Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Обитель святого благоверного князя Александра Невского.

12.03.2014

Путешествие по Александро-Невской Лавре

В Александро-Невскую Лавру можно попасть, доехав на метро до станции "Площадь Александра Невского" или, пройдя пешком от Московского вокзала по Невскому проспекту. На площади вас встретит новый памятник св. блгв. князю Александру Невскому, поставленный к 300 летнему юбилею города. Дальше путь наш лежит через надвратную церковь "Всех скорбящих радость" (построена в 1783-1786гг. по проекту И.Старова), от нее ведет "парадный въезд" в монастырь, к мосту через речку Монастырка. Вдоль нашего пути располагаются два старейших кладбища города – Лазаревское и Тихвинское. Здесь на площади одно гектара располагается более тысячи захоронений. На Тихвинском кладбище покоятся дорогие православному сердцу Ф.М.Достоевский, П.А.Чайковский, В.А.Жуковский, И.А.Крылов, М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков. На Лазаревском (более старом) захоронения ХVIII столетия – М.В.Ломоносова, Д.И.Фонвизина, архитекторов И.Е.Старова, А.Д.Захарова, А.Н.Воронихина, Дж.Кваренги, К.И.Росси, скульпторов Ф.И.Шубина, М.И.Козловского, Ф.Ф.Щедрина, живописцев А.П.Антропова, В.Л.Боровиковского, С.Ф.Щедрина и др. Но, увы, попасть на два старейших питерских кладбища, названных в советское время "Некрополями" (очередное напоминание о языческих истоках большевистской идеологии), только купив билет в кассе "Музея городской скульптуры", которому принадлежат "города мертвых". Платным до сих пор остается и вход в самую первую лаврскую церковь – в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы, встречающую нас на берегу реки Монастырки. Возведена она была в 1725 году на месте деревянного храма (1713г.) и уже в первые годы своего существования стала царской усыпальницей, а впоследствии (когда царская и великокняжеская усыпальница разместилась в Петропавловском соборе) здесь стали погребать именитых людей России. Пол всей Благовещенской церкви состоит из надгробных плит, на них мы читаем имена: царицы Парасковьи Федоровны – супруги царя Иоанна Алексеевича, ее дочери царевны Екатерины, сына Петра I младенца царевича Петра, а так же и дочери Анны, первой супруги Павла I вел. кн. Наталии, самая почитая могила в соборе – могила славного генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

Благовещенская церковь, построенная по проекту Д.Трезини, явилась архитектурным образцом для более поздних построек – Федоровской (не действующей ныне) церкви и угловых башен монастырского каре. А в самой Благовещенской церкви второй этаж здания был освящен в честь св. благ. кн. Александра Невского – сюда первоначально и были перенесены мощи великого ратоборца за Святую Русь (в 1724г.). В той же стороне каре, что и Благовещенская церковь, располагался, спроектированный тем же архитектором, храм в честь Сошествия Святого Духа (Духовская церковь 1717г., окончательный вид 1818г.) В этом храме обрели вечный покой петербургские митрополиты – пол в храме составляли 172 погребальные плиты. Второй этаж здания был освящен как храм в честь прп. Сергия Радонежского. Более страшного в мистическом плане использования храма, как это случилось с Духовской церковью, трудно придумать – до сих пор здесь располагается городская станция переливания крови.

Печальна судьба и двух кладбищенских храмов – Тихвинского и Лазаревского, до сих пор богослужения в них не проводятся. В кладбищенском же Никольском храме служба совершается. Здесь покоятся мощи, почитаемого в северной столице подвижника – блаженного Матфея (Татомира).

На Никольском кладбище Лавры похоронены еще многие подвижники благочестия – здесь на протяжении 200 лет погребали монастырскую братию, Санкт-Петербургских митрополитов, подвижников, оказавшихся в северной столице по делам своей обители и принявших здесь смерть. Из последних назовем иеросхимонаха Никона Оптинского (+1895), иеромонаха Паисия Афонского (+1877). Всего на монашеских крестах мы насчитали 94 имени (и простых монахов, и архиереев), а рядом с ними еще 93 монастырские безымянные могилы.

Особо посещаемые и почитаемые могилы находятся в левой стороне (по отношению к Никольскому храму) стороне кладбища – здесь у самой стены стоит крест с надписью о погребении на месте сем расстрелянных в годы революции лаврских монахов, "имена их Ты, Господи, веси". Здесь стоит символический крест в терновом венце сщмч. митрополита Вениамина. Здесь погребен любимый и почитаемый народом владыка – митрополит Иоанн (Снычев). А рядом с ним исповедник протоиерей Федор Андреев (+1929г.). Благодатное это место – приходишь сюда и забывается, что находишься ты в самом центре современного города, напитываешься покоем и благодатною силою отшедших. Здесь лежит цвет русской нации: профессора Духовной Академии, Консерватории, Университета, Академии Художеств, юристы, артисты, писатели и поэты, скульпторы, композиторы, священники, врачи, художники.

Выходя с Никольского кладбища, мы окажемся перед величественным Свято-Троицкий собором Лавры.

О строительстве этого собора, воспевая добродетели митрополита Гавриила Санкт-Петербургского, писал Г.Р.Державин:
Когда невидимо на брань незапну с шведом
С Перуном Александр ходил к ним
В помощь с небом;
Тогда наставник душ – смиренный Гавриил
Екатерининской щедротой храм построя,
В нем Богу мира сень возвысил, освятил
И умолил почтить святого в нем героя
Из первого жилища своего.
Страшись, российский враг, не разбуди его.

Державин здесь повествует о главном событии тех лет (1790г.) – перенесении из Благовещенской церкви в только что отстроенный и освященный 30 августа (12 сентября) собор в честь Живоначальной Троицы мощей св. блгв. кн. Александра Невского. Троицкий собор Лавры – один из самых больших в городе – длина его с папертью более 70 метров, ширина более 40, а высота с куполом более 65 метров Выстроен он был по проекту русского архитектора И.Старова, но внутреннее убранство этого собора свидетельствует о любви его созидателей к западному искусству – иконостас был изготовлен итальянцами, братьями Пинкети; запрестольный образ Благовещения принадлежал кисти известного немецкого живописца Рафаэля Менгса, с точки зрения выдающейся художественной ценности искусствоведы отмечали полотно "Воскресение Христово" Рубенса и его же "Снятие со креста", после Рубенса заслуживало особенного внимания "Рождество Христово" Ротари и несколько произведений Бассано (иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем", Спасителя, претерпевающего поругание", "Воскрешение Лазаря"). Интерьер храма украшают так же и алебастровые скульптуры святых работы Федота Шубина. Их двадцать. Они расположены на карнизе среднего нефа храма. Это фигуры 12 апостолов. Искусствоведы, "всматриваясь в скульптуры Шубина и осмысляя их значение в композиционном строе интерьера собора, находят сходство с работами Микеланджело в Сикстинской капелле. До революции в Троицком соборе Александро-Невской Лавры находились так же картины кисти Рафаэля, Ван-Дейка, Гверчино. Но не эти, потемневшие от времени творения "возрожденческих титанов" привлекали (а теперь их копии) и привлекают в главный собор Невского монастыря. Главным духовным сокровищем Лавры по-прежнему остаются мощи св. блгв. кн. Александра Невского. И хотя и не покоятся они не теперь, как прежде, в роскошной серебряной раке с киворием (она хранится в Государственном Эрмитаже), но ковчег со святыней стоит на своем прежнем месте – с левой стороны от алтаря, в этом ковчеге, кроме мощей схимонаха Алексея (имя князя в монашестве) почивают еще немало частиц мощей русских святых.

Справа от ковчега с мощами на стене парит почитаемая в народе как икона Спас Нерукотворный. Мы не случайно сказали "парит", – потому что этот дивный образ – точная копия того, что был написан сщмч. Серафимом (Чичаговым) – производит впечатления небесного видения, а не красками сделанного изображения.

Паломников Лавру привлекает еще одна святыня: сохранившаяся келья старца Серафима Серафима Вырицкого. Можно войти под ее тихие своды и помолиться великому печальнику земли русской…

Прославлена Александро-Невская Лавра и мученическим подвигом за Христа. В настоящее время трое из участников Александро-Невского братства, действовавшего в стенах обители на протяжении почти 20 лет после революции, канонизированы. Это – архимандрит Лев (Егоров) и две "братчицы" – Екатерина Андреевна Арская и Кира Ивановна Оболенская.

Могилы этих новомученников мы, наверное, никогда не найдем. Но на территории Лавры сохранилась могила, прославленного "иже во святых" – протоиерея новомученика Петра (Скипетрова). Находится она на Тихвинском кладбище.

Новомучник Петр был настоятелем храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте", что на Стекольном заводе. А мученическую кончину в 1919 году он принял именно в Лавре. Его кровь надолго отодвинула намерения богоборческой власти закрыть Свято-Троицкий монастырь. Батюшка был убит оголтелыми красноармейцами при их первой попытке вооруженного захвата православной святыни. Он вышел на паперть Троицкого храма, стал их увещевать, и получил выстрел в голову. Но кровь эта подняла на защиту "православного сердца столицы" тысячи верующих, – и намеченный захват был приостановлен. Лавра была закрыта позднее, чем почти все остальные монастыри в России в 1932 году. К началу революции в обители действовало 15 церквей и часовня, 3 храма были в Киновии (на другом берегу Невы), один – в Серафимо-Антониевском скиту. Численность братии составляла 113 человек, в их числе 63 монашествующих и 50 послушников.

Как приходская церковь в 1956 году был открыт Троицкий собор, а монашеская жизнь начала возрождаться с апреля 1996 года. В 1989 году в монастырь вернулась его главная святыня – мощи св. блгв. кн. Александра Невского.

В настоящее время Александро-Невская Лавра, ее наместник – архимандрит Назарий (Лавриненко) стремятся к возрождению традиций славной обители. Братию составляет в основном "ученое монашество" – учащиеся и преподаватели Духовных школ. Общее число братии 21 человек, из них 1 архимандрит, 2 игумена, 8 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 2 монаха, 3 послушника. У Лавры есть свой просветительский центр, в котором постоянно проходят творческие встречи, вечера духовной музыки и авторской песни. Есть своя паломническая служба, которая на высоком профессиональном уровне проводит занятиями с экскурсоводами города. На территории Лавры постоянно проходят общегородские православные выставки. Работают "Педагогические курсы", Молодежный отдел Епархии, издательский отдел, большой книжный магазин.
 
Источник: Русская линия

 



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами