Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Почитание митрополита Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре.

10.11.2007

С Ростовским Спасо-Яковлевским монастырем святитель Димитрий связан, пожалуй, в большей степени, чем с Ростовским архиерейским домом, где он прожил последние семь лет своей жизни, более чем с любым из малороссийских монастырей и соборов, где он настоятельствовал в разные годы.

Важнейшим основанием этой связи является выбор митрополитом Димитрием этого монастыря в качестве места своего захоронения. Выбор, настоятельно подтвержденный в его собственноручном завещании: "...да погребут мя в монастыре Святого Иакова епископа Ростовского, во угле церковном, идеже место ми назнаменовах, о сем челом бью"1.

Митрополит Димитрий скончался в 1709 г., в ночь на 28 октября, а спустя месяц, 25 ноября, по настоянию его старинного друга рязанского митрополита Стефана Яворского, был похоронен в юго-западном углу каменного собора Яковлевского монастыря 2.

К осени 1752 г. над его могилой осел чугунный пол. 21 сентября митрополит Арсений Мацеевич дал разрешение произвести ремонтные работы. В тот же день после снятия чугунных плит, удаления земли и щебня открылся поврежденный бревенчатый сруб склепа и деревянный гроб митрополита Димитрия, в коем были обретены мощи святителя. Митрополит Арсений, тот час прибыл в монастырь, освидетельствовал мощи, облачение и гроб и незамедлительно донес о происшедшем в Синод3.

Как известно, при гробе Димитрия вскоре начали совершаться чудотворения - больные и немощные получали здесь исцеления. Первые подобные случаи были официально зафиксированы уже через три недели после обретения мощей.

С сентября 1752 г., главным местом действия всех событий, имеющих отношение к канонизации святителя, являлся Яковлевский монастырь. Здесь находились его чудотворные мощи. Здесь же они и оставались все время, за исключением периода с конца 20-х до начала 90-х годов XX столетия, когда они находились в Ростовском музее, впрочем, в эти годы и сам монастырь не существовал. Сюда, в ту обитель, открылось паломничество всех, желающих лично узреть святыню и прикоснуться к ней. Именно здесь происходили многочисленные исцеления. Здесь же тщательно исследовалась истинность этих чудес.

1 апреля 1757 г., в первый день Пасхи, мощи митрополита Димитрия были оглашены совершенно святыми, а день их обретения - 21 сентября, также как и день кончины владыки - 28 октября, назначались днями его празднования. Так совершилась первая канонизация Синодального периода Русской православной церкви. Так появился первый святой Российской империи.

Спустя шесть лет, в 1763 г., произошло первое официальное торжество в честь святителя Димитрия с участием императрицы Екатерины II и видных представителей духовенства 4. Поводом стало переложение мощей святителя в новую серебряную раку, изготовленную из первого российского серебра. Главным местом проведения празднования, разумеется, стал Яковлевский монастырь 5.

Впервые за всю историю Ростова высокие посетители города устремились не в кафедральный собор или прославленные монастыри - к древним ростовским святыням, а к новому чудотворцу, в Яковлевскую обитель, в монастырь, который медленно, но уверенно начал утверждаться в качестве нового духовного центра не только отдельного города, но и всей епархии.

То знаменательное прибытие императрицы в Ростов заложило традицию императорского паломничества в Яковлевский монастырь. Практически все русские правители и многие некоронованные представители императорской фамилии почтили его своим присутствием. По словам яковлевского настоятеля епископа Иосифа, духовный авторитет монастыря укреплялся, благодаря "всегдашнему благоволению всех царствующих особ к этому месту особливой благодати Божией" 6.

Канонизация св. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Неудивительно, что он благополучно пережил монастырскую реформу 1764 г. - его упразднение было запрещено именным распоряжением императрицы Екатерины.

Год спустя, в марте 1765 г., Яковлевский монастырь получил титул ставропигиального, вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Тогда же он был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему неплохое содержание. Одновременно с этим в монастыре был заведен порядок, при котором его настоятелям полагался чин архимандрита 7. Все эти замечательные перемены - и возвышение статуса, и укрепление материального положения, и учреждение архимандритии, были произведены по воле императрицы Екатерины II , особенно почитавшей св. Димитрия и именно поэтому благоволившей к Яковлевскому монастырю. В том же 1765 г. по распоряжению ростовского епископа Афанасия к Яковлевскому монастырю был присоединен располагавшийся по соседству более древний и состоятельный Спасо-Песоцкий, что значительно укрепило Яковлевскую обитель и существенно расширило ее территорию 8.

С середины XVIII столетия материальное благосостояние Яковлевского монастыря приобрело новую прочную основу: "обитель имела неоскудный источник к своему содержанию - чудотворные мощи св. Димитрия митрополита Ростовского и особенное народное усердие к сему святителю" 9. Действительно, монастырь находился на государственном обеспечении, имел неплохие церковные доходы, но основным источником его благосостояния стали пожертвования.

Со времени обретения мощей св. Димитрия на Яковлевский монастырь, бывший до того мало кому известным, буквально обрушивается поток вкладов. Документально подтверждено, что в период с 1754 г. по февраль 1757, то есть за два года и два месяца в монастырь поступило более 200 вкладов, большинство из которых были весьма значительны 10. И это происходило еще до официальной канонизации ростовского святителя. Таким образом, со времени прославления св. Димитрия, его почитатели стали заботливыми попечителями Яковлевского монастыря.

Прекрасным подтверждением тому являются его щедрейшие жертвователи - графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и граф Николай Петрович Шереметев. Благодеяния первой остались непревзойденными: в общей сложности графиня преподнесла монастырю около 300 тысяч рублей 11. Вклады графа Шереметева исчислялись меньшими суммами, однако в своих пожертвованиях он был более последователен. Практически каждый из его вещественных подарков или денежных вкладов предназначался святому Димитрию, будь то храм, воздвигнутый в его честь 12, драгоценная лампада к его гробнице 13, или золотая митра для возложения на его мощи 14.

Укрепив свое материальное благосостояние, Яковлевский монастырь получил возможность полностью обновить свой архитектурный ансамбль. В последней трети XVIII в. сооружаются удобные и просторные келейные корпуса, ограда с башнями, гостиница для богомольцев, а также многочисленные и разнообразные хозяйственные постройки. На исходе столетия возводится новый собор, посвященный святителю Димитрию Ростовскому, самое грандиозное и величественное строение монастыря.

К началу XX в. святому Димитрию, в общей сложности, были посвящены три монастырские престола: главный престол собора Димитрия Ростовского, придельный престол того же храма, посвященный Димитрию Солунскому - тезоименитому святому ростовского святителя 15, и, наконец, престол в честь иконы Ватопедской Богоматери - келейной иконы св. Димитрия, устроенный в трапезе Яковлевского храма 16.

Прославлению святителя способствовала монастырская ризница, в состав которой входили некоторые вещи, принадлежавшие ему, такие, к примеру, как митра, извлеченная из его гроба. Мемориальная часть ризницы, являясь предметом особой гордости и сугубой заботы монастыря, не просто тщательно хранилась, но и специально комплектовалась.

В этом отношении показательна деятельность архимандрита Иннокентия, одного из самых знаменитых яковлевских настоятелей. Благодаря его усилиям в 1822 г. в монастыре появились атласные ризы, переделанные из саккоса св. Димитрия; полотенце, присланное ему в подарок из Иерусалима и коляска, по преданию, бышая в его собственном употреблении. Мемориальные вещи святителя в монастырь передал ярославский архиепископ Симеон, "для лучшаго сбережения и большаго прославления памяти угодника Божия Великаго Святителя Димитрия" 17. По словам архимандрита Иннокентия, это были "три дара бесценные и достопамятныя для обители" 18.

Время настоятельства архимандрита Иннокентия ознаменовалось очередным возвышением статуса Яковлевского монастыря: в 1834 г. он был возведен на степень первого класса. Основанием этого явилась известность обители, несоизмеримо возросшая благодаря славе св. Димитрия. Архимандрит Иннокентий через посредство ярославского губернатора обратился с прошением на высочайшее имя. Оно было передано на рассмотрение Синода, который постановил перевести Яковлевский монастырь из второго класса в первый, определив ежегодное штатное содержание в размере 4.200 рублей. Два года спустя, также по инициативе архимандрита Иннокентия, Синод указом от 11 сентября 1836 г. повелел ввести в название обители имя святителя Димитрия, прославившего монастырь, и наименование Спасо-Песоцкого монастыря, в свое время присоединенного к Яковлевскому. Так монастырь получил новое имя − Спасо-Яковлевский Димитриев 19.

Широкое распространение почитания святителя Димитрия привлекало сюда, в Спасо-Яковлевский монастырь, множество паломников. Наряду с обычными богослужениями церковного календаря здесь отправлялись многочисленные заказные службы и молебны святителю. По признанию архимандрита Иннокентия, "великое стечение как простого народа, не только из ближних градов и весей, но и из дальних мест, так особливо многих знатных лиц для поклонения святым угодникам, почивающим в обители сей, а наипаче многими чудотворениями новопрославленному Святителю Димитрию, требует сохранения порядка в чиноположении, по всем отношениям нужнаго для поддержания усердия почитателей и чести самой обители, соответственной ея известности и знаменитости" 20. В 1822 г. по просьбе настоятеля для упорядочения богослужения монастырский штат был увеличен вдвое: с 16 до 32 человек 21.

Дни, связанные с почитанием памяти св. Димитрия, отмечались в Спасо-Яковлевском монастыре с особой торжественностью. К их числу относились: 21 января - празднование иконы Ватопедской Богоматери, 25 мая - переложение мощей св. Димитрия в новую серебряную раку, 21 сентября - обретение его мощей, 28 октября - кончина святителя 22. Ежегодно в сентябре в монастырь производился крестный ход из Успенского собора. Также в дни памяти святителя для братии и гостей монастыря устраивались праздничные обеды.

Наряду с праздничными днями св. Димитрия монастырь отмечал его юбилейные даты. К примеру, 21 сентября 1852 г. здесь отмечалось 100-летие обретения его мощей. В этот день литургию в обители служил ярославский архиепископ Евгений, а в традиционном крестном ходу из центра города в монастырь "было стечение народа довольно многочисленное" 23.

С наибольшим размахом, насколько об том позволяют судить источники, монастырь праздновал 200-летие кончины святителя 28 октября 1909 г. По признанию современников - свидетелей и участников Димитриевых юбилейных торжеств, "это было великое празднество веры и благочестия в честь и память ревнителя православия, своими вдохновенными творениями всех наставлявшего на путь, ведущий к достижению добра и духовной красоты" 24.

В заключение подведем итоги. Без преувеличения можно утверждать, что погребение митрополита Димитрия в Яковлевской обители и последующее прославление святителя стали главными событиями в истории этого монастыря, по своему значению сопоставимые, пожалуй, лишь с самим фактом ее основания. Широчайшее распространение почитания нового чудотворца обусловило сохранение существования и процветание этой обители, даровав ей славу, честь и материальный достаток.


У мощей святителя
Димитрия Ростовского

Все вышеизложенное фактически подтверждает тезис, заявленный в начале. Ни одно из других мест России и Украины, связанных с более или менее долгим пребыванием митрополита Димитрия, не получило после его канонизации так много даров и благодеяний, как Спасо-Яковлевский монастырь. В то же время, никакой другой храм или монастырь не сделали для прославления святителя Димитрия так много, как эта обитель. Здесь хранились его мощи, в монастырской ризнице находились его мемориальные вещи, дни памяти святителя отмечались с особенным торжеством, ему посвящались храмовые престолы, в его честь был назван новый монастырский собор, наконец, и сам монастырь носил его имя. В целом, со второй половины XVIII в., все существование этого монастыря было посвящено идее прославления святого Димитрия Ростовского. Таким образом, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь - это исторический центр культа ростовского святителя.

Учрежденные обителью "Димитриевские чтения", посвященные 250-летию канонизации ростовского святителя 25, - прекрасное подтверждение того, что в новых условиях Спасо-Яковлевский монастырь поддерживает, творчески развивает и обогащает лучшие из своих духовных и исторических традиций.

А. Виденеева, к.и.н., н.с. исторического отдела музея-заповедника "Ростовский кремль"


[1] Нечаев В. (епископ Виссарион) Святый Димитрий митрополит Ростовский. М., 1910. С. 50.

[2] [Селецкий Д.С.] Описание Ростовскаго ставропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасскаго что на Песках. СПб., 1849. С. 50-52.

[3] Там же. С. 55-57.

[4] Новгородский митрополит Димитрий, петербургский митрополит Гавриил, крутицкий епископ Амвросий, настоятель Троице-Сергиевой лавры архимандрит Арсений.

[5] РФ ГАЯО. Ф. 145. Оп. 1. Д. 11. Л. 8.

[6] Иосиф, еп. Посещение Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго монастыря и г. Ростова государем императором Николаем II Александровичем и его августейшею. Б/м., 1913. С. 1.

[7] [Селецкий Д.С.] Описание Ростовскаго ставропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря...С. 71-72, 73-74.

[8] Титов А.А. Спасо-Иаковлевский Димитриевский монастырь в городе Ростове Ярославской губ. С 14.

[9] [Селецкий Д.С.] Описание Ростовскаго ставропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря... С. 38.

[10] ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 8.

[11] РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1463. Л. 1.

[12] [Селецкий Д.С.] Описание Ростовскаго ставропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго Димитриева монастыря : С. 31-32, 40.

[13] РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 911. Л. 1-2.

[14] РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 911. Л. 2.

[15] РФ ГАЯО. Ф. 145. Оп. 1. Д. 11. Л. 18-18 об.

[16] РФ ГАЯО. Ф. 145. Оп. 2. Д. 4. Л. 3.

[17] ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 84. Л. 17.

[18] Там же. Л. 15.

[19] [Селецкий Д.С.] Описание Ростовскаго ставропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря ... С. 73-74, 80; ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 120. Л. 309-310.

[20] ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 84. Л. 164 об.-165.

[21] ГМЗРК. Ф. 289. Оп. 13. Д. 84. Л. 164-168.

[22] Успенский Н. Путеводитель по святыням и древностям Ростова Великого. Сергиев Посад, 1912. С. 27.

[23] ГМЗРК. А-455. Л. 57 об.

[24] Димитриевы дни в Ростове-Великом. Празднование 200-летия со дня кончины Св. Димитрия, митрополита Ростовскаго. Ярославль, 1909. С. 1.

[25] Научная конференция "Святитель Димитрий Ростовский: 250 лет канонизации" состоялась в Спасо-Яковлевском монастыре 26-27 апреля.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами