Публикации
Память мученицы Пелагии, девы Тарсийской
17.05.2010
Воспоминаемая ныне мученица Пелагия жила в III веке по Р.Х. Жила она в городе Тарсе, в малоазийской области, в богатой и знатной семье. Будучи язычницей, она однако же имела доброе и отзывчивое сердце. В то время продолжалось страшное диоклетианово гонение на христиан. Пелагия слышала о том, как мучили христиан, расспрашивала, за какую вину их мучили, слыхала о заключенных в темницу христианах, слыхала и о почетном представителе тарсийских христиан, об их епископе Клиноне, и ее сердце почему-то располагалось к христианам и в особенности располагалось к их представителю – епископу; она всей душой хотела видеть его. Как она была рада, когда однажды, случайно в пути встретилась с ним. "Приветствую тебя, служитель Христов", – сказала Пелагия Клинону, низко поклонившись ему. "Буди мир Христа моего с тобою, юная дева", – отвечал Клинон. "Скажи мне, чему ты учишь тех, которые хотят получить жизнь вечную?" Добрый пастырь рассказал ей, как спасаются христиане. "Крестись, дочь моя, и ты будешь спасена", – заключил святитель свое наставление. Слова христианского пастыря так подействовали на добрую душу девы, что она сейчас же попросила крещения. С того времени она всей душою предалась христианству, отказалась и от богатого наследства, которое имело остаться ей после ее матери вдовы, и от блестящего замужества со знатным юношей, усыновленным императором Диоклитианом. Все презрела юная девственница и умерла мученицей за имя Христово, будучи укреплена на подвиг мученический тем же старцем Клиноном, которому предана была всей душой с самой первой встречи с ним до конца своей жизни.
Вот вам, братия, между прочим, в лице святой Пелагии язычницы и христианки образец того, как следует относиться к пастырям духовным. Не твердите вы того, что есть у нас пастыри недостойные, – есть, не отрицаем этого, к величайшему прискорбию; Бог им судия и мздовоздаятель. Но вы все-таки уважайте в таких священниках их пастырство и ту благодать священства, которая невозбранно изливается и через них на верующих, по обетованию Христову.
Святитель Иоанн Златоуст называет безумием неуважение к епископам и священникам и восклицает: "Удались, безумие, ибо действительно безумно не иметь уважения к такому достоинству, без которого нельзя получить спасения и обещанных благ… Если не возродившийся водою и духом не может войти в Царствие Небесное (Ин. 3, 5), и не ядущий тела Господня и не пиющий крови Его отвергается от жизни вечной (6, 53), а все это (крещение и евхаристия) совершается только освященными руками, т.е. руками иереев: то каким образом без посредства их можно кому-нибудь и избежать огня геенского, и получить уготованные венцы? Они-то те самые, которым препоручено рождение духовное и воссоздание крещением. Чрез них-то мы облекаемся во Христа, соединяемся с Сыном Божиим, соделываемся членами этой блаженной Главы. Итак, по справедливости, мы должны не только страшиться их более мирских властей, но и чтить более отцов своих: эти последние родили нас от крови и от похотения плоти, а те рождают от Бога, даруют нам святое пакибытие, истинную свободу и благодатное усыновление".
Уважать пастырей духовных нужно даже и тогда, когда они не отличаются высокими добродетелями. Святитель Иоанн Златоуст в другом месте по поводу сего говорит: "Скажи мне: если ты, получив рану, придешь в лечебницу, то неужели, вместо того, чтобы прикладывать лекарство и лечить рану, ты станешь узнавать о враче – имеет ли он рану или не имеет? И если имеет, то заботишься ли ты об этом? И потому, что имеет он, оставляешь ты свою рану без врачевания, и говоришь ли: ему, как врачу, следовало быть здоровым, но так как он сам нездоров, то я оставлю свою рану без врачевания? Так и здесь, если священник не хорош, будет ли это утешением для подчиненного? Нисколько. Он получит определенное наказание, получишь и ты должное и заслуженное. Не будем, увещеваю вас, говорить худо о пастырях и учителях, не будем рассуждать об них, дабы не повредить самим себе; будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо. Устыдимся того дня, в который он просветил нас крещением. В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын прикрывает все. Не славися, – говорит премудрый, – в безчестии отца твоего, несть бо ти слава отчее безчестие: аще и разумом оскудевает, прощение имей (Сир. 3, 10, 13). Если так говорится о плотских отцах, то тем более надобно сказать об отцах духовных. Устыдись: он каждый день служит тебе, предлагает чтение Писания, для тебя украшает дом Божий, для тебя бодрствует, за тебя молится, за тебя предстоит и ходатайствует пред Богом, за тебя творит прошения, для тебя совершает все свое служение. Этого устыдись, это представляй и подходи к нему со всяким благоговением. Он не хорош? Но, скажи мне, что из этого? И хороший разве сам сообщает тебе великие блага? Нет, все совершается по твоей вере. И праведный не принесет тебе никакой пользы, если ты не верующий; и нечестивый нисколько не повредит тебе, если ты верующий. Бог действовал и чрез волов при кивоте, когда хотел спасти народ Свой (1 Цар. 6). Разве жизнь священника или добродетель его может совершить что-нибудь подобное?" В заключение тот же златословесный учитель Церкви говорит: "Дары Божии не таковы, чтобы они зависели от священнической добродетели: все происходит от благодати; дело священника только отверзать уста, а все совершает Бог".
Бог молитвами мученицы Пелагии да избавит нас от греха неуважения наших духовных пастырей, оскорблять которых то же, что оскорблять Самого Иисуса Христа, пославшего их для служения Своей Святой Церкви.
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Пасха. Информационный проект», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru
Все новости раздела
|