Публикации
Цена Победы.
09.05.2009
9 мая - День Победы
"…А значит, нам нужна одна победа, Одна на всех – мы за ценой не постоим"
Каждую весну сжимает наше сердце эта годовщина, – не важно, кончается она на ноль, на пятерку или на любую другую цифру; она всегда – юбилей. Слишком грандиозно, слишком содержательно то событие, о котором мы вспоминаем 9 мая, хотя этот день выбран условно. Является дата "круглой" или нет, мы вспоминаем это событие во всем его громадном объеме – иначе вспоминать его вообще не стоит.
Чего только не слилось в этом кратком слове "Победа"! Первые часы того самого длинного в году дня… Не успела еще отступить теснимая ранним рассветом летняя ночь, а уже "Киев бомбили, нам объявили, что началася война". Никто не представлял, как изменится теперь наша жизнь, но все поняли, что о всем прежнем отныне мы будем говорить "до войны", и это вмиг исчезнувшее "прежнее" сделалось таким дорогим, что душу защемило. Патефон на веранде, играющий "Рио-Риту" или утесовский "Пароход", поездки на Черное море, откуда возвращались со снятыми "лейкой" пляжными фотографиями и засушенными крабами, первомайские демонстрации, крылатые фразы: "жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее" и "молодым везде у нас дорога", планы на будущее, учеба – что станется со всем этим? Впрочем, наша славная Красная Армия так сильна, что защитит страну, а мы тоже – "как один человек за свободную Родину встанем", пойдем добровольцами на фронт бить врага… И только верующие и воцерковленные люди знали, что у нас одни только защитники – все святые, в земле Российской просиявшие, в день празднования которых Гитлер имел неосторожность напасть на народ, находящийся под их небесным покровительством.
Но миновала еще одна короткая ночь, потом третья, и мы начали привыкать к новому небу, на которое надо было глядеть с опаской, и к новой земле, которая скоро могла стать не нашей. Опережая события, Демьян Бедный написал в "Правде": "Встал народ-богатырь, поднял меч-кладенец", но богатырский народ, подобно Илье Муромцу, не торопился схватиться за меч, будто ожидая призыва: "Вставай, страна огромная!" Наконец, на одиннадцатый день по радио выступил товарищ Сталин. Было слышно, как он наливает воду в стакан, и у него трясутся руки. "Братья и сестры!" – таким необычным обращением началась его речь. Боясь пропустить единое слово, весь Советский Союз слушал своего Вождя. Никаких апелляций к немецкому пролетариату, никакой классовой риторики. "Да осенят вас знамена…" – и дальше ряд имен князей, вчера еще "угнетателей и эксплуататоров". Просыпайся, русская сила!
Но сила все еще дремала. Немцы входили в Россию почти походным маршем, захватывая огромное количество пленных. Хлынувшие в центральные области беженцы с придыханием рассказывали о железных солдатах вермахта, уважительно называя их "герман". Что надо было сделать им, чтобы лишиться ореола и получить презрительную кличку "фрицы"? Самую малость – подойти вплотную к Москве. Они это сделали, и Илья-Муромец окончательно проснулся.
"Мы не дрогнем в бою за столицу свою, нам родная Москва дорога" – клятвой прозвучала песня гениального Мокроусова. И не дрогнули. Как следует разозлившись и впервые заявив вполне серьезно: "Смерть немецким оккупантам!", красноармейцы нанесли первое тяжелое поражение наводившим ужас на всю Европу немецким войскам. И знаете, когда началось их изгнание от стен столицы? 6 декабря, под праздник Александра Невского.
На следующий год было окружение и уничтожение группы армий Паулюса под Сталинградом, а переход от обороны к наступлению произошел в день празднования одного из величайших русских святых Варлаама Хутынского. В следующем году, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, цвет гитлеровской армии был разгромлен на Прохоровском поле под Курском. Эти локальные успехи как ручейки сливались в тот океан радости и тожества, который принесла нам та – одна – победа, закончившая войну в день Георгия Победоносца.
А теперь надо сказать о цене – ведь мы вынесли это слово в заголовок. Как еЈ измерить? Цифрами? Но статистика никого не впечатляет, ибо показывает, чем заплатило за победу государство, а государство есть абстракция. "Советский Союз потерял в войне 20 млн. своих граждан, на его оккупированных территориях были разрушены тысяча крупных предприятий и десять тысяч километров железных дорог". Большие потери? Очень большие. Но нам важно понять, чем заплатил за победу русский человек, какие потери понесла живая конкретная личность. О погибших мы скажем несколько позже – тут счет особый. Вопрос не в том, сколько стоит отданная за победу жизнь, а в том, чем они будут вознаграждены за отданную жизнь. Подумаем сейчас о тех, кто остался в живых. Да, они за ценой не постояли. Четыре года и на фронте, и в тылу они тянули тяжелейшую лямку – голодали, мерзли, недосыпали, теряли родных и близких, оставаясь одинокими, вели совершенно ненормальное для человека существование, а самое главное – смирялись с этим нечеловеческим существованием и не роптали! Они прожили бы так и много дольше, если бы это понадобилось, если бы Господь по своей милости не сократил срока. То, что сказал Родине Исаковский, повторил бы каждый из них: "Пускай утопал я в болотах,/ Пускай замерзал я на льду,/ Но если ты скажешь мне снова,/ Я снова все это пройду!" Даже Сталина поразила эта необыкновенная стойкость, свидетельствующая об огромной внутренней силе нашего народа, и в одном из победных тостов он сказал: "Выпьем за терпение русского народа!" Другой народ потребовал бы от своего правительства заключить мир с немцами, а он вынес все тяготы… Вот это и был ключ к нашей победе: терпение и выносливость. Повторилось то, о чем писал Толстой в "Войне и мире", объясняя, почему мы победили нашествие двунадесяти языков: на войско Наполеона впервые была наложена рука более сильного духом противника.
Это о выживших. А что погибшие?
Они навеки соединились с Праздником Победы, именно поэтому в этот день во всех православных храмах совершается специальная служба, называемая "поминовением воинов", жизнь свою за Отечество положивших. Земная Церковь, именующая себя "воинствующей", соединяется в этом богослужении с Церковью Небесной, "торжествующей", в которую вошли убитые бойцы Великой Отечественной, чтобы пребывать в ней вечно.
Ведь они умерли за то, чтобы продолжала жить страна, являющаяся уделом Пресвятой Богородицы.
Виктор Тростников
Источник: Русский дом N 5, 2004 г.
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Пасха. Информационный проект», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru
Все новости раздела
|