Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

 

 

 

 

 

 

 

 





РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Cлово в день Рождества Христова.

05.01.2008

Когда на земле происходит что-либо новое и чрезвычайное, то обычно все спрашивают, что оно значит, что надо при этом делать и чего ожидать?

Сошествие на землю Сына Божьего, явление во плоти Бога, есть, друзья, такое чрезвычайное событие, значимее которого ни прежде не было, ни после не будет; в сравнении с которым все прочие события почти ничего не значат.

Что же оно само значит? Для чего Сын Божий пришел на землю? Что принес с Собой? Как нам Его встретить и что для этого делать?

На все эти - несказанной важности - вопросы премудро отвечает Церковь в одном из своих песнопений -

Странное Рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше; сего бо ради высокий Бог на землю сниде, да нас к высоте привлечет 

(Акафист Богоматери. Конд. 8)

Итак, цель пришествия на землю Бога - привлечь всех живущих на небо: цель самая высокая! Обязанность тех, кто, предводительствуемые Им, захотят в самом деле взойти на высоту - устраниться прелестей мира и всех соблазняющих сует его: обязанность необходимая! Средство выполнить эту обязанность и достигнуть цели, есть, по указанию Церкви, обращение ума и мыслей к небу: средство и близкое для каждого, и верное, и самое легкое

Передадим же, друзья, эти истины не столько уму, для которого они более или менее известны, а сердцу нашему, которое так часто забывает их.

Сего ради высокий Бог на земли явися, да нас к высоте привлечет.

Именно ради этого! Иначе что Его Самого могло привлечь с неба на землю? Если бы Он искал славы, то пошел бы к Ангелам; а у нас что найдет Он, кроме яслей и креста? Только наша духовная бедность привлекла Его.

И кого она не тронет? Есть ли зло, которое во всех видах не свирепствовало бы над бедным родом человеческим? Что не вредит нам? Земля питается нашей плотью, воды текут нередко нашею кровью, воздух дышит нашим тлением. Существа высшие прервали союз с нами и скрылись; существа низшие или враждуют против нас, или стенают под одним с нами игом суеты. Песчинка, лежащая на краю моря, долговечнее царств; мимолетящее облако постояннее судьбы многих счастливцев. Сам свет нашей мудрости мало отличается от света блуждающих огней, которые не столько освещают путь, сколько падением своим приводят в ужас путников. Сама красота нашей добродетели подобна румянцу на лице мертвого.

А как помочь злу? А чем исправить повреждение? Для этого нет на земле ни в ком и нигде средства. Видели мудрецов: они или плакали, или смеялись над бедствиями человечества, а бедствия остались. Встречали законодателей: они ставили преграды против потока зла; преграды одна за другою пали, а ужасный поток растет и ширится. Радовались появлению друзей человечества: они освещали всеобщий мрак некоторыми лучами отрады, но, после краткого мерцания тьма воцарялась снова. Все было испытано, и все осталось тщетным!

Cмотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего (Исаии 63:5), - так мог сказать о себе весь род человеческий.

Не было помогающего на земле, но был на небе! Ни ходатай, ни Ангел, но Сам Бог и Господь явился во плоти, да нас к высоте привлечет. Кто создал нас, Тот Самый пришел и воссоздать нас. И поскольку пришел Тот, Кто превыше всех, то и цель пришествия выше всего. Для нас довольно было быть восстановленными в исходное состояние, но для Него мало! - Восстановив, Он хочет потом нас возвести на высоту, - к такому совершенству, какого мы прежде не имели. И как возвести? Не только призывая, как находящихся в отдалении, не руководя только, как заблудшими, но, привлекая силой, как упрямых, которые, если не заставить, сами не захотят идти и на небо.

Много требовалось для осуществления этого приглашения, и много сделано! Чем только не привлекает нас Избавитель наш? Привлекает всех силой совести, влечет заповедями и угрозами Закона, привлекает обетованиями Евангелия, влечет примером Своим и избранных Своих, привлекает служением Церкви и ее таинствами, влечет Телом и Кровью Своими, невидимою благодатью Духа. Христианин, можно сказать, весь и постоянно находится в узах любви Божией, от колыбели до гроба.

Не мало и сделано уже посредством этого привлечения. Сколько уже душ на высоте! Какой только добродетели человеческой нет уже на небе! Есть там многочисленные сонмы пророков и учителей, мучеников и подвижников, постников и девственников. Все чисты, все светлы, все блаженны; - и все таковы потому, что Господь славы и блаженства был на земле, повлек их за собой на небо, и даровал им способность сделаться подобными Ему. Естественно, среди нашей духовной бедности и смертности, мы не видим и не можем видеть теперь всех великих и благотворных последствий явления во плоти Сына Божьего. Это во всей полноте познается тогда, когда наступит конец мира и всем благодатным Божиим распоряжениям, - когда придет время откровения чад Божиих, час мздовоздаяния и славы. Тогда-то, друзья, увидим, из какой бездны мы извлечены, на какую высоту возведены, от кого спасены и чего мы удостоены.

Но мы ли, точно ли мы извлечены из бездны и поставлены на высоту? Спасение мира может ли принадлежать нам? Ибо оно принадлежит только тем, кто, чувствуя влечение свыше, предаются ему всецело и навсегда, - влекомые устраняются, как можно больше, прелестей мира и его соблазнительных сует, постоянно заботятся об очищении себя от всякой скверны плоти и духа. Это необходимое условие спасения, явленного в Сыне Божием; без этого Сам Господь не может и не сможет спасти нас. Развращенное, нераскаянное сердце есть такая тяжесть, которой и всемогущество Его не может поднять на высоту. Будем ли жаловаться на это? Сетовать о том, что нам невозможно взять с собою на небо землю, внести в рай и наших идолов? Но это было бы сетование о невозможном. Таким образом, из самого неба сделался бы ад. Если бы чудом милосердия грешник неочищенный и преставлен был в рай, то не нашел бы там ничего райского. Новость предметов и места изумила бы его на время; но сердце и чувственность вскоре потребовали бы привычной себе пищи; а ее нет там и быть не может. Голод и жажда чувственных удовольствий явили бы ему адское мучение среди самого рая.

Ужасная для грешных, но отрадная для праведных, истина эта дает себя чувствовать с силой уже и здесь - на земле. И здесь что для благочестивого составляет наслаждение, например: молитва, пост, хождение в храм, посещение темниц и прочее, то в человеке чувственном производит тягость и скуку. И наоборот, в чем грешник находит отраду для бедной своей души, то для человека добродетельного составляет нередко предмет отвращения. Но такая противоположность вкуса и наслаждений еще с большей силой должна открыться после смерти. Там каждый сам из себя уже образует или рай,- если имел в себе семена рая на земле, или ад,- если дал место в себе адскому пламени, еще будучи в теле. Потому-то, друзья, все священные писатели, все Пророки и Апостолы ничего так часто и так сильно не внушают людям, как стараться об очищении своего духа и тела. Без этого сошествие на землю Сына Божьего и все благодатные средства не принесут пользы; без этого самые изысканные небесные блага не доставили бы отрады 6едной душе грешника, подобно как слепой или глухой наследник нисколько не получает удовольствия от того, что в наследстве, ему доставшемся, есть прекрасные места и виды природы, или прекрасные музыкальные инструменты.

Странное рождество Спасителя нашего видевше устранимся мира: будем жить в нем так, как жил Господь наш, как жили все святые Божии люди, - не увлекаясь соблазнами его, не совращаясь примерами его, не прилагая сердца к благам его, возносясь мыслью над всем дольным и временным, или, но выражению Церкви, ум на небеса преложше.

Такое вознесение ума и мыслей к небу есть самое первое, весьма удобное и надежное средство попасть некогда туда и всем существом своим.

С чего начинается обыкновенно наше развращение? С неподобающих мыслей. С мыслей же должно начаться и наше исправление. Непрестанные мысли о земном и плотском губят нас; частое размышление о небесном и духовном может спасти нас. Что легче мысли? Между тем, часто повторяемая, мысль много значит. Как наше телесное зрение принимает даже цвет тех предметов, на которые мы долго смотрим, так бывает и с очами сердца. Начни чаще мыслить о Боге и Его совершенствах, о душе и ее предназначении, о вечности, о совести, о безобразии греха и красотах добродетели - из добрых мыслей скоро появятся добрые желания; эти желания, по крайней мере, некоторые, перейдут в действия; из повторяемых действий образуется навык к добру; а там, - от действия благодати Божией, явятся и новое сердце и новая жизнь.

Что же касается самого образа деятельного восхождения на высоту, то он указан нам самим снисхождением к нам Сына Божьего: что Его низвело, то нас возведет. Его низвела на землю преданность воле Отца: вот, иду, вещал Он Отцу, исполнить волю Твою, Боже (Евр. 10:7). Для нас эта преданность есть первая и прямая дорога на небо.

Он нисшел к нам по великой любви Своей к бедному роду человеческому; мы взойдем к Нему по любви нашей к Нему и земным братьям нашим. Дела милосердия больше всего приближают нас ко Всемилосердному.

Он явился на земле, облеченный всеми видами смирения. Если и мы облечемся в эту одежду, будем почитать себя окаянными грешниками и полагать надежду на одну милость Божью, то этим смирением и мы - достигнем высоты.

Что Его низвело, то нас возведет! Будем только всегда верно следовать по стопам Его, и мы непременно придем на небо, к Нему, нашему Спасителю и Господу.

Аминь.

Святитель Иннокентий Херсонский



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами