Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Праведный отрок.

02.11.2008

На русском Севере, меж крутых берегов, поросших то тёмным ельником, то светлыми, выстланными беломошником сосновыми борами, течёт река Пинега. На правом берегу этой реки, в старинном русском селе Верколе, в 1532 году родился крестьянский мальчик Артемий.

В этом же году закончилась земная жизнь великого русского святого Александра Свирского и преставился, простудившись на охоте, царь Василий III Иоаннович. Правительницей страны стала Елена Глинская - мать трёхлетнего наследника престола, будущего царя Иоанна Грозного.

1.

Сами по себе столь значимые в истории России события непосредственного отношения к будущей короткой жизни Артемия не имели...

Он родился в крестьянской семье, и родители его - иотец Косьма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария, занимались землепашеством.

Небогата северная земля. Коротко - всего три месяца! - здешнее лето. Много трудов надобно приложить, чтобы вырастить на этой земле хлеб... Некогда внимать дальним слухам, некогда думать о пустом...

Схватили в Москве при попытке побега в Литву дядю царицы - Михаила Глинского... Казнили за попытку поднять восстание дядю наследника престола -князя Андрея Старицкого... Необыкновенно возвысился любимец Елены Глинской - боярин Иван Овчи-на-Телепнев-Оболенский...

Вести об этом, может быть, даже и не доходили до затерянной в лесных чащобах Верколы...

Когда умерла правительница страны Елена Глинская, её любимца, князя Ивана Овчину-Телепнева-Оболенского, бросили в тюрьму и заморили голодом. Началась борьба в окружении восьмилетнего наследника престола. Выходцы из Литвы Вельские боролись с природными Рюриковичами - Шуйскими. Победили Шуйские...

"Князь Шуйский поселился на дворе нашего дяди, князя Андрея... - вспоминал потом сам Иоанн Грозный. - Нас же с единородным братом моим начали воспитывать, как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде, и в пище. Ни в чём воли не было, но всё делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет - ни как родитель, ни как опекун... Кто же может перенести такую кичливость? Как исчислить многочисленные страдания, перенесённые мною в юности?"

2.

Повторим, что об этих происходящих в далёкой Москве событиях ничего не знали и не могли знать в Верколе. Артемий рос... Как и принято было на Руси, родители воспитывали его в страхе Божием и христианском благочестии. Артемий вырос кротким и послушным мальчиком. Может быть, даже более тихим, чем хотелось его родителям.

Известно, что уже с пяти лет разлюбил Артемий детские игры, стал чуждаться общества сверстников.

Как и все веркольские дети, Артемий рано начал помогать отцу в нелёгкой крестьянской работе.

Смолянисто-душно пахнут густые ельники, на лесных пожнях тучами налетают на косцов комары, горит лицо от них. И манят, манят в такую жару берега Пинеги, где раскалены солнцем прибрежные камни, где обжигает ноги чистый речной песок, где, прохладная и светлая, струится сама Пинега. Но некогда отлучиться с пожни - коротко северное лето...

Шуйские недолго торжествовали победу. Хотя и был увезён в Белоозеро и там задушен Иван Вельский, но скоро скончался и князь Иван Васильевич Шуйский. По приказу тринадцатилетнего царя псари затравили Андрея Шуйского.

Фёдора Шуйского отправили в ссылку - власть снова вернулась в руки Глинских. И подрастал, подрастал грозный царь. Говорят, что, когда родился он, по Русской земле прокатился гром, молния блеснула, земля поколебалась...

Когда он в семнадцать лет венчался на царство, страшные забушевали в Москве пожары... Падали колокола. Но ещё до этих пожаров, ещё до венчания на царство шапкою Мономаха грозного царя, в далёкой северной Верколе 6 июля 1544 года прогремела своя гроза. Артемий был на пашне, когда из-за чёрного ельника встала огромная, во все небо, туча. Тугой порыв ветра налетел из-за кустов, вихрем взметнуло пьиь и сухую траву, раздался оглушительный треск, и молния ударила в дерево, под которым, укрываясь от дождя, молился двенадцатилетний отрок Артемий.

С молитвою и взошёл он на небеса.

Когда подбежали к мальчику взрослые, тело его было уже бездыханным, а в изумлённо-распахнутые глаза заливалась дождевая вода.

3.

Неисповедимы пути Господни. Непостижим для ума человеческого Божий Промысл. Неведомо было веркольцам, что Милосердный и Премудрый Господь восприял в Свои небесные обители душу праведного раба Своего, отрока Артемия, чтобы стал он там перед Его Престолом молитвенником и заступником небесным за грешных людей...

Не поняли этого односельчане Артемия. Так тихо, так молитвенно, в таком послушании жил отрок, что и не разглядели его веркольцы, не успели рассмотреть за своими заботами и трудами... Долго стояли они над бездыханным телом, крестились испуганно. По суеверию своему считали они неожиданную кончину блаженного отрока - судом Божиим, наказавшим мальчика за какие-то тайные согрешения.

Плакала Аполлинария, мать Артемия, тяжело вздыхал отец Косьма, прозванный Малым...

Неумолимы были односельчане.

- Нельзя, - говорили они, - хоронить отрока. Великий грешник, видать, был, коли постигла его такая небесная кара.

Отнесли тело в глухой лес, положили там на землю, покрытую белым мхом. Сверху прикрыли хворостом и берестою и поставили изгородь... И ушли. И скоро забыли об Артемии. На тридцать два года забыли...

4.

Эти тридцать два года были годами правления царя Иоанна Грозного. Большие дела творил государь. Слухи о них теперь и до далёкой Верколы доходили.

В 1553 году Казань покорена бьиа. Потом Астрахань. Потом в Ливонии воевали.

Потом совсем уж дивные появились слухи. Будто бы, осерчав на москвичей, забрал семью государь и переехал в Александровскую слободу. Появилась на Руси опричнина.

Опричники казнили в Москве без суда, убивали людей прямо на улицах. Не пощадили даже святителя, митрополита Филиппа. Выволокли из Успенского собора и увезли в Тверской Отроч монастырь. Там и задушил страдальца, исповедника правды, страшный Малюта Скуратов.

А потом грозный царь уже не людей казнил - целые города. Когда казнили Новгород, монахов забивали палками, а простых новгородцев привязывали к саням и сбрасывали в Волхов. Об этих казнях в Верколе услышали от прибежавшего из Новгорода монаха. Рассказывал инок, что и в Пскове не принял Иоанн Грозный хлеба-соли от горожан... И тогда подошёл к нему псковский юродивый Никола и сказал:

- Покушай, Иванушка, хлеба-соли. Одной человеческой кровью сыт не будешь...

Пошёл в лес по ягоды веркольский дьячок Агафоник и узрел свет посреди сосновой чащи! Ближе подошёл Агафоник..

Под вековыми соснами покосилась прогнившая оградка, а в ограде, над кучей лесного мусора, свет сияет. Стоит над землёй и никуда не уходит.

Помолился Агафоник и только тогда вступил за полусгнившую оградку. Разрьи ветки, приподнял потемневшую бересту и увидел, что на земле отрок лежит, будто только что заснул...

И ещё раз осенил себя Агафоник крестным знамением, узнавая в отроке сверстника своего Артемия, убитого грозою тридцать с лишним лет назад. Только состарился за эти годы Агафоник - морщинистым лицо стало, выпали зубы, волосы на висках побелели от седины, а Артемий таким же юным, как тогда, тридцать два года назад, остался...

Весть о находке дьячка быстро по Верколе разнеслась. Отправились веркольские мужики в лес. Бородатые, степенные, стояли они над нетленным телом Артемия. Многие из мужиков моложе Артемия бьии. Только от родителей и слышали о том, как убила молния на пашне мальчика.

- Не будешь слушаться, - пугали родители, -будешь грешить, Бог и накажет тебя, как Артемия! Бог всё видит...

И вот уже не из этих детских страхов, а въяве явился Артемий перед ними. Не тронутый ни дикими зверями, ни беспощадным тлением, лежал он на беломошнике, такой же чистый и светлый, каким и был.

Долго спорили мужики, что делать с телом. Одни предлагали здесь закопать в землю, другие говорили, что надобно перевезти тело в церковь.

На том и порешили. Отвезли Артемия в веркольскую церковь святителя Николая Чудотворца, положили в гробу на паперти, прикрыв сверху берестою, которая и в лесу покрывала Артемия. Бьио это в 1577 году.

И никому из веркольских мужиков и в голову тогда не пришло, что не грешника они отыскали в лесу, а праведного чудотворца... Опять не разглядели веркольцы Артемия...

А состарившейся Апполинарии, матери праведного отрока, было в ту ночь видение. Под утро предстали перед нею два дивных юноши. Один - в дорогой одежде, в алом плаще, в узорчатых сапогах... Другой же - босой, в простой холщовой косоворотке. Были это первохристианский мученик, римский воин Уар и её сын Артемий... Небесное свечение исходило от них.

5.

А следующим годом отмечают наши летописи вспышки эпидемических заболеваний на Новгородской земле. Попущением Божиим распространилась на Двинской земле страшная лихорадка - трясовица. Многие умирали. Особенно часто - женщины и дети...

Пришла болезнь и в семью веркольского крестьянина Калли-ника. Заболел сынишка. На глазах таял...

Всю ночь молился отец об исцелении сына.

И уже под утро вспомнил вдруг Калли-ник об Артемии, которого знал ещё по детским годам, чьё нетленное тело в прошлом году перевозил из леса в церковь.

Не стал медлить отец - совсем худо становилось сыну...

Пошёл в церковь Николая Чудотворца, припал на паперти к гробу, а потом, отломав кусочек бересты, прикрывавшей нетленные мощи, привязал к нательному кресту больного сынишки.

И выздоровел сын.

Обрадованный отец рассказал о чуде односельчанам - и словно спала пелена с глаз. Теперь ясно увидели они то, что не могли разглядеть ни при земной жизни отрога Артемия, ни при обретении нетленных мощей. Толпами собирались теперь веркольцы у гроба отрока Артемия, пели молебны и творили память о праведнике.

И умилосердился Господь - отступила от Верколы злая болезнь.

С этого дня начала расти слава праведного Артемия, веркольского чудотворца.

Уже не только веркольцы шли к гробу праведного отрока. Толпы скорбящих притекли в Верколу из соседних сёл. Шли за помощью к праведному Артемию поморы с берегов Белого моря, шли рыбаки с Мезени, мчались на оленьих упряжках зыряне и самоеды... Всё новые и новые исцеления совершались у чудотворце-ва гроба вдалеке от Верколы по молитве к праведному отроку Артемию.

6.

И всё ещё царствовал грозный царь Иоанн ГУ Васильевич.

В1578 году удачи в ратном деле отвернулись от его армии. Начались поражения в Ливонской войне, а тут ещё и Стефан Баторий объявил войну России, взял Полоцк, Великие Луки, осадил Псков... Иван Грозный предлагал возвратить ливонские города, но Баторий требовал в придачу и Псков.

В седьмой, уже последний, раз женился Иоанн Грозный. В жёны взял Марфу Нагую. Ещё - убил в припадке гнева своего старшего сына Ивана, требовавшего помочь осаждённому Пскову.

Псков, слава Богу, поляки не взяли.

В 1581 году в деревне Киверова Гора было заключено перемирие с поляками на десять лет. Иоанну Грозному пришлось уступить полякам всю Ливонию.

А в 1583 году заключили мир и со шведами, отдав им Ивангород, Ям и Копорье...

А на следующий год, собравшись поиграть в шахматы, умер Иоанн ГУ Васильевич Грозный...

В том же году устроили веркольцы при церкви Николая Чудотворца особый придел, куда перенесли мощи праведного отрока Артемия, положив их в новый гроб.

Великие чудеса происходили четыре столетия подряд и имеют место сейчас по молитвам к праведному отроку.

Однажды разболелись глаза у жителя Холмогор Иллариона Артемиева. Потерял он зрение и до того отчаялся, что пытался даже удавиться, но соседи помешали ему. Услышав о чудесах, проистекающих от мощей Артемия, Илларион обратился к праведному отроку с усердной молитвой.

И в тот же час прозрел и увидел в видении святого Артемия... Он стоял перед Илларионом с посошком в левой руке, с крестом - в правой.

- Человече! - сказал Артемий. - Пошто ты страдаешь? Восстань! Христос через меня исцеляет тебя. Иди в Верколу и приложись к гробу моему!

Или другой случай. Симеона Казаринова, плывшего из Мангазеи в Архангельск по Северному Ледовитому океану, спас праведный отрок Артемий от потопления. Тогда поднялась такая жестокая буря, что уже прощались друг с другом мореходы в ожидании смерти. Но потом опомнились, помолились отроку Артемию - и сразу утихло море...

7.

Монастырь в честь праведного отрока Артемия возник в XVII веке.

В 1635 году ехал в Мезень воевода Афанасий Пашков, знакомый уже многим поколениям русских людей по гениальной книге "Житие протопопа Аввакума". У поворота на Верколу возница остановил сани.

- Чего ты? - спросил воевода.

- Нешто к чудотворцу Артемию не заедем поклониться?

- Поспешай своей дорогой! - приказал воевода. -Недосуг сегодня... И вот разболелся у Пашкова сын Иеремия (Еремей), тоже хорошо знакомый нам по книге протопопа Аввакума. Мальчик был уже почти при смерти, когда Пашков, вспомнив свою греховную торопливость, дал обет съездить с сыном к праведному отроку Артемию.

Услышав это, Иеремия сам встал и, держась за оконце, спросил отца: "Каким путём надо ехать к чудотворцу Артемию?"

Пятьдесят вёрст надобно было проделать Пашковым, но, когда они приехали в Верколу и приложились к святым мощам, Иеремия сразу излечился.

А отец его в лесу, где были найдены мощи праведного отрока, построил на месте сгнившего сруба церковь во имя чудотворца Артемия, устроил келий и поставил ограду.

В 1647 году по указу царя в эту монашескую пустынь и были перенесены святые мощи Артемия. Пристойнее было находиться им теперь в монастыре.

Строг устав монастырский: "Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться, в коридорах для бесед не останавливаться, быть и наедине всегда одетому, почитать друг друга, особенно старших летами", - словно с жизни праведного отрока и списанный.

На Русском Севере, меж крутых берегов, поросших то тёмным ельником, то светлыми, выстланными беломошником сосновыми рощами, течёт река Пинега.

Холодны и долги зимы на Пинеге. Коротко и жарко здешнее лето. Смолянисто-душно пахнут густые ельники, на лесных пожнях тучами налетают на косцов комары, горит лицо от них И манят, манят в такую жару берега Пинеги, где раскалены солнцем прибрежные камни, где обжигает ноги чистый речной песок, где, прохладная и светлая, струится сама Пинега.

Но некогда отлучиться с пожни - коротко северное лето... Зато зимы здесь долгие, снежные...

И так спокойно, так тихо вокруг, что далеко слышна здешняя молитва, до самого неба доходит она, где предстоит престолу Бо-жию крестьянский мальчик - праведный отрок Артемий и молится Богу о всех нас...

Н. М. Коняев



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами