Публикации
Обрезание Господне.
14.01.2009
Почему праздник Обрезания Господня проходит так незаметно? При великом свете праздника Рождества Христова и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах. А с Петра Великого, перенесшего Новый год с церковного празднования (1 сентября) на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание
Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания. Знал, конечно, что в этот, 8-й, день по рождении принесли Господа в храм Иерусалимский для совершения над Ним ветхозаветного чина обрезания «крайней плоти». Помнил, что в Ветхом Завете это служило знамением заключения завета человека с Богом. Но все это мне казалось лишь простым исполнением ветхозаветного обряда, не имеющим никакого отношения к нам, христианам. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание (а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение, как Крещение у христиан), и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься.
Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить закон ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрезание — первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону.
Если наш Господь исполнил закон, то и мы по Его примеру обязаны делать то же самое. Т.е. прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах. Прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин. Прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения. Прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон. Прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстями, и особенно с собственной волей. Прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах). Прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, т.е. исполнить ветхозаветные требования.
Но это лишь начало. Это лишь путь, который нужно перейти. Ведь остановиться на этом (законе, борьбе, букве) невозможно. И по очень простой причине. Ни закон, ни буква не спасают душу. Человек, застывший в этом, духовно мертвеет. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде.
Однако прежде нужно пройти «школу» законничества, чтобы, во-первых, почувствовать, как она тяжела (операция «обрезания» своей воли), во-вторых,— понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу, в-третьих (и это, может быть, самое главное),— опытно познать, что сама по себе школа закона (буквы, обрядов, даже и в христианстве) не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла. И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать. Там лишь оживает духовно человек, получая Духа Животворящего.
Вот и Господь, прежде чем получить в Таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и т.д. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала.
Митрополит Вениамин (Федченков)
Традиции и обычаи
В праздник Обрезания в русских храмах после литургии совершается молебен о новолетии, которое началось с того времени, как император Пётр I повелел, в соответствии с европейским летоисчислением, считать начало года с 1 января (1700).
Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, отчего в народе он известен под именем Васильева дня.
В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова «овёс». Именно овёс является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая «засевальную песню» (в каждом селе свою), из рукава или мешка «сеяли» зёрна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещёный».
Несомненная перекличка с Рождественскими колядами и в обычае в Васильев день ходить по домам и собирать пироги и всякую святочную снедь.
Подготовлено по книге «Крестная сила» Сергея Максимова.
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Пасха. Информационный проект», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru
Все новости раздела
|