Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Архиепископ Анастасий: "Счастье в христианском, в нашем православном понимании это блаженство"

11.12.2008

Сегодня Казанская епархия отмечает 20-летие служения в епископском сане владыки Анастасия. По этому поводу мы публикуем одно из последних интервью данное Владыкой сайту Казанской духовной семинарии.

 

Как известно, почувствовать, познать счастье может каждый. Не является исключением из этого правила и наш новый гость – Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Видение этого вопроса у Владыки свое, так же как и у любого другого гостя нашего раздела. Но оно ценно и необычно тем, что, отбросив все ненужное и второстепенное, он предлагает нам истинный смысл этого слова «счастье», в котором присутствует неподдельная доброта и отеческая забота. Но взгляд на счастье Александра Михайловича Меткина (мирское имя Владыки) несколько иной, чем у Архиепископа Анастасия. И в этом различии нет раздвоения, а есть только развитие духовных сил личности. Этим путем развития и нам предлагает пройти наш Архипастырь.
 
 
 
 
Владыка, с Вашего разрешения я сразу перейду к той проблеме, которая заботит многих людей: «Что такое счастье?». Каково мнение Церкви и Ваше лично об этой проблеме?
– В Ветхом Завете пророк Давид говорит: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых». Поэтому счастье в христианском, в нашем православном понимании это блаженство. Блаженство многогранно, и эта заповедь блаженства дана нам в Новом Завете. Для нас может быть странным то, что мы можем быть счастливы через страдания, голод, жажду, как говорит Спаситель в Своей Нагорной проповеди. Но именно через несение своего креста человек сможет достичь своего счастья.
Владыка, а как же тогда простое человеческое счастье?
 – Единого общечеловеческого счастья не существует. Серафим Саровский говорил нам: «Стяжи благодать Святого Духа и возле тебя спасутся тысячи». И счастье – это созидание внутри себя Царствия Божия, устроении внутреннего человека, которое нам дается через жизненные коллизии. И от них никуда не деться, у всех свой крест. И если нести его с кротостью и смирением, то ты тогда счастлив, нашел свое место в жизни. Поэтому и были наши святые отцы радостны и вдохновенны, что жили во Святом Духе, исполнили закон Христов, заповеди блаженства. Пусть они и казались другим бедными и несчастными. Счастьем будет даже страдание, если оно соединено с желанием быть со Христом.
– Владыка, вот сейчас были мудрые слова Архипастыря. А что ответил бы на этот вопрос Александр Михайлович Меткин? Был ли он счастлив?
 – Счастьем для меня было поступить в Московскую семинарию; счастьем для меня было попробовать ту гречневую кашу, которую варили в Лавре, когда мы приезжали туда помолиться за акафистом. Мечта жить в стенах этой духовной школы для меня, и было счастьем, которого я так и не достиг, т.к. мне пришлось идти другим путем – я учился заочно. Счастьем для меня тогда было в то время хрущевских гонений посещение храма. Хоть и приходилось ходить за 25-30 километров для того чтобы просто напросто помолиться. Счастьем было общение с теми людьми, которые жили до нас: старые монахини и священники, с которыми мне удалось общаться. И это действительно было счастье. Я часто вспоминаю нашего казанского иеросхимонаха Серафима, который жил той же радостью, что и святые отцы. И вот эти искорки пасхальной радости передались и нам.
 –  А в минуты своего отдыха Вы можете назвать себя счастливым человеком?

 – Для меня отдых – это служба. Ничто не может сравниться с Божественной Литургией, когда все мы соединяемся со Христом и друг с другом в евхаристическом общении. Конечно же, я счастлив в такие моменты. Поэтому я совершаю Литургии по 3-4 раза в неделю. Ну а когда у меня выдается свободная минута, то я очень люблю посидеть за книгой. Для меня это и отдых, и в то же время работа над собой. 

 Вы действительно счастливый человек, потому что имеете то, что делает Вас счастливым. И, кроме того, что Вы живете в настоящем и смотрите в будущее, у Вас есть еще очень сильная связь с прошлыми поколениями людей. А у нашего поколения этого почти нет. Мы больше гоняемся за своим непостижимым счастьем. Мы слышим и читаем о нем везде, но знаем ли мы его истинный смысл? А что Вы думаете по этому поводу? 
Знаешь, такие люди, наверное, сами не понимают, что такое счастье. Счастье – это когда на душе легко, когда ты чувствуешь мир с Богом, с другими людьми и с самим собой, когда внутри тебя нет никакого смущения, когда ты с Богом. А вы посмотрите на лица тех людей, которые ищут это счастье! Мы видим их в наших храмах. Когда оборачиваешься к народу, то видишь унылые, печальные лица, от вида которых плакать просто хочется. И нет в них жизни. А когда она забьет хоть чуть-чуть, как в тех людях, которые жили до нас, то они станут счастливы. Ведь они даже не знают, чего ищут. Искать надо Царствия Божия и правды его. А они ищут все, что угодно кроме этого. Люди сейчас приходят в храм, чтобы застраховаться от жизненных коллизий: я Тебе свечку, а Ты мне и то и другое и третье. И эта масса людей, с которой мы общаемся, откладывает свой отпечаток и на священников. Поэтому сейчас говорят, что священники у нас тоже такие унылые. Но ведь весь тот темный груз, который несут с собой люди в храм, ложится на плечи священника. И счастлив тот священник, который сможет победить именем Иисусовым эти темные силы и привести людей к Богу. Но, к сожалению, не каждый священник на это способен. Поэтому и у них тоже бывают унылые и грустные лица.
Владыка, но ведь есть же и сейчас, наверное, такие священники, которые несут в себе эту пасхальную радость?
 Конечно, есть и были. И мне посчастливилось общаться с такими людьми. Таким был, например, отец Иоанн Крестьянкин. Я тогда был диаконом и жил в Печерском монастыре, где мне и предлагали остаться. Но я решил все же вернуться в Казань.  Перед отъездом, а это было отдание Пасхи, у  меня  было очень тяжелое состояние – я ехал в Казань можно сказать на крест, ведь это было время хрущевских гонений. Тогда все силы властей были направлены на то, чтобы в Церкви было как можно меньше молодежи. А я был тогда молодым и меня, как и многих других, обуревали сомнения в том, смогу ли я все это преодолеть. Тогда запросто можно было пострадать только за то, что просто пришел в церковь. И вот стою я на службе и вижу, что отец Иоанн просто парит как ангел, а его лицо при этом сияет каким-то необычайным светом. Сразу же и у меня на сердце стало так же легко и радостно, все мои заботы прошли, а я летел сюда будто на крыльях. Вот он действительно был носителем этой радости, настоящего христианского счастья. Дай Бог, чтобы у нас на Руси всегда появлялись такие старцы, которые были бы вдохновляемы Святым Духом и через свой крест получали благодать Святого Духа. Да и мы от них тоже.
 – Дорогой Владыка, наверное, только Вы смогли дать тот полный и исчерпывающий ответ на вопрос «Что такое счастье?». Надеюсь, что он послужит многим в достижении истинного счастья, которое будет пребывать в нас всегда.  



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами