Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Иконопочитание - путь ко спасению.

21.10.2007

"Скажите, какая икона действует сильнее – Казанская или Владимирская?"

"В каком кармане нужно носить икону для исцеления от пьянства – в боковом или в нагрудном?"

"Скажите, если освященную икону поместили в стеклянную рамку, то она уже потеряла свою силу?"

Подобные вопросы не смущают разве что видавших виды продавцов иконно-книжных лавок. Для многих же подобное отношение к православной иконе является определенным соблазном. И возникает в умах старая, но не забытая мысль о том, что так ли уж необходимо подобное иконопочитание? Эта мысль и сомнения, вызванные ею, будоражили целые поколения христиан не только в период иконоборчества VIII-IX веков, но и на протяжении всей истории становления Православной Церкви. Проще всего единым махом разрубить гордиев узел – объявить, что неумеренное поклонение священным предметам и изображениям приводит к язычеству. Гораздо сложнее вдумчиво и терпеливо приводить людей к правильному пониманию роли и места священных изображений в литургической жизни Церкви.

В настоящее время, несмотря на доступность серьезных изданий по богословию иконы и апологетике иконопочитания, среди православных христиан все же нередки случаи отношения к иконе как к талисману, который сам по себе, без участия воли Божией, имеет некие магические свойства. Это, естественно, дает повод противникам почитания святых икон обвинять православных якобы в "идолопоклонстве". И хотя сегодня вся Церковь – и клирики, и миряне – проводят активную работу по религиозному образованию и катехизации, по-прежнему существует необходимость в популярных изданиях как об основах богословия иконы, так и о защите иконопочитания. Автор искренне надеется, что предлагаемая статья поможет читателю найти ответы на некоторые актуальные вопросы по данной теме. А сами вопросы возникли в ходе лекций, которые читались для аудиторий с различной степенью воцерковленности и разным уровнем богословских знаний.

Как известно, православная икона – это не просто портрет святого или иллюстрация к событиям Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное. Какой смысл вкладывают в это понятие православные христиане?

Для начала откроем словарь и прочитаем следующее определение: "Священный – отделенняй от обыкновенного, освященный; посвященный".

Это определение применимо не только к священным изображениям, таким, как иконы или изображения креста Господня, но и к священным предметам, например – святому престолу, потиру, лжице.

Изображение или предмет, отделенный от обыкновенного… Что это значит? То, что они выполнены каким-нибудь особым образом и, вследствие этого, имеют большую ценность? А может быть, они наделены какими-то особыми свойствами? Или же эти предметы и изображения определены для какого-то особенного, отличающегося от повседневного, действия? Последнее является наиболее вероятным. Действительно, и священные изображения, и священные предметы предназначены для одного особого действия – общения Бога и человека, действия, которое выражается в Богослужении, совершении Таинств и молитве.

Изображение или предмет освященный… Освящение – это, можно сказать, благословение, которое дает от лица всей Церкви священнослужитель на использование предмета или изображения для Богообщения. Применительно к святым иконам освящение – это также критерий оценки их богословского содержания и, соответственно, разрешение на участие в литургической жизни Церкви. Сомнительные по содержанию и технике выполнения иконы благословения не получают.

Слово "освящение" тождественно славянскому глаголу "освятити", что значит – посвящать, очищать. Очищать от чего? От реалий быта. Не давайте святыни псам… (Мф. 7, 6) – это значит – не низводите до обыденного уровня то, что предназначено для мира духовного.

Не будем судить о том, происходят ли изменения в физической природе предмета в момент его освящения, но с точки зрения нравственной – эти изменения очевидны. Меняется не только статус предмета, но и отношение человека к нему. Да и сам священный предмет оказывает воздействие на духовную жизнь человека, потому что отношение к святыне – показатель духовного уровня человека. Представим себе человека, который неожиданно получил в подарок потир. Человек далекий от Церкви, скорее всего, поставит потир на видное место и будет любоваться виртуозностью его отделки. Человек же верующий поступит по-другому: священный сосуд, который раньше предназначался для Таинства пресуществления вина и хлеба в Пречистое Тело и Честную Кровь Христовы, он возвратит в церковь.

И как не жалко было бы ему, по немощи человеческой, расставаться с этим предметом, несомненно, подобный поступок – серьезный шаг на пути нравственного усовершенствования.

Церковно-славянское слово "почитаю" означает – сопровождаю в торжественной процессии. Эта процессия – не что иное, как шествие в Царство Божие, а благоговейное отношение к священным предметам и изображениям – своеобразные вехи на этом непростом пути. Понимая это, Православная Церковь на протяжении всей своей истории воспитывает у верных своих членов достойное отношение к святыням. Выражается это и в особых уставных формах почитания, таких как: воскурение фимиама перед вещественной святыней, преклонение колен и лобызание.

Разве поклонение рукотворным предметам не противоречит второй заповеди Божией: Не сотвори себе кумира и всякого подобия… да не поклонишися им, ни послуживши им (Исх. 20, 4-5)?

Говоря о второй заповеди, необходимо вспомнить и первую: Я Господь Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2-3).

Первой заповедью Господь указывает на Себя и повелевает человеку почитать только Единого Истинного Бога. Говоря по-другому, отныне людям (пока, правда, только небольшому избранному народу) навсегда запрещается возврат к многобожию – политеизму. Для многобожия, или язычества, характерно поклонение богам, олицетворяющим как различные силы природы, так и явления общественной жизни. Подобный пантеон богов, находящихся в строгой иерархии, – плод человеческой фантазии, возникший в сознании людей, уклонившихся от веры в истинного Бога.

Основная причина возникновения язычества – утрата человечеством первоначального Божественного Откровения после Великого потопа. Этому способствовали и рассеяние людей по всей пригодной для обитания территории, и нравственная нечистота, и определенного рода невежество, отразившееся в желании выразить свойства Божии в обожествлении явлений природы и представителей флоры и фауны – животных, птиц, деревьев и т. п.

Апостол Павел свидетельствует: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (Рим. 1, 21-25).

Внешней формой языческого верования является поклонение кумирам или идолам – изображениям ложных, выдуманных богов. Поклонение идолам и служение им – обожествление неодушевленного предмета, то есть пустоты.

…Идол в мире ничто, и…нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор. 8, 4).

Но поклонение кумирам и идолам – это не просто поклонение некоему неодушевленному предмету – это, зачастую, поклонение силам зла и принесение им в жертву человеческих жизней.

…И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью (Пс. 105, 37-38).

Именно против поклонения таким кумирам и предостерегает вторая заповедь Божия. Причем кумир – это не только вырезанный из дерева или высеченный из камня персонифицированный истукан. Кумир – понятие более широкое. Кумиром для человека может служить и другой человек, например, известный музыкант, художник или игрок в хоккей с шайбой. Кумиром может стать и область человеческой деятельности, такая как, положим, наука. То есть все то, что в сердце и уме человека заменяет Бога, можно отнести к таким понятиям, как кумиротворчество или идолопоклонство. Тогда как священные предметы и изображения служат одной цели: Богообщению – молитвенному диалогу Бога и человека.

Почитая святые иконы, мы всю меру своего молитвенного усердия переносим не на предмет – доску и краски, а на того, кто стоит за предметом – через образ к первообразу.

Надо отметить, что эти понятия – образ и первообраз – являются основополагающими для богословия священных изображений. Но прежде, чем раскрыть эти понятия, следует обратиться к психологии зрительного восприятия. Существуют две стороны такого восприятия: в первом случае мы видим сам объект (прямое восприятие), во втором – его изображение (опосредованное восприятие). Поясним это на примере. Представьте себе следующую парадоксальную ситуацию: живет человек, который никогда в жизни не видел, допустим, стола. Для того, чтобы увидеть этот необходимый предмет воочию, человека достаточно просто подвести к столу – это и будет прямое восприятие. Если же это сделать невозможно – человек живет, к примеру, в уссурийской тайге, тогда увидеть внешний вид стола можно по фотографии или рисунку. То есть при опосредованном зрительном восприятии появляется посредник – образ реально существующего предмета.

Взаимосвязь этих понятий можно представить следующими примерами: уголок природы и его изображение – пейзаж; звук речи и его графический символ – буква; место перехода улицы пешеходами и его выражение в виде пиктограммы – условного графического знака "переход" и так далее.

Следует заметить, что при опосредованном зрительном восприятии, чем более изображение приближено к реальному виду объекта, тем проще создается представление о самом объекте; и напротив, чем изображение условнее и отвлеченнее, тем сложнее оно для восприятия. Таежный житель из нашего примера легко представит себе стол по фотографии, а вообразить этот предмет по чертежу, выполненному в трех проекциях, ему будет сложно – для этого необходимо специальное обучение. Так же и человек, не знающий нотной грамоты, не сможет по нотам – графическим символам музыкальных звуков – напеть мелодию.

В иконографии понятие "образ" относится к конкретному иконописному изображению – самой иконе; а с тем, кто на иконе изображен, соотносится понятие "первообраз". Конечно же, понятие "образ" не следует смешивать со словом "образа" – бытовым названием икон.


Следовательно, молясь перед любой иконой Спасителя (будь то Господь Вседержитель или Спас Нерукотворный), мы все мысли и чувства возносим к одному Господу Иисусу Христу.

Или, скажем, перед нами икона преподобного Сергия Радонежского. Сам реально существующий в мире горнем святой – первообраз, а его многочисленные иконописные изображения – образы святого.

Иконы именуются святыми не только потому, что они освящены, то есть посвящены Богу, выделены из грешного бытия для Богообщения, но еще и потому, что святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6, 3) отражается не только в угодниках Божиих, но и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… (Лев. 20, 26)

Все, что вы нам рассказали, интересно и поучительно. Но ведь это только теория, только догматика. Православие же – не книжная вера, не философия, а практический путь ко спасению. Расскажите о практике иконопочитания и о том, что дает подобная практика для православных христиан.

Спасибо за своевременный и нужный вопрос. А отвечать на него я начну со следующих примеров.

Пример первый. Пожилой монах, наставник, предложил своему ученику – молодому монаху – пойти на проповедь в город. Когда же они, беседуя друг с другом, прошли через небольшой городок и вернулись к стенам монастыря, то молодой монах был весьма удивлен, что они не встали на площади, не собрали вокруг себя людей и не произнесли проповедь. Наставник ответил так: "Проповедь состоялась. Люди видели, что идут два монаха, беседуют о Боге, от них исходит мир и покой. Разве это не свидетельство о Христе? Разве сам вид монахов не заставил задуматься озабоченных суетными делами людей о вечном?"

Пример второй. Один мой знакомый художник признался, что именно православная икона привела его, тогда еще некрещеного и весьма высокомерно относящегося к "бабушкиной вере" человека, в Церковь. Этот человек, обладающий развитым эстетическим вкусом, почувствовал всю фальшь слащавых изображений, которыми была полна община кришнаитов, куда он готовился вступить. Тогда ему очень отчетливо вспомнились глаза Богородицы на Владимирской иконе, неземной лик архангела Гавриила с иконы "Ангел Златые власы", и сразу стало понятно, где истинная вера.

Почему я привел именно эти два примера, а не многочисленные случаи исцелений и чудотворений от святых икон?

Одно из назначений Церкви в мире – свидетельствовать о другом мире, вечном и нетленном. И вид неторопливо идущего в городской суете монаха, и лик с иконы, вдруг так поразивший случайно зашедшего в храм прохожего – все это свидетельства инобытия в нашем мире, признаки промыслительного действия Божия, которое выражается в попечении о падшем человечестве.

Неназойливо, без подавления свободы воли человека, и сверкающие купола храмов, и вопрошающие глаза святых на иконах безмолвно благовествуют и доносят до нас вечный призыв Творца ко спасению каждой человеческой души. И такой молчаливый призыв – это практика, но практика начальная, основанная на эмоциональном, душевном уровне. Это, скорее, только первый шаг к постижению Божественного откровения, которым наполнена наша Церковь.

Но есть практика другого уровня. Разве можно представить себе церковь, в которой нет благодатного покрова Таинств, которая является только местом для обучения основам веры и полемики между представителями множественных богословских школ? Церковь признана спасать, оберегать и освящать. Причем освящать все стороны человеческой деятельности, потому и совершается молебен о даровании дождя, потому и существует чин благословения пчелиных ульев. И если появится в "Требнике" молитва на благополучную работу электронной техники – это не будет чем-то низменным и неблагочестивым. Ведь и сам Спаситель благовествовал на простом и доступном языке и использовал такую распространенную разговорную форму, как притча.

Если говорить об иконе, то нужно понять, что икона, бесспорно, – это часть Священного Предания, это – богословие в линиях и красках, это – благовествование о Боговоплощении, но ведь икона – еще и молитва в линиях и красках. И как всякая молитва, икона непознаваема до конца. Нельзя икону "поверить алгеброй", икона поддается исследованию до определенных пределов, но наступает порог, за которым – тайна. Поэтому икона предназначена больше для молитвенного предстояния, а не для созерцания. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что и внешняя изобразительно-познавательная сторона иконописания имеет весьма большое значение, – ведь недаром же называли в свое время икону "Библией для неграмотных".

Но все-таки главное – это молитвенное предстояние. Наверно многие из прихожан переживали такое духовное состояние, когда во время службы вдруг оборачиваешься, как от неожиданного оклика, и видишь устремленные на тебя глаза иконы. Это и есть начала того молитвенного диалога, того самого высокого уровня восприятия иконного изображения, когда ни техника исполнения, ни время написания не имеют никакого значения, а самое значимое – первообраз. Именно тогда начинаешь чувствовать реальность духовного горнего мира.

Здесь, думается, уместно процитировать несколько строк из очерка философа Евгения Николаевича Трубецкого "Умозрение в красках":

"Шопенгауэру принадлежит замечательное верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться как к высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы первыми с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с ними заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона – больше чем искусство. Ждать, чтобы она сама с нами заговорила, приходится долго, в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет…

В этих строгих ликах есть что-то, что влечет к себе и в то же время отталкивает. Их сложенные в благословении персты зовут нас и в то же время преграждают нам путь: чтобы следовать их призыву, нужно отказаться от целой большой линии жизни, от той самой, которая фактически господствует в мире".

Иконопочитание – это не только догматический принцип. Это мистический опыт переживания иной реальности. И это практика.

Православной Церковью почитаются сотни чудотворных икон, созданы молитвы, акафисты, посвященные чудотворным иконам; в годовом богослужебном круге существуют дни чествования чудотворных икон. Что же такое чудотворная икона и почему такое почитание оказывает ей Православная Церковь?

Известный писатель и богослов Клайв Льюис дал простое, но очень емкое определение чуда: "Под чудом я понимаю вмешательство в природу внеприродной, то есть сверхъестественной силы. Если кроме природы нет ничего, чудо невозможно".

Но чудеса существуют – тому есть немало реальных подтверждений. Чудо – это проявление воли Божией, которое происходит по нашим молитвам.

Церковная история знает немало примеров Божественного волеизъявления и через святые иконы. Например, икона Божией Матери Казанская. Это явленная чудотворная икона. Явленная потому, что обретена была 8/21 июля 1579 года в городе Казани по указанию десятилетней девочки Матроны. Отроковице в течение трех ночей в сне являлась Богоматерь с повелением откопать в указанном месте на пепелище Ее икону. Впоследствии икона прославилась многочисленными чудотворениями, первым из которых было исцеление двоих слепцов. Списки с чудотворного образа распространились по всей православной России, а в храмах, построенных в честь Казанской святыни, до сих пор возносятся молитвы и читается акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее Казанской. Обратите внимание на название акафиста, которое свидетельствует о том, что молитвенное обращение возносится не самой иконе, а Богородице. То есть через чудодейственный образ к Первообразу. Недаром святитель Филарет Московский, рассуждая о почитании икон Богородицы, пишет следующее: "Посему неудивительно, что некоторые с особым усердием и верою прибегают к какой-либо известной иконе Пресвятой Богородицы. Только бы вера их не останавливалась на одном образе, но простиралась к Самой изображенной Пресвятой Богородице".

Почему же от прославленных в прошлом чудотворных икон нет чудотворений в настоящее время? И почему каждая, написанная по канону и освященная в церкви икона не становится чудотворной?

Я отвечу словами замечательного философа и богослова Николая Михайловича Тарабукина: "Вся религия и все, что связано с ней, – чудотворно, ибо все действенное в религиозном смысле есть результат таинственной связи верующего существа с Божественным Промыслом… Всякая икона, признанная каноничной и освященная по обряду Церковью, может стать чудотворной через молитвы верующих, преклоняющих перед нею колени и устремляющих свои помыслы и надежды к Первообразу.

Прославленные чудесами иконы, как Владимирская, Смоленская, Казанская и многие другие, суть лишь избранницы Божий, через которые много раз, в ответ на молитвы верных Господь проявлял свою милость. Их чудеса общеизвестны. Но существует множество безвестных икон, также являющихся орудием в руках Промысла, но не обративших внимания не только массы молящихся, но даже и того одинокого верующего, которому принадлежит икона и перед ликом которой он много раз воссылал молитвы. Чудотворение немыслимо без веры в Божие милосердие. Чудотворение через икону есть акт действенного усилия ума верующего, обращенного с молитвою к Богу, и акт снисхождения благодати Божией в ответ на молитвенные усилия верующего".

Мы бережно храним память о благоволении Божием к нашему народу, явленному через чудотворные иконы. Мы благоговейно почитаем эти великие святыни, даже если и не происхо дят от них в настоящее время чудотворения. Но "Дух Божий дышит где хочет" и потому и раньше, и сейчас избираются иконы для проявления действия Божиего в мире. В настоящее время засвидетельствовано множество фактов чудотворений от икон. Это и случаи телесного и духовного исцеления, обретения, обновления и мироточения икон.

Существует понятие "намоленная икона". Что это значит?

Намоленная икона это не понятие, это священное изображение. Как всякое изображение, выполненное при помощи линии и цвета, икона должна иметь определенную степень мастерства. Ведь в иконе важно все: и внутреннее содержание и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик икона становится источником благодати особого действия Божиего в нашем мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной.

Обосновано ли с точки зрения богословия священных изображений широко распространенное среди малоцерковных людей мнение, что икона способна накапливать и отдавать некую благоприятную энергию?

Нет. Ни в коем случае нельзя считать икону вещью самодостаточной, которая сама по себе, без воли Божией способна производить какие-либо действия. Ошибочно также считать икону неким аккумулятором, который сначала накапливает, затем, переполнившись, отдает "молитвенную энергию". По словам Н.М. Тарабукина: "Чудодейственная сила исходит не от иконы, а через икону, и благодать этой силы приемлет только верующий".

Икона должна быть обязательно написанной или можно почитать как священное изображение и репродукцию?

Иконы, написанные иконописцами, и репродукции икон, если они каноничны и освящены в церкви это полноценные священные изображения. Были даже случаи мироточения бумажных репродукций икон в церквях.

Конечно, и в храме и в доме хотелось бы видеть только писаные иконы, но на сегодняшний день это не всегда возможно. Бывает, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Как правило, подобные изображения не вызывают чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней; они сомнительны по богословскому содержанию и непрофессиональны по технике выполнения. Но ведь иконописец в момент написания иконы творит молитву, а печатник, работающий за станком, может быть человеком неверующим! К сожалению, в этом вопросе чувствуется некоторое непонимание назначения священных изображений. Да, печатник может быть завзятым атеистом. Но какое отношение к этому имеет репродукция иконы "Троица" преподобного Андрея Рублева?

Иконописец должен исполнять свое служение (а иконописание это именно служение) будучи подготовленным к нему постом и молитвой, но бывает, что этого не происходит. Тем не менее, икона или репродукция иконы, вышедшая из рук и печатника и иконописца, может получить благословение Церкви и занять подобающее место среди прочих икон. И на самом деле суть не в том, чьими руками выполнено изображение. Ведь, как правило, не создается что-то новое, а повторяется уже установленный образец. Главное, чтобы само изображение было выполнено по канонам и на достаточно высоком уровне. Жизнь иконы начинается не с момента завершения работы над ней, а тогда, когда перед ней начинают молиться. Другое дело, когда иконописец берется создавать новый иконографический тип, то есть икону, которой никогда не было. Здесь, конечно, требуется и чистота внутренняя, и высокий уровень богословских знаний. А когда икона начинает, так сказать, действовать? Когда перед ней ставят свечу или зажигают лампадку? Или это необязательно, а главное молитва? Икона посредник между двумя мирами: миром горним и миром дольним. Она предназначена для молитвы и молитва перед иконой это, несомненно, самое главное.

Возжигание свечей, поклоны, целование это установленные еще в глубокой древности внешние формы почитания священных изображений. Они сохранились до сих пор и, конечно, им нужно следовать. К тому же все эти знаки почитания имеют и другое серьезное обоснование: они являются своеобразными предваряющими молитву действиями и задают особый молитвенный настрой. А вот благодатное воздействие через икону происходит именно во время молитвы. Но следует сказать, что икона может оказывать благотворное воздействие на духовную жизнь человека и не только во время молитвы. Когда в суете дня мы вдруг видим святой образ, то наши мысли и чувства невольно устремляются к вечному. В некоторых храмах можно увидеть в продаже иконы с такими пояснениями от пьянства, от сглаза, от зубной боли. Как к этому относиться? С терпением и пониманием. И конечно, не следует видеть здесь скрытую пропаганду язычества. Скорее всего, из-за большого количества верующих и нехватки времени для разъяснения сути чудесных исцелений и появились подобные подписи. А если вы чувствуете в себе силы и желание, то сами и объясните прихожанину, покупающему, к примеру, "икону от винопития", что икона это не лекарственное снадобье и помощь можно получить по молитвенному ходатайству святого перед Господом только тогда, когда сам желающий исцеления станет усердно и терпеливо молиться. Можно ли считать иконами живописные произведения, такие как "Сикстинская мадонна" Рафаэля, помещать их в святой угол и молиться перед ними? Что касается живописи на религиозные темы, а именно к такой живописи относятся и "Сикстинская мадонна" Рафаэля, и "Явление Христа народу" Александра Иванова, и "Христос в пустыне" Крамского, то эти и множество других прекрасных произведений живописи нельзя считать священными изображениями иконами. Картина художественный образ, созданный творческой фантазией художника. Она является формой передачи мироощущения художника. Икона откровение Божие, высказанное языком цвета и линии, данное и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца мировоззрение Церкви. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона творение соборное; иконописание не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Картина средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени. Икона средство для общения с Богом и святыми Его. Искусство живописи принадлежит миру душевному, эмоциональному. Лучшие образцы религиозной живописи воспитывают чувства, повествуют в яркой образной форме о событиях Священной истории. Но живописные полотна по своей сути не являются священными изображениями, они не созданы для молитвы, для предстояния. Они нужны именно для созерцания. Пустынножители первых веков христианства не имели молельных икон и прославлены были как святые. Так ли уж необходимо иконопочитание для спасения и в наше время? Подвижники первых веков христианства действительно не имели молельных икон, таких, какие мы имеем сейчас. В то время еще исторически не сложилась их внешняя форма, не были определены догматические принципы иконопочитания. Однако мы знаем множество святых, которые жили в ту далекую эпоху. Суть спасения, конечно, не только в почитании святых икон. Путь ко спасению индивидуален у каждого человека и имеет свои особенности в различные времена. Незыблемы только Заповеди Божий, по которым нам предписано жить, неизменно и Слово Божие, сохраненное в священном Писании, а Священное Предание, которое продолжается и сейчас, позволяет нам неизменно сохранять всю полноту Богообщения. И эта полнота немыслима без почитания священных изображений, без молитвенного предстояния перед святыми иконами. Отсечь что-то, якобы неважное, и полнота нарушится. Я всегда привожу такой пример. Представьте себе человека, ранее владевшего несколькими языками, который в силу каких-то неведомых причин решил сократить свой словарный запас до тридцати слов, и уверенного в том, что этого ему вполне достаточно для общения со всем миром. Деградация налицо. Полностью отрицая Иконопочитание, противники священных изображений отсекают от себя и источник Откровения Божиего, и средство молитвенного общения. Поэтому можно сказать, что почитание Святых икон не просто одно из догматических требований церковной жизни это веха на многотрудном пути спасения.

С. Алексеев



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами