тем временем Пречистая Дева продолжала отдавать Свои последние предсмертные распоряжения. Двум бедным вдовам, получавшим от Нее пропитание и помогавшим по дому, Она сподобилась отдать одежды, которые останутся после Ее смерти. Тело свое Матерь Иисуса завещала положить в Гефсиманской пещере, где уже покоились Ее праведные родители Иоаким и Анна, а также земной муж (обрученник) Иосиф. Когда Она передавала свои предсмертные просьбы апостолам Иоанну и Якову, свершилось великое чудо: Господь внял мольбам Ее о том, чтобы на похоронах присутствовали все двенадцать апостолов, понесших свет веры Христовой по всему миру, и в один миг перенес ближайших учеников Спасителя в Иерусалим.

С разных концов света принесли их светлые облака. Опустившись с них на землю и встретившись все сразу перед дверями дома Иоанна Богослова, апостолы радовались и недоумевали: что за причина свершившегося с ними дива? Когда же Иоанн объяснил соратникам по вере Христовой печальную причину их сбора, глубокая скорбь овладела ими. Увидев Деву Марию, исполненную искренней радости, они не могли скрыть потоки слез: скорбно и тревожно было им лишиться Богоматери, заменявшей Ее воскресшего из гроба и вознесшегося на небеса Сына и Учителя…

Прибыли сюда также ученики апостола Павла: Дионисий Ареопагит и еще 70 человек: Господь тоже собрал их для участия в погребении Богоматери.

На третий день после архангельского Благовествования, в третьем часу пополудни, когда Богородица в ожидании своей кончины уже возлежала на смертном одре, молясь, чтобы Господь не отверг Ее душу, вдруг распахнулась крыша над домом Иоанна Богослова. В лучах небесного света, залившего горницу, явился сам Царь славы, Иисус Христос в сонме небесных сил и праведных душ. "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призри на смирение рабы Своя", – ликующе запела Матерь Спасителя мира, увидев Своего возлюбленного Сына, приподнявшись с одра и поклонившись Ему. Ныне мы тоже часто слышим это церковное песнопение в ходе службы…

"Приди, ближняя Моя, приди, возлюбленная, и вниди в обители вечной жизни", – ласково обратился к Матери Спаситель. Сотворив молитву "Приими дух Мой с миром и огради Меня от области темной", Богоматерь радостно воскликнула: "Готово сердце Мое, Боже: буди Мне по глаголу Твоему". И с этими словами предала душу Свою в руки Сына Своего… Тотчас зазвучало пение прилетевших ангелов: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!" В сопровождении небесных сил душа Приснодевы вознеслась к престолу Всевышнего, знаменуя собой торжество вечной жизни. Апостолы же, которым выпало счастье быть свидетелями Вознесения души Богоматери, стояли как очарованные, забыв все земное и глядя вверх, как некогда лицезрели Восхождение на небо Спасителя.

Меч гнева Господня

ПОГРЕБЕНИЕ Богородицы вылилось в торжественную процессию, коих не знал доселе Иерусалим. Апостолы Петр, Павел, Иаков и другие в сопровождении множества христиан несли к Гефсиманскому саду одр с Ее пречистым телом на руках, и над ними висело светозарное облако наподобие венца, перемещавшееся по небу вслед за шествовавшими. В воздухе разливалось необыкновенное пение, исходившее от невидимых человеческому глазу святых небесных сил.

Но за городом путь погребальной процессии преградила стража, высланная синедрионом: ей надлежало осуществить богохульный замысел разгона верующих и чудовищного надругательства над священным телом Пречистой. Один из иудейских священников, некто Афоний, изрыгая поношения Спасителю и Его матери, в ярости бросился к одру, чтобы сбросить святыню на землю. Но едва его руки коснулись священного одра, как кисти их отрубило нечто недоступное человеческому взору. Это ангел Господень покарал нечестивца и отсек протянутые им длани невидимым мечом Божия гнева. Богохульник упал ниц со страшным воплем, а отсеченные кисти рук его, вцепившиеся в ткань покрова скрюченными пальцами, так и повисли с краю одра. "Помилуйте меня, рабы Христовы!" – в ужасе кричал Афоний, истекая кровью…

Тем временем светозарный венец, сопровождавший погребальное шествие, опустился на землю и окружил ее пеленой необыкновенного молочного тумана. Настолько плотной, что пораженные внезапной слепотой стражники синедриона бродили на ощупь, не понимая, где они находятся и что с ними происходит. Сгрудившись в полной растерянности у городской стены Иерусалима, эти грешники испытывали ужас перед внезапно обрушившейся на них небесной карой и молили небеса о прощении…

Апостолы сжалились над муками бившегося в конвульсиях Афония, жестоко поплатившегося за свое богохульство и неверие. В ответ на его мольбы о помощи святой Петр сказал: "Мы тебя исцелить не можем; это может только Тот, Кого вы распяли: Господь наш Иисус Христос. Если ты уверуешь в Него всем сердцем и признаешь, что Он воистину Мессия и Сын Божий, он подаст тебе исцеление".

"Верую, что Христос есть обещанный Спаситель мира!" – вскричал Афоний, и в тот же миг отсеченные кисти его срослись с руками и стали совершенно здоровы. Многие из врагов веры Христовой, узнав об этом чуде, поспешили раскаяться в своих заблуждениях и крестились.

"Буди ми предстательницей…"

НА ТРЕТИЙ день по погребении Богородицы апостол Фома, Промыслом Бога перенесенный в Иерусалим не вместе со всеми, а двумя днями позднее, просил братьев-апостолов позволить ему увидеть священное тело Богоматери и покрыть его благоговейными поцелуями. Но когда был отвален камень, преграждавший вход в Гефсиманскую пещеру, вошедшие увидели только погребальные пелены: Царица Небесная вознеслась на небо…

Вскоре Она явилась апостолам в дивном сиянии, в сопровождении ангелов, когда те сидели за поминальной трапезой в доме Иоанна Богослова. "Радуйтесь! Я с вами есмь (то есть пребываю) во все дни!" – ласково молвила светозарная Богоматерь. Так Церкви, у основ создания которой стояли ученики Спасителя, передалась святая вера, что Матерь Божия Сыном Своим и Богом-Отцом воскрешена и на третий день после похорон взята с телом на небо.

Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, ибо Она "как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула", чтобы пробудиться для жизни вечной, чтобы избавлять от смерти души наши молитвами Своими".

В память этого достославного события и установлен великий двунадесятый праздник Успения Богоматери, который всегда отмечается в один и тот же день.

В спасительной помощи Богородицы убеждался каждый верующий, прибегавший к ее предстоянию перед Господом. Помогает Она и в житейских скорбях и невзгодах. Не случайно в монастырях и храмах день каждый кончается вечерней, на которой звучит обращенная к Ней страстная молитва: "Пресвятая Богородице, буди ми предстательницей всей жизни, в час смертный избави от бесов и по смерти упокой!"

АиФ Долгожитель
N 16 (52) от 27 августа 2004 г



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами