Публикации
Икона Божией Матери, именуемая «Знамение».
10.12.2007
Новгородская икона Божией Матери «Знамение»
История свидетельствует о неисчислимых милостях Пресвятой Богородицы к русскому православному народу, явленных через Ее святые иконы.
Одна из наиболее почитаемых а нашем народе икон – Новгородская икона «Знамение». Иконы Божией Матери такого типа появились на Руси очень рано, а именоваться так стали после чудесного Знамения от Новгородской иконы.
В 1170 году, во времена тяжких междоусобиц, на Новгородскую землю двинулись объединенные полки русских удельных князей, чтобы покорить вольный Новгород. Все новгородцы денно и нощно молились об избавлении города. Святой архиепископ Иоанн, молившийся пред образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас :«Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных». Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Иоанн в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену. Когда полки, окружившие Новгород, начали приступ и осыпали защитников города градом стрел, то одна из стрел попала в святой лик иконы. И обратилась икона лицом к городу, и святые слезы потекли из глаз ее, оросив фелонь архипастыря. «О великое и преславное чудо! Не суть то слезы, но милостивое Знамение» – восклицает летописец. Этим чудотворным образом осажденным был дан знак (знамение), что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города. В тот же миг непонятный страх овладел нападающими, и новгородцы преследовали обратившегося в бегство неприятеля. С того времени за иконой закрепилось название «Знамение» и впоследствии было установлено празднование чудотворной иконе на 27 ноября. В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из храма Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря. В середине XV века в Новгороде была написана икона «Битва новгородцев с суздальцами», которая послужила образцом для других икон на эту тему. Знатоки русской иконописи сравнивают эту икону с «Похвалой Знамению», созданной иеромонахом Пахомием Сербом. В честь иконы Богоматери «Знамение» написаны два канона. Первый написан около 1440 года сербом иеромонахом Пахомием Логофетом, приехавшим на Русь с Афона. Слава святой иконы «Знамение» велика. На протяжении последующих столетий чудесами были прославлены некоторые списки. К их числу относятся иконы Мирожская, Абалацкая, Царскосельская, Курская-Коренная и многие другие. Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие Люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.
Об иконе Богоматери «Знамение» Абалакской (Абалацкой)
Икона Абалакской Божией Матери написана в 1637 году при третьем Тобольском Архиепископе, благочестивом Нектарии. Писал ее протодиакон Тобольского кафедрального собора Матфей, известный в первой половине XVII века в Сибири как искусный иконописец. Эта икона была написана по следующему случаю: в царствование Михаила Феодоровича и при Тобольском Преосвященном Нектарии на Абалакском погосте жила одна одинокая вдова. Неизвестно, кто она была, известно только, что женщина она была очень благочестивая, звали ее Марией. Эта-то благочестивая вдова Мария, через 50 лет по построении Тобольска, в 1636 году 10-го июля, однажды задремав в своей келии, увидела на воздухе образ Знамения Пресвятой Богородицы с изображениями на сторонах Святителя и Чудотворца Николая и преподобной Марии Египетской и услышала от образа голос: «Мария! Объяви это видение народу и скажи, чтобы построили на Абалакском погосте, по правую сторону ветхой Преображенской, новую деревянную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что в древнем Новгороде, с приделами по одну сторону Святителя Николая, а по другую Преподобной Марии Египетской». После этого видение кончилось и Мария проснулась. По робости она никому ничего не сказала. Через некоторое время не во сне, а наяву вдове было опять то же видение, только с небольшою разницею. Шла она из своей хижины и несла хлеб. Вдруг покрыло ее светлое облако, и она без чувств упала. Очнувшись немного, но еще не совсем, видит она на воздухе два образа, один Знамения, а другой Марии Египетской, а Святителя Николая, как бы живого, в светлом архиерейском облачении, стоящего пред образом Богоматери. Святой Николай сказал ей: «Мария! Иди и скажи абалакским жителям по прежнему видению, чтобы построили церковь, притом чтобы и лес рубили своими руками и приплавили бы его и выносили на гору сами; а ежели не послушают сего, то увидят гнев Божий, и не только умрет другой священник, но и лучшие из прихожан». Но и после этого видения Мария, боясь насмешек, не сказала ничего. Вскоре было ей третье видение, так же как и второе – наяву. Однажды, работая в своей хижине, Мария почувствовала сначала как бы запах от кадила, потом к своему ужасу опять услышала голос Святителя Николая: «Для чего не объявляешь видения и повеления? Ты сама неверием своим наводишь на себя озлобление». При этих словах у нее руки повело назад, и она, сильно страдая, упала на пол почти без чувств. Тогда Пресвятая Владычица сказала: «Это тяжело, Мне жаль ее». Тут же боль прекратилась, Мария пришла в себя, и видение окончилось. После этого Мария пошла к своему духовнику, рассказала ему все три свои видения и просила объявить их народу. Но духовник не объявил, неизвестно по неуважению ли, по забывчивости ли, или чтобы лучше удостовериться в истине и воле Божией. Четвертое видение, которое вдова уже не могла скрыть, было следующее: 24-го июля шла она в Тобольск и, подходя к городу по подгорью, вдруг была покрыта туманом или мраком, среди которого увидела облачный столп, доходивший до неба, а на столпе образ Знамения Богоматери и образ Преподобной Марии Египетской, и Святителя Николая, как живого на земле. «Для чего медлишь объявить о видениях и повелении народу? – сказал он грозно, – если еще замедлишь, то всем телом будешь расслаблена; если же объявишь, но тебя не послушают, тогда не ты, а они пострадают». После этого вдова начала всем рассказывать о своих видениях, в Тобольске она рассказала их Архиепископу Нектарию при всем соборе, а, возвратившись из Тобольска, в Абалакском погосте всему народу. В Тобольском соборе, чтобы удостовериться в справедливости видений, показали вдове образ Знамения Богоматери (который она никогда не видала), она тотчас сказала, что этот видела в видении. Оказалось, что вдова напрасно молчала. Все ей поверили, и Преосвященный, после строгого испытания, сделанного ей при собрании духовных лиц и городских старшин, благословил абалакских прихожан строить храм, и многие из тобольских граждан приняли участие в этом благочестивом деле. Пока строится церковь, промысл Божий чудесно уготовляет и образ в новую церковь. Некто крестьянин Евфимий, по прозванию Кока, несколько лет лежал в расслаблении. К нему приходит однажды нищий, уже давно знакомый и наверно пользовавшийся его милостями, Павел, и говорит: «Ефим! Слышишь ты, на Абалаке строится церковь по повелению Божию, во имя Знамения Богородицы, Святителя Николая и Марии Египетской. Дай ты обещание написать храмовый образ в эту церковь. Может быть, Господь по вере твоей и усердию, простит тебя и освободит от болезни твоей». Евфимий послушал совета Павла и в этот же день дал обещание написать икону «Знамение» Богоматери с предстоящими по сторонам Святителем Николаем и Преподобной Марией Египетской. Господь наградил его за веру: в тот же день после полудня он начал владеть правою стороною. На другой день крестьянин Евфимий послал к преосвященному Нектарию с просьбою позволить написать храмовую икону для новой Абалакской церкви и, получив благословение, заказал ее протодиакону Софийского собора Матфею, известнейшему в то время в Сибири живописцу. И пока писался образ, Евфимий становился все крепче и крепче. Наконец он совсем выздоровел, пошел к живописцу и сам принес образ в собор для освящения. Преосвященный, обрадованный и удивленный этим чудом, сам окропил образ и отслужил в соборе молебен; а потом с честию отпустил его в Абалакское село для поставления в новой церкви. Когда дошли до деревни Шанталыка, где теперь Ивановский монастырь, Господь прославил эту икону новым чудом. В деревне Шанталыке у одного крестьянина, Василия, дочь, долго хворавшая глазами, ослепла, и уже два года ничего не видела. Услышав, что в Абалак несут образ, Василий вышел со слепою дочерью ему на сретение и пал пред ним со слезами и верою. К радости и удивлению отца и всего народа девушка вдруг прозрела. Эта икона получила название Абалакской от Абалакского прежде села, а затем (с 1783г.) монастыря. На Абалакской иконе Божия Матерь изображена точно так же, как и на Знаменской, т. е. с воздетыми кверху руками и с Предвечным Младенцем на персях; только с той разницею, что на Абалакской по сторонам Приснодевы изображены: с правой стороны Святитель Николай, а с левой Преподобная Мария Египетская. Риза вся серебряная под золотом с жемчугом и драгоценными камнями. Особенного празднества и службы в честь Абалакской иконы Богоматери не положено; а празднуют ей в день Знамения Пресвятой Богородицы. Несмотря на это, Абалакскую икону очень уважают не только в Сибири. Каждый год приносить икону Богоматери из Абалака в Тобольск на две средние недели было установлено по следующему случаю: в 1665 году летом в Тобольске и во всех окрестностях его, не переставая, шел проливной дождь; хлеб, овощи и трава гибли; все затопило водой, и народ приходил в отчаяние. Решили обратиться за помощью к Царице Небесной: Тобольский Архиепископ Корнилий послал за чудотворною иконою Богоматери в село Абалакское. Икону принесли с большим торжеством 8-го июля. После молебна на площади икону внесли в собор, где тотчас началась Литургия. Еще не кончилась служба, как к радости всех облака исчезли, дождь перестал и сделалось ведро. В память этого чуда и для постоянного благодарения Господа и Его Пречистой Матери преосвященный Корнилий установил каждый год приносить чудотворную икону Богоматери из Абалака в Тобольск. Через три года после этого, в 1668 году Архиепископ Корнилий был вызван в Москву для назначения митрополитом. Когда он возвратился из Москвы, то услышал от недобрых людей, что в его отсутствие протоиерей и прочие соборяне встречали Абалакскую икону Богоматери без должного благоговения, да и во время ее пребывания в соборе будто бы производили разного рода бесчинства. Преосвященный прогневался на них; соборного, ключаря, когда он, при наступлении времени приноса иконы из Абалака, пришел принять благословение, наказал, укорив его сначала за прошлогодние беспорядки, а икону не велел приносить. Так в 1669 году в Тобольск икону не приносили. Донос на соборян был ложный, а так как Преосвященный поверил клевете без исследования дела, то скоро сильно захворал, и хворал несколько месяцев. Когда и в 1670 году Митрополит Корнилий во гневе на соборян не позволил принести иконы, то опять захворал еще сильнее, и чем ближе подходило время принесения иконы, тем ему становилось хуже. Врачи не могли ему помочь. Наконец, уже в сентябре он понял причину своих страданий. Горько плача, он тотчас послал за чудотворною иконою и, когда ее принесли в город, велел поставить в соборе и отслужить Литургию. По окончании службы Владыка велел принести икону к себе в дом и, когда начали звонить пред ее выносом из собора, велел слуге ввести себя в приемную комнату и поставить подле окна, чтобы видеть, как понесут Владычицу. Едва он увидел лик Пречистой, как почувствовал себя гораздо легче; когда же икону внесли в его дом, больному стало легко так, что он без помощи других мог стоять во время молебна и проводить икону до того места, где принял. На следующий день преосвященный мог даже идти в собор к Литургии и возблагодарить Царицу Небесную за посланную Ею помощь. Через десять дней икона была возвращена в Абалак. После этого случая, когда опять открылась чудесная сила Божия через Абалакскую икону Приснодевы, опять стали приносить эту икону в Тобольск в Софийский собор на две недели. Из чудес, бывших от Абалакской иконы Богоматери, замечательны следующие: 1). 2-хлетний Александр, сын надворного советника, жившего в Екатеринбурге, каждый месяц подвергался припадкам падучей болезни. Родители дали обет съездить с ребенком помолиться Абалакской иконе Богоматери и вскоре исполнили свой обет. Едва они дали обет, припадки стали легче, а когда, прибыв в Абалак, отслужили молебен, мальчик совсем исцелился. 2). Татьяна, жительница села Богородского, 12 лет была одержима злым духом, который особенно сильно мучил ее по праздникам, отчего она, несмотря на свое желание, не могла долго стоять в церкви и никогда не выстаивала службу до конца. У сестры Татьяны, Ирины, жившей в Нижнем Новгороде, был список с Абалакской иконы Богоматери. В 1879 году в ноябре ей пришла мысль написать другой экземпляр с этой иконы для больной сестры. Икона была написана и украшена ризою. Ирина зажгла пред нею неугасимую лампаду и усердно молилась за сестру, твердо веря, что она, как получит эту икону, выздоровеет. Ирина только не знала, с кем ей послать икону, потому что муж не отпускал ее, сколько она ни просилась. Вдруг Ирине пришла мысль, что муж, ради наступающего праздника Рождества Христова, не откажет ей, и написала сестре, что на праздник к ней приедет и привезет гостинец. Татьяна отвечала ей: «Ты ко мне с этим гостинцем и не являйся», и обозвала ее бранным словом. Ирина же, несмотря на это, стала просить мужа отпустить ее к сестре. Муж, к ее радости, охотно согласился и даже обещался сам ехать, только, чтобы им выехать в ночь на Рождество Христово. Как видно, врагу спасения их поездка была неприятна и по его действию начались препятствия: одно за другим. Ирина с мужем уже была готова к отъезду, как вдруг принесли мужу повестку явиться к мировому судье в качестве свидетеля, и они выехали из Нижнего вечером. Ночью, когда супруги выехали из Кетова, на них напали пять разбойников; трое из них выскочили из саней, схватили лошадей под уздцы, остановили и, заглянув в повозку, с радостью крикнули своим товарищам, что седоков, кроме ямщика, только двое и в числе их одна женщина. Ирина усердно молила Царицу Небесную об избавлении от злодеев. К счастью, ямщик не струсил, быстро повернул лошадей назад, а лошади, рванувшись, сшибли с ног троих разбойников. Разбойники погнались было за путниками, но завязли в снегу. Переночевав в Кетове и выехав, когда ударили к утрени, путешественники прибыли в Богородское, когда народ выходил из церкви от заутрени. Ирина, взяв икону, обернутую в холст и бумагу, пришла к сестре, помолилась, поздоровалась с ней и, отдавая образ, сказала: «Вот я тебе гостинец привезла». Татьяна взяла образ, бросила его на стол, сама же также упала, у нее сильно раздулось горло, она билась о пол и кричала: «Сейчас выйду, сейчас выйду, сейчас уйду, сейчас уйду», несколько раз повторяла она одно и тоже. Затем изо рта кричавшей пошел густой туман. Через полтора часа Татьяна пришла в себя и встала совершенно здоровая. Как только Татьяна встала, сказала: «Сестра, пойдем к обедне». «Пойдем, – отвечала Ирина, – я давно жду тебя». Сестры пошли. Татьяна дорогой сказала сестре, что она не отстоит всю обедню. Ирина во время службы не спускала глаз с сестры и с радостью видела, что она молилась так усердно и с таким благоговением, как редко кто молится, и всю обедню простояла безвыходно. На другой день сестры опять ходили в церковь, и больная также усердно молилась. Возвращаясь домой, Татьяна сказала сестре: «Теперь, сестрица, у меня внутри сделалось так легко, так хорошо, как будто я переродилась; теперь я уже не чувствую никакой боли». Весь день сестры разговаривали о чудесах от иконы Абалакской Богоматери. Исцелевшая от души благодарила сестру за икону и усердно молилась. На третий день праздника Ирина, обрадованная исцелением сестры, отправилась с мужем в Нижний Новгород. 3). Девица Екатерина, сестра приказчика, служащего при магазине Федора Васильева Сыромятникова, жителя Нижнего Новгорода, 20 лет сильно страдала падучей болезнью и черной немощью; в большие праздники она страшно кричала, валялась по полу, никогда не могла читать духовные книги. В доме Федора Сыромятникова около трех лет был список с Абалакской иконы Богоматери. Страдавшая Екатерина, мать и брат начали усердно молиться Царице Небесной пред Ее Абалакской иконой, и не только у себя дома, но писали в Абалакский монастырь, прося там помолиться пред чудотворною иконою, и их молитва была услышана, припадки стали легче, а летом 1880 года и совсем она выздоровела. С Абалакской иконы есть несколько копий в разных местах Сибири.
Об иконе Богоматери «Знамение» (Курской-Коренной)
Город Курск, разоренный Батыем, пришел в запустение и зарос лесом, где блуждали дикие звери. Тут охотились жители Рыльска. В 1295 году 8-го сентября один из них, ходя по лесу по берегу реки Тускары, увидел у корня дерева образ, обращенный лицом к земле. Подняв образ, он увидел, что эта икона «Знамение» Богоматери. Как только он поднял образ, на том месте, где лежал он, показался источник воды. Это было первое чудо, и о нем скоро узнал рыльский князь Шемяка. По приказанию князя икону принесли в Рыльск; жители благоговейно встретили ее. Князь не пожелал сделать торжественную встречу иконе, может быть потому, что сомневался в ее чудотворной силе, и за это был наказан слепотою. Когда же он раскаялся и отслужил молебен пред чудотворною иконою, опять получил зрение, и в благодарность выстроил в Рыльске церковь во имя Рождества Богоматери, потому что эту икону нашли в день праздника Рождества Богородицы. Икону поставили в новой церкви, но не раз находили в пустыне, на прежнем месте, при корне дерева. Вследствие этого жители Рыльска выстроили на месте явления иконы Коренной часовню, поставили в ней икону, и для богослужения определили из Рыльска священника. В 1383 году на Курскую область напали татары. Найдя в лесу часовню и священника, варвары взяли его в плен, а часовню хотели сжечь, но пока была в ней икона, это им не удалось. Варвары рассекли икону пополам, а часовню сожгли. Одна часть осталась на месте часовни, а другая брошена немного далее. Иерей, находясь в плену в Крыму, просил освободить его от уз, обещался не бежать и клялся иконою; но его не слушали и сделали для него неволю еще тяжелее. Иерей молился Богоматери; агаряне смиловались, взяли клятву и для испытания его верности налагали на него едва выносимые труды. Иерей все переносил, что очень удивляло всех. Однажды послы московского царя, проезжая мимо, услышали русские песнопения Богоматери, встретили иерея, расспросили его и выкупили. Иерей возвратился на прежнее место, где была часовня, нашел там одну половинку иконы, а скоро и другую, по тому признаку, что среди весенней зелени около нее были кусты старой травы, не сгоравшей осенью. Иерей сложил вместе обе половины, и расколотая икона срослась. Жители Рыльска, узнав об этом чуде, три раза торжественно переносили чудотворную икону в свой город, в церковь, устроенную Шемякою, но каждый раз икона являлась на прежнем месте в часовне. С этого времени икону оставили тут; от нее по временам совершались чудеса. Однажды некто Мамота, скрываясь от татар, влез на дерево близ часовни. Татары, увидя, хотели его убить. Мамота обратился с молитвою к Богоматери, и вдруг явившаяся на воздухе, как человеческая тень, заслонила его от татар, и они не видали его более. Слух о чудотворной иконе дошел до царя Феодора Иоанновича, и в 1597 году он велел привезти ее в Москву. Царица Ирина Феодоровна украсила эту икону богатою ризою, приказала вставить ее в доску, изобразив на ней Господа Саваофа и Пророков; украсила шитыми золотом пеленами с означением города. После этого икону с торжеством возвратили в пустыню и в том же году построили на месте часовни монастырь. Игумен монастыря был рыльский священник Георгий, в монашестве Евфимий. В этом же году выстроили церковь Рождества Богородицы, и под горою у самой реки Тускары, над источником, истекшим при обретении иконы, церковь Живоносного Источника. Между тем, по приказанию царя Феодора Иоанновича, был населен опустевший город Курск. Чудотворную икону Коренной Богоматери перенесли в Курск и поставили в особо для нее устроенном приделе, а в пустыни, называемой Коренной, был оставлен список с нее. Самозванец, собирая в Путивле войско, после разорения этого города русскими, чтобы ободрить воинов, послал в Курск за чудотворною иконою Богоматери. Диакон Курского собора Поликарп и множество народа проводили икону из Курска в Путивль, откуда Самозванец взял ее в Москву и поставил в царских чертогах, где она и осталась. В 1612 году Жолкевский с большим войском осадил Курск. Но Богоматерь не оставила без помощи город. При начале осады одна женщина сказала, что ей являлась Богоматерь и велела спасать меловую башню. Пушкарь Москвитян объявил, что он видел, как от Пятницкой башни по забору шла некая Жена с двумя светлыми иноками и осеняла град. Жители Курска несколько раз ходили с иконою по забору и дали обещание при освобождении от осады внутри города построить монастырь во имя Богоматери и поставить в ней, если возвратят из Москвы, чудотворную икону Ее. Неприятели скорое отступили от города с большой потерей; пленники рассказывали, что видели на стенах города Жену с шестью светлыми мужами, грозившую им. Граждане Курска построили монастырь. В 1615 году по просьбе курских жителей и по повелению царя Михаила Феодоровича чудотворную икону Богоматери привезли в Курск и поставили в соборном храме, в устроенном для нее приделе. В 1618 году жители Курска просили позволения у царя перенести икону в монастырь, что им было разрешено; икону перенесли в монастырь и поставили в церкви Рождества Христова, на приготовленном для нее месте. В 1676 году чудотворную икону «Знамение» послали на Дон для испрошения подаяния на построение каменного монастыря. А в 1678 году отправлена была в полк Василия Васильевича Голицына. Митрополит Аврамий предписал, чтобы в этом походе провожал икону иеромонах и иеродиакон Знаменского Курского монастыря с облачением и с книгами на монастырских подводах. В 1920 году белогвардейцы вывезли икону из России, и теперь она, после пребывания в нескольких странах, находится в США.
Об иконе «Знамение» Пресвятой Богородицы во Владимире
Икона «Знамение» Пресвятой Богородицы была написана в 1646 году по следующему случаю. В слободке Быковке, находящейся в предместье Владимира, тамошний житель Серий Иовлев, с малолетства страдавший расслаблением, до того дошел, что не мог ходить. Иовлев был круглый сирота и жил в доме, доставшемся ему по смерти родителей. Сострадательные люди навещали его и помогали ему; но болезнь его считали неизлечимой. Иовлев с терпением и кротостью переносил свои страдания. Не имея сил встать с постели, он лежа усердно молился. Наконец, Господь услышал молитву несчастного страдальца. С незапамятных времен в Быковке был храм во имя Воздвижения Честного Креста Господня; впоследствии этот храм был упразднен, а то место, где он находился, осталось в совершенном запустении. Дом Иовлева стоял недалеко от этого места. Несмотря на то, что тут церкви уже не было, но близость места, где была церковь, влияла на больного и еще более располагала его к молитве – единственному утешению в его несчастном положении. Как-то ночью Иовлев, немного успокоившись, стал было засыпать, как вдркг услышал голос, говоривший ему: «Попроси, пусть напишут Мой образ Знамения и поставят на том месте, где была церковь, и ты исцелеешь». Этот голос больной слышал три раза. Иовлев рассказал об этом своим знакомым, и они не замедлили написать образ Знамения Пресвятой Богородицы. Когда образ был написан, не знали как поступить. Оставить его на открытом месте, хотя и освященном, казалось неприличным. Это недоумение было разрешено следующим образом: в это же время был и еще другой тяжко больной, посадский человек, Логин Сапожников, живший во Владимире. У Сапожникова был дубовый сруб. Сапожникову было видение во сне, чтобы он отдал дубовую храмину под часовню и поставил ее в Быковке на том месте, где была церковь. Сапожников исполнил поведанное. Когда часовня была готова, поставили в нее образ Знамения Богоматери, отслужили пред ней молебен о здравии болящих Иовлева и Сапожникова, и они исцелились. Это было в 1650 году 8-го октября. Скоро об этом чуде разнесся слух в окрестных местах. Много больных стало приходить к этому образу и, по вере, получали здравие. Молебствия, по просьбе больных, совершали священнослужители Владимирского Успенского собора, потому что слободка принадлежала к этому собору. Но, так как это было очень неудобно для священнослужителей вследствие далекого расстояния Быковки, то по их просьбе образ было велено перенести в собор, где впоследствии в честь этого чудотворного образа был устроен придел. В 1708 году стольник Григорий Племянников, проезжая через Владимир, молился пред этою иконою и получил исцеление от тяжкой болезни. В знак благодарности он устроил при Успенском соборе придел во имя Знамения Богоматери и пожертвовал туда серебряный ковш для черпания святой воды. Образ Знамения Пресвятой Богородицы стоял по правую сторону в соборе близ входа в теплую церковь.
Икона «Знамение» Божией Матери в Московском Златоустове монастыре
В конце 1847 году в Москве второй раз свирепствовала холера, продолжавшаяся и в 1848 году. В феврале этого года захворал этой ужасной болезнью 60-летний купец Иродион Васильевич Воробьев, благочестивый прихожанин церкви святой Великомученицы Екатерины, что на Ордынке, в Москве. 15 февраля ночью больной увидел себя в каком-то монастыре. Возле церковной паперти (видит он) неизвестный иеромонах, подле которого был послушник, готовился что-то освящать. Вдруг на стене явился образ Знамения Божией Матери с Предвечным Младенцем. Благоговейный старец с радостью поспешил приложиться к святому образу и, смотря на него, заметил райскую улыбку Божественного Младенца, а Пренепорочная Дева сказала: «Раб Божий Иродион». Когда он опять взглянул на святой образ, увидел сильное сияние, исходившее от Нее подобно светозарным лучам, и сам был озарен божественными блистаниями, или, как он потом выразился, «и меня сиянием осветило». В изумлении и восторге он проснулся и подумал: «Великое милосердие Царица Небесная явила надо мною недостойным!» После этого необыкновенного и радостного видения больной почувствовал облегчение и решил непременно отыскать святую икону Богоматери, избавившую его от смерти. Не найдя эту икону ни в своем доме, ни в приходской церкви, между тем ясно помня свое сновидение, именно, что он в каком-то монастыре поклонялся святому образу Знамения, явившемуся на стене и осиявшему его, он стал искать икону в других местах и, наконец нашел ее 17-го февраля, во время вечерни, в Златоустове монастыре, где он часто молился лет 30 назад. Он сам нечаянно увидал ее над аркой при входе в Троицкую монастырскую церковь, и велика была его радость. Святая икона с давних времен находилась над открытым входом в паперть Троицкой церкви. Она греческого письма, на липовой доске, по сторонам Богоматери изображены Святители: Николай Мирликийский и Иоанн Новгородский. (При этом святителе икона «Знамение» прославилась в Новгороде). По просьбе И.В. Воробьева Митрополит Филарет разрешил снять икону с наружной арки и с подобающей честью внести в церковь. На другой день 3-го марта, в 9 часов казначей монастыря иеромонах Арсений после молебна снял икону и передал иеродиакону для перенесения в Троицкую церковь, где среди храма пред образом был отслужен молебен с водосвятием. Потом икону Богоматери поставили на аналое. На поклонение новоявленной иконе начали приходить люди всякого возраста, звания и из отдаленных мест столицы. Много несчастных получило утешение, как видно из монастырской книги, где записано 8 чудесных исцелений, бывших в 1848 году; о них было донесено епархиальному начальству. В том же году во вторник, на пятой неделе Великого поста во время часов, в Златоустов монастырь неожиданно приехал высокопреосвященный Филарет для поклонения прославленному многими чудесами образу Богоматери; после службы Владыка указал приличное место для иконы. Когда Воробьев обложил икону серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями и устроил для нее киоту, ее поставили по правую сторону арки, отделяющей трапезу от храма. На лето ее переносили из Троицкой в соборную церковь святого Иоанна Златоуста; но с 1865 года, когда собор был сделан теплым, она постоянно стояла в резном иконостасе за левым столбом Златоустовой церкви, и в Троицкой оставлена копия с нее в сребропозолоченной ризе, еще в 1848 году снятая по усердию женщины, получившей исцеление от расслабления при иконе «Знамение». Украшения чудотворной иконы, вновь прибавленные в следующие годы, и многие пожертвования в пользу монастыря, хранящего эту святыню, ясно свидетельствуют о постоянном, никогда не прекращавшемся усердии к ней московских граждан. Дочь Воробьева, Агрипина Иродионовна, в 1857 году возложила на икону бриллиантовый крест на золотой цепочке. В следующем году на венец Божией Матери М.П. Попова пожертвовала серебряную вызолоченную коронку с бриллиантами и розами. В 1862 году серебряный венец был заменен Золотым, пожертвованным почетною гражданкой А.В. Мазуриной. Дочь ее, Варвара Феодоровна, в начале февраля 1867 года перед свадьбой служила молебен Невесте Неневестной, и принесла в дар Ее святой иконе драгоценное ожерелье, низанное жемчугом в три нитки с бриллиантовой звездочкой в скрепе. Одна капитанша, несколько лет кряду в известный день приезжала в Златоустов монастырь с двумя малолетними дочерьми, служила с водосвятием молебен Богоматери и за обедней приобщала своих малюток. Когда один из монахов спросил ее: почему все это она строго исполняет именно в такой, а не в какой-нибудь другой день? – отвечала: «В 1855 году в этот день я увидела над своими детьми особенное действие благодати Божией от иконы «Знамение». Мои дочери страдали расслаблением и долго не могли ходить. Врачи, самые лучшие, нисколько не помогали. Прослышав о чудотворениях, истекающих от иконы «Знамение», я вскоре же отправилась с больными (старшей дочери было тогда четыре года, младшей три года от рождения) в Златоустов монастырь, отслужила водосвятный молебен перед чудотворной иконой и попросила иеромонаха окропить малюток святою водою; за обедней они приобщились Святых Тайн. И вот в тот же день, к моему изумленно и несказанной радости, они начали твердо ходить, даже бегать по комнатам. Я тогда же положила себе за непременный долг бывать с ними в Златоустове всякий год, в день, ознаменованный милостью Преблагословенной Богоматери». В монастыре каждый день после ранней обедни – в Троицкой церкви, после поздней – в соборе служился общий молебен. Каждую пятницу, во время малого повечерия, читали акафист пред иконой «Знамение». Кроме того, 27-го ноября в день Ее праздника в утреню, и 3-го марта, в день внесения новоявленной иконы в Троицкую церковь, после утрени ежегодно отправлялось в соборе молебное и акафистное пение Пресвятой Деве. Все это было установлено в 1848 году. Внизу иконы «Знамение» на позолоченной доске написан следующий тропарь: «Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше тя раби твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим тя: мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость».
Об иконе «Знамение» Богородицы в церкви Иоанна Предтечи, у Креста
Когда эта икона принесена была в церковь, неизвестно. В 1812 году, во время нашествия на Москву неприятеля, эта икона, как рассказывают старожилы, сохранилась за иконостасом, так что неприятель ее не тронул, между тем как прочие святые иконы были лишены украшений. По древности эту святую икону можно отнести ко времени первоначального основания деревянной церкви, которая, вероятно, была выстроена в царствование Иоанна IV-го Васильевича, по случаю поселения им здесь ямщиков из Переславля; от чего это место названо ямской Переславскою слободою. Из чудес, совершаемых от этой иконы, замечательны следующие. В 1853 году московская мещанка, вдова Ф. С., заболела холерой; не было надежды, что она выздоровеет. После приобщения Святых Христовых Таинств, так как она становилась все слабее, над нею было совершено таинство елеосвящения. В это время она особенно усердно молилась Богоматери и, готовясь к смерти, приказала стоявшему при ее одре плачущему сыну, чтобы он по ее смерти непременно исполнил ее обещание – пред иконою «Знамение» Богоматери повесить от ее усердия лампаду. К удивлению и радости, больная к вечеру почувствовала в себе облегчение от болезни, а на другой день начала выздоравливать, так что в скором времени сама исполнила свое обещание. В 1854 году аптекарь В. И. так сильно был болен холерой, что, когда у него был священник, он едва мог попросить его, как духовного отца, на другой день отслужить Литургию о его здравии и молебен пред иконою «Знамение». Идя к больному, священник узнал от врачей, что нет надежды на его выздоровление. Священник исполнил его желание, и когда на другой день после Литургии и молебна послал больному просфору, посланный, возвратясь, сказал, что больному легче; а вскоре потом он и совсем выздоровел. М. И., жена диакона, с 1856 года и в продолжение 1857 года была больна; потом она заболела такой болезнью, которая доводила ее до сумасшествия. Врачи запретили посещающим ее разговаривать с нею, потому что от этого припадки усиливались. В это время и диакон заболел безнадежно тифозной горячкой. Муж и жена в одно время были на смертном одре. Приходя в себя, они понимали свое опасное положение. Они оба приобщались Святых Тайн, а жена приняла и таинство елеосвящения. Находясь в таком положении, они только и желали и просили приходящих к ним помолиться о них пред иконою «Знамение»; особенно жена была уверена, что Богоматерь исцелит ее. Как ни трудно и опасно было их положение, они оба получили исцеление.
Чудотворная икона «Знамение» Пресвятой Богородицы в Серафимо-Понетаевском женском монастыре
В 1885 году в Серафимо-Понетаевском женском монастыре было необыкновенное явление от святой иконы «Знамение» Богородицы. Эта икона была написана в 1879 году Клавдиею Ивановной Войлошниковой, одной из сестер Серафимо-Понетаевского монастыря, дочерью мещанина г. Любима Ярославской губернии, и стояла в письмоводительской келии корпуса, занимаемого игуменьей монастыря. В 1885 году 14-го мая в 9 часов вечера некоторые сестры, бывшие в этой келии, заметили, что святой лик Богоматери вдруг сделался живее и светлее, – взор Владычицы поднимался кверху и на стоявших в трепетной молитве. Это явление продолжалось четверть часа и в 12 часов ночи. На другой день святую икону перенесли в монастырскую церковь, куда начал собираться народ для поклонения святой иконе. Многие получили исцеления. 1). 22-го мая Анисья Лаврова, 13-летняя девочка села Панова, болея глазами от рождения, едва смотрела, после молитвы пред иконою Богоматери получила исцеление. 2). 15-летний Василий Заренков, сын крестьянина села Мамлеева Лукояновского уезда, пять лет не видел левым глазом, а правым хотя и видел, но очень плохо и, после молитвы пред иконою Богоматери, получил исцеление. 3). Один расслабленный мужчина села Павлова также, после молитвы пред иконою, получил исцеление, и многие другие получали исцеления и утешения при этой иконе. Когда игуменья Серафимо-Понетаевского монастыря Евпраксия в 1885 году 2-го июня донесла об этом преосвященному Макарию, епископу Нижегородскому, он поручил расследовать донесение игумении благочинному протоиерею г. Арзамаса Иоанну Страгородскому и донести консистории. 1-го июля консистория получила от отца благочинного, протоиерея Страгородского, следующее донесение: икона «Знамение» Богоматери, находящаяся в церкви Живоносного Источника, в Серафимо-Понетаевском монастыре, писана на полотне, живописной работы, о чудесном явлении бывшем от Лика Богоматери 14-го мая, видевшие сестры монастыря единогласно подтверждают; чудесные исцеления от иконы Богородицы получили следующие лица: 22-го мая 13-летняя Анисья Лаврова, дочь крестьянина села Панова, Арзамасского уезда, 5-летний Филипп Сипатов мальчик села Вонячки, от роду не ходил; 26-го мая мать его приносила к чудотворной иконе «Знамение», прикладывала к ней, взяла масла и святой воды от иконы и, придя домой, на ночь напоила его святою водою и ноги намазала маслом и на другой день мальчик стал ходить; 2-го июня мать его приходила с ним опять в обитель, отслужила молебен и рассказала об исцелении сына своего. 15-летний Василий Заренков, 5 лет был слепой и 2 июня прозрел. 50-летняя Евдокия Федорова Бобкова, девица села Федотова, Ардатовского уезда, семь лет была слепая. Узнав о чудесах, совершаемых при чудотворной иконе Богоматери, начала собираться к ней на поклонение и в эту же ночь почувствовала облегчение. 28-го мая ее в монастырь привела женщина того же села Анна Смелова. Придя в обитель, Евдокия бросила палку, с которой несколько времени не расставалась; пришедшие с нею помолиться, увидя это, сказали ей: «Зачем ты, Авдотья, бросила палку?» «Мне не нужна более палка, – радостно отвечала она, – я так все вижу». Пробыв шесть дней в обители, она совсем здоровая вернулась домой. Через несколько времени она опять приходила в обитель и рассказала о своем исцелении. После этого много стало стекаться в обитель народу и все, с верою прибегающие, получали нсцеление и утешение.
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Пасха. Информационный проект», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru
Все новости раздела
|