Публикации
Праздник, особо почитаемый нашими предками.
23.07.2007
Положение Ризы Господней
10 (23) июля Русская Православная Церковь празднует "Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве", в память обретения этой святыни в 1625 году.
Согласно евангельскому повествованию, хитон – Риза Господня – по жребию досталась одному из воинов: "Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: "разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий" (Иоан. 19, 24).
Первое упоминание о поклонении величайшей христианской Святыне мы находим в житии св. равноап. Нины. Там говорится о том, что святая услышала от одного из грузинских евреев рассказ о том, как Хитон Господень попал в Иверию (древнюю Грузию).
"Елиоз, присутствовавший при распятии Христа, приобрел Хитон Его от римскаго воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сестра Елиоза Сидония, приветствуя брата Сидония, взяла из рук его Хитон, стала целовать со слезами, прижала потом его к груди своей и тотчас пала мертвой. И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из рук умершей эту священную одежду, – даже сам царь Адеркий, пришедший со своими вельможами видеть необычайную смерть девицы и желавший также вынуть из рук ее одежду Христову.
Спустя некоторое время Елиоз предал земле тело своей сестры, вместе же с нею схоронил и хитон Христов и сделал это столь тайно, что даже и до сего времени никто не знает места погребения Сидонии. Предполагали что это место находится посредине царского сада, где сам собою вырос тенистый кедр; к нему стекались со всех сторон верующие.
Услыхав об этом предании, святая Нина стала приходить по ночам молиться под этот кедр; однако она сомневалась, действительно ли под корнями его скрыт хитон Господень. Но таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что это место свято и в будущем прославится. Так, однажды, по совершении полунощных молитв, святая Нина видела: вот из всех окрестных стран слетелись к царскому саду стаи черных птиц, отсюда же они полетели к реке Арагве и омывались в водах ее. Спустя немного они поднялись вверх, но – уже белыми как снег, и потом, опустившись на ветви кедра, они огласили сад райскими песнями. Это было ясным знамением, что окрестные народы просветятся водами святого крещения, а на месте кедра будет храм в честь Истиннаго Бога, и в сем храме имя Господне будет славимо во веки.
Еще видела святая Нина, что, будто, горы, стоявшие одна против друтой, Армаза и Задена, потряслись и пали. Слышала она также звуки битвы и вопли бесовских полчищ, как будто бы вторгшихся, в образе персидских воинов, в столичный город, и страшный голос, подобный голосу царя Хозроя, повелевающий предать все уничтожению. Но все сие страшное видение исчезло, лишь только святая Нина подняв крест, начертала им в воздухе знамение и сказала: "Умолкните, бесы! настал конец вашей власти: ибо вот Победитель!"
Что касается грузинских летописей, то о Ризе Господней они говорят весьма кратко. Из их свидетельств видно, что святая Нина нашла только место, где был скрыт Хитон Господень, т.е. могилу, в которой, вместе с умершей девицей Сидонией, был зарыт и честной хитон Господень. Хотя кедр, выросший на этой могиле, и был срублен по повелению святой Нины, однако пень его, под которым был скрыт гроб Сидонии и в нем – Риза Господня, оставлен был в целости, как думают, – по приказанию светоносного мужа, явившегося святой Нине и сказавшего ей на ухо три таинственных слова, когда она ночью слезно молилась возле этого корня. Так думают потому, что с этого времени святая Нина никогда уже не помышляла удалить корень кедра и отрыть гроб Сидонии, равно как не искала и в другом каком-либо месте столь дорогого для нее Хитона Господня.
Однажды она утешала царя Мириана, когда тот печалился о том, что послы его, получив от царя Константина часть животворящего древа Креста Господня и гвоздь, не принесли их в Мцхет, но оставили первую в Манглисе, а второй – в Ерушети. Святая говорила ему:
- "Не печалься царь! Так нужно было, – чтобы и границы твоего царства находились под защитой Божественной силы Христова Креста, и вера Христова распространялась. Для тебя же и твоего столичного города достаточно той благодати, что здесь пребывает пречестной Хитон Господень".
Присутствие Хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительнаго и благовонного мира. Истечение мира из живоноснаго столба прекратилось, когда, по воле Божией, Хитон Господень был вынут из земли.
- "Это было, – сообщает неизвестный грузинский писатель, – в тяжкие для всей Грузии годы нашествия варварских полчищ Чингисхана (1221 г.), когда они овладели Тифлисом, перебили жителей его в числе около ста тысяч человек, разрушили все тифлисские храмы и храм Сионский, предали поруганию все христианские святыни, равно как и Сионскую чудотворную икону Божией Матери, топтать которую ногами они заставляли самих христиан. После этого они бросились на город Мцхет, жители которого бежали, вместе со своими архиереями, в леса и в недоступные ушелья гор.
Тогда один благочестивый человек, предвидя погибель Мцхета и не желая оставить на поругание варварам святыню храма его, открыл, после предварительной молитвы к Богу, гроб Сидонии, вынул из него пречестной Хитон Господень и потом передал его главному архипастырю. Храм же Мцхетский, величественное сооружение царя Вахтанга Гург-Аслана, был тогда разрушен до основания. С этих пор хитон Господень был сохраняем в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма в прежнем величии царем Александром I, царствовавшим в Грузии с 1414 до 1442 года. Хитон Господень внесли тогда в этот соборный храм и, для большей сохранности, скрыли его в церковном кресте, и он оставался там до ХVII века.
В 1616-1617 гг. Грузия была завоевана персидским шахом Аббасом I. Грузинский (кахетинский) царь Теймураз в грамоте, присланной в 1619 году царю Михаилу Феодоровичу (1613-1645) с послом игуменом Харитоном, так описывает это событие: "Божиим праведным судом и гневом, по нашему греху, над нами учинилось: солнце во тьму превратилось, и луна померкла, день в ночь, а ночь в день… Пришел на нашу землю шах кизылбашский со многою своею несчетною ратью и землю нашу разорил, пречистый Образ и иные образы наши православные хрестьянские веры обругал, разорил церкви Божии и четыре великие монастыри, сооруженные при царе Федоре Ивановиче, иконы святых пожег и нищих ваших богомольцев побил; да и иные многие монастыри разорил: оклады с Божия милосердия, злато и сребро обдирали, а святых иконы в огонь клали. Монастырь великого чудотворца Георгия, в нем был митрополит, и тот монастырь разорен до основания".
Через своего посла игумена Харитона царь Теймураз бил челом царю Михаилу Феодоровичу, чтобы он "великий государь, его царское величество, принял его под свою царскую высокую руку и от недруга его от шаха учинил его в обороне". О том же "со слезами" просил и его посол в Москве – чтобы "государь над ними смиловался, для православной христианской веры за них и за их землю вступился и шаху их не выдал".
В ответной грамоте Теймуразу от 5 мая 1621 года царь Михаил Феодорович уведомлял о своем желании держать его "в царском жалованием" и что и персидским послам, бывшим в то время в Москве, было говорено, и русским послам, отправленным к шаху, наказано, и в царской грамоте шаху Аббасу писано, чтобы он, шах, "ведая то, что иверские цари и вся Иверская земля прежде того были под державою великих государей царей и великих князей российских, ныне бы на Иверскую землю наступати и войны и тесноты никакия чинити не велел".
Вскоре после этого в Персию были направлены послы Василий Коробьин и дьяк Остафий Кувшинов. 21 января 1622 г. они уже были у шаха "в первом приезде". В ходе переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, "и кто помолится с верою и к тому Хитону коснется, того Бог помилует и от того Хитона исцелеет; и кто придет без веры, и к тому Хитону коснется, у того тотчас очи выпадут". По словам шаха, Хитон был взят им в Грузии, и он намерен послать его в Москву царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу.
Послы Коробьин и Кувшинов сразу же сообщили в Москву о том, что Аббас I намерен прислать в подарок Хитон Спасителя. Эта "отписка" была получена в Москве 27 июня 1624 года, и послам был отправлен запрос: собрать подробные сведения о происхождении Ризы Господней. Но послы, при всех стараниях, могли узнать только то, что "шах достал ее из Грузии, что в Грузии ее чествовали и от нее совершалось много чудес".
В марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привез честную Ризу в Москву в дар святейшему патриарху Филарету (1619-1633) от шаха Аббаса. Вручая патриарху Филарету золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, он сказал: "Государь мой Аббас шах прислал к тебе, великому государю, золотой ковчег, а в нем великого и славного Христа срачица (сорочка)". Вскоре после этого, для хранения "пребогатого сокровища", царем Михаилом Феодоровичем и патриархом Филаретом был устроен медный шатер, который поставили в юго-западном углу Успенского собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла. Хотя Риза Господня была привезена в Москву в марте, но из-за бывшего в те дни Великого Поста празднование Положения честной Ризы в Москве было установлено 10 июля – в канун возведения на царство Михаила Феодоровича.
В последствии риза была разделена на части. Одна часть Ризы называлась большой, вторая – меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Таким образом, уже в 1627 году в кипарисовом Гробе хранились три ковчега с разными частями Ризы. Кроме того, малые частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 году Патриархом Филаретом частица Ризы Господней была передана в Ипатьевский монастырь, под Костромой.
Повелением императора Павла I, один из ковчегов с Ризой был перевезен в Санкт-Петербург для хранения в соборе Зимнего Дворца. Его местонахождение сейчас неизвестно.
В настоящее время один из ковчегов с Ризой Господней хранится в фондах Музея Кремля, еще одна частица Ризы Господней находится ныне в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 году, в связи с 250-летием со времени основания этой церкви. А патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок – от патриарха Александрийского.
Еще одна часть ризы Господней хранится в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре.
Знаменательно, что одна из величайших святынь христианства несмотря на годы гонений, десятилетия уничтожения веры в русском народе, все-таки сохранилсь в России. Что несмоненно является знаком Божьей благословения нашей многострадальной Родине.
Людмила Ильюнина
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Пасха. Информационный проект», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru
Все новости раздела
|