Уважаемая Светлана!
Приближается Великий пост. По традиции, подготовительный период к Великому посту начинается за несколько недель. Он включает четыре воскресенья (по-славянски – "недели"), это Неделя о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32), Неделя о Страшном Суде (Мф. 25:31-46) – "мясопустная" неделя (последний день, когда в пищу употребляются мясные продукты) и Неделя воспоминания Адамова изгнания (Быт. 3: 1-24) – "сыропустная" (последний день, когда в пищу употребляются молочные продукты), или прощеное воскресение.
В этот период Церковь подготавливает верующих к строгому посту. В подготовительных службах Церковь напоминает верующим о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Сына Божия – Иисуса Христа для спасения человека, и призывает к посту и покаянию.
Особое внимание стоит уделить последней из подготовительных седмиц, следующей за Неделей о Страшном Суде. Эта седмица называется "сырной", или масленицей, в ее продолжение уже не едят мясо, однако разрешаются рыба, яйца и молочные продукты, в том числе в среду и пятницу. Такой "полупост" постепенно подготавливает верующих к телесному подвигу Великого поста, "дабы мы, от мяс и многоядия ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста".
Сырная седмица имеет ряд особенностей, сближающих ее с Великим постом: запрещается вкушение мяса, служба среды и пятницы совершается по близкому к великопостному уставу, за вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится ко времени около VII в.; он получил всеобщее распространение на Востоке, причем, если византийцы приурочили его к седмице перед Великим постом и ограничили его строгость, у нехалкидонитов он оказался приурочен к седмице за 10 или 9 недель до Пасхи и соблюдается так же строго, как и прочие посты (например, в армянском обряде он называется "арачаворк", т.е. "первый" (в греч. произношении превратился в "арцивуриев") и бывает за 10 седмиц до Пасхи (в византийской традиции из соображений полемики с армянами эта седмица считается сплошной); обычное его название – "пост ниневитян" или "пост Ираклия" (тем самым его установление связывается с имп. Ираклием). [1]
Таким образом, сырная седмица, с одной стороны, является преддверием Великого поста. Церковь называет ее "светлым предпутием воздержания", "началом умиления и покаяния", и считается, что "не подобает истинным чадам Церкви Христовой предаваться в масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям".
...Да, "широкая масленица" – изобретение мирское и более языческое, чем христианское. Трудно представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселье, а тем более поощряла следование языческим обрядам и приметам. Такого благословения мы не находим ни в одном уставе. Наоборот, запретив вкушать мясные продукты, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста.
Но что мешает провести эти дни, щедро одаряя нищих и больных, посещая своих друзей, чтобы эти дни были днями добра и света? Разве не стоят подражания обычаи уделять внимание семье, устанавливать хорошие отношения с друзьями и соседями? Немаловажным было и поминовение усопших. Так что и такой разгульный, на первый взгляд, праздник можно провести по-христиански