Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

О неразумном богаче.

02.12.2007

Слово в неделю 23-ю по Пятидесятнице.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь наш Иисус Христос к народу, ищущему Его поучений, обращался в притчах. Как и непосредственные собеседники Спасителя, все мы, слушающие или читающие Евангелие, принимающие слово Господа Иисуса Христа, не имеем почти никакого духовного опыта. Мы смотрим на вещи поверхностно, видим жизнь лишь материальную, телесную, не обладая познанием жизни духовной – того, чем, собственно, движется и существует все созданное Богом. Именно о внешней стороне нашего бытия мы знаем довольно много и имеем в этом отношении житейский опыт и рассудительность. И поэтому Господь Иисус Христос взывает как раз к нашему здравому смыслу, к земному, человеческому – в узком смысле слова – опыту для того, чтобы мы, опираясь на него, были вынуждены признать справедливыми примеры, приведенные Спасителем из жизни, а потом принять и духовные истины, которым наша душа воспротивилась бы, если бы они были изложены открыто и просто, без житейских примеров.

У одного богатого человека был хороший урожай в поле (стих 16). По-славянски это звучит более образно и впечатляюще: человеку некоему богату угобзися нива. Выражаясь же современным языком, к нему пришла удача, выпал счастливый случай. В таких ситуациях мы начинаем впадать в беспечность. Так и этот приточный богач возрадовался о неожиданной удаче и стал строить далеко идущие планы: И он рассуждал сам с собою: “Чтo мне делать? Некуда мне собрать плодов моих” (стих 17). Его заботой было не спасение души, не стремление к праведной жизни, не старание быстрее загладить свои грехи добрыми делами и умолить Бога о прощении своих беззаконий, но попечение о том, куда деть это внезапное, счастливо приобретенное богатство. Если у тебя появилось что-то лишнее, ненужное, что даже и сложить некуда, то следует раздать его бедным, нищим, нуждающимся. Они всегда найдутся – всегда есть люди, живущие хуже, чем ты. Но евангельский богач беспокоится о своем земном будущем и, вместо того, чтобы увидеть в этой внезапной удаче, счастливом случае проявление благости Божией, подающей ему возможность совершать добрые дела, – он строит планы, которые, как показывает притча, на деле никогда не осуществятся. Так бывает и у нас: когда все благополучно, мы впадаем в беспечность и перестаем заботиться о вечности.

И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бoльшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: “Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись” (стих 18–19). Вот пример безрассудства. Богач не думает о душе как о бессмертной сущности и считает, будто бы ей необходима пища телесная, а не духовная. Как будто человеческой душе не требуются молитва, покаяние, смирение и любовь, а нуждается она в том, чтобы покоиться, есть, пить и веселиться. Да, иногда душа в какой-то степени услаждается и земными благами, потому что удовольствие, доставляемое телу, передается и душе, и наоборот – скорби душевные удручают и человеческую плоть. Например, человек предавшийся унынию или отчаянию испытывает телесное расслабление; можно было бы привести и другие примеры. Но если душа наслаждается телесными удовольствиями, ощущениями, поступающими через телесные чувства, то отсюда не следует, что только в этом заключается смысл ее существования. Ее сущность состоит не в том, чтобы быть просто придатком тела. Душа знает удовольствия гораздо высшие. Человек, испытавший их, познавший сладость общения с Богом, никогда не променяет ее на страстные удовольствия, общие у нас с животными.

Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” (стих 20). Душа, про которую евангельский богач думает, что отныне, благодаря неожиданной удаче, она имеет возможность жить многие годы счастливо и безмятежно, будет взята в эту же ночь – ту самую, когда человек еще ничего не успел сделать, а только начал строить планы; как говорят, размечтался о своей будущей, беспечной и счастливой, блаженной – в узком, земном смысле слова – жизни. Конечно, если душа будет отнята от тела, то человек умрет и его тело останется как некая сброшенная одежда, обветшавшая и ненужная. И этим Спаситель показывает, что необходимо заботиться прежде всего о душе; приточный же богач, обращаясь к своей душе, думает только о плоти.

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (стих 21). Вот замечательные слова, объясняющие сущность этой притчи! Так бывает с тем – не только с одним этим богачом, а со всеми, кто собирает сокровища для себя, и с нами тоже. Неважно, великие это сокровища или малые. Может быть, мы радуемся о каких-то скромных приобретениях – например, отремонтировали квартиру, обставили мебелью, купили бытовую технику и думаем: “Душа, ты имеешь блага на долгие годы. Покойся, ешь, пей, веселись”. Разве мы не уподобляемся приточному богачу, когда стремимся к житейским удобствам и уюту, единственно их почитая за счастье? Когда же приобретаем эти немногие земные блага – воображаем, что все у нас будет хорошо. Но наша собственная жизнь и судьба наших родственников зависит не от наших малых приобретений. Вот действительный случай: замужняя женщина со своей семьей жила в большой бедности, они занимали впятером одну комнату в неблагоустроенной коммунальной квартире. Всю жизнь она мечтала о квартире – трехкомнатной, отремонтированной, где можно было бы жить спокойно. И эта женщина в конце концов получила желаемое, но затем умер ее муж, скончалась ее старушка-мать, жившая с ними, потом не стало и дочери. Она осталась с одним сыном в пустой квартире. Ни о каком счастье не могло быть и речи, все ее мечты оказались тщетой, пустотой, миражом, наподобие того, как путешественнику в пустыне кажется, что рядом оазис, вода. Человек приближается и обнаруживает, что ничего этого нет, а только песок, пустота, растрескавшиеся от жары камни... Так происходит и с теми людьми, которые мечтают найти счастье лишь в житейском благополучии, в безмятежной земной жизни. С теми, кто собирает сокровища для себя.

Что же обозначает следующее выражение, странные как будто бы даже с точки зрения грамматики слова – богатеть в Бога? Богатеть в Боге или богатеть в Бога – это приобретать духовное сокровище, собирать себе богатство на небесах. Где будут наши сокровища, там будет и наше сердце (см. Мф. 6, 21). Богатеть в Боге – значит делать добрые дела, но правильнее сказать, что добрые дела – не само истинное, некрадомое, действительное богатство, но то средство, благодаря которому мы его приобретаем. Молитва также в каком-то смысле является нашим сокровищем, но и она лишь средство, способствующее приобретению богатства на небесах, в Боге. Так можно сказать и о покаянии, и о смирении, и о любви к ближнему – обо всех великих и малых добродетелях. Само же сокровище, которое мы собираем в Боге – это Божественная благодать, даруемая истинным христианам за усердие в совершении евангельских заповедей. Это настоящее сокровище и на небесах, и на земле, и в сердце человека. Можно даже сказать, что это сокровище – Сам Бог, неизреченно являющийся и пребывающий в человеческом сердце. Бог не отделен от нас пространством, потому что Он вездесущ, но неизмеримо далеко отстоит Своей сверхъестественной и непостижимой природой, Божественной Сущностью. И это бесконечное расстояние Бог преодолевает Своими энергиями, действиями, проникающими в душу и сердце человека. Но и мы, со своей стороны, также должны стремиться к Господу, открыть ему свое сердце, желать приобрести это нетленное богатство. Наши грехи – в особенности неверие, гордость, нерадение – являются тем препятствием, которое мешает даже Самому Богу войти в наше сердце, потому что Бог всегда действует не нарушая свободной воли человека, но согласуясь с ней. И если человек действительно стремится к Богу, то Господь близ него; Он и на небесах, и возле тебя, бесконечно далек и находится к тебе ближе, чем твоя собственная одежда.

Вот что значит богатеть в Бога и собирать себе сокровища на небесах – в этом заключается настоящее благоразумие и истинный здравый смысл. Вот какие житницы мы должны строить, собирать в них сокровища для себя и не думать, что уже достаточно собрано. Мы должны быть, если можно так выразиться, жадными, сребролюбивыми в духовном отношении и стремиться собрать все больше и больше небесных сокровищ. Мы не знаем, когда истяжут от нас нашу душу и какой выкуп потребуется за нее, ибо мы не сможем ничем выкупить ее, как только благодатью, приобретенной в краткое время нашей земной жизни.

Нам понятно, когда человек, имеющий большое богатство, думает, как его сохранить, сберечь и приумножить. Почему же нам не ясно, что мы должны так же приумножать наше духовное богатство? Почему мы имеем скромные притязания в духовном и необыкновенно сильное желание земного благополучия? Подумаем об этом, опомнимся и начнем истинное стяжание, приобретение сокровища в Боге, которое делает человека богатым во веки веков. Аминь.

Игумен Авраам (Рейдман) Спасский монастырь г. Екатеринбург



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами