Уважаемый Андрей!
Что касается употребления в пищу морепродуктов, то сперва нужно сказать о том, что Ветхом Завете евреям было строго запрещено употреблять в пищу всех водяных животных, которые не имеют перьев и чешуи: «Все животные, у которых нет перьев и чешуи в воде, скверны для вас... мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь» (Лев. 10, 11-12). Впоследствии апостолу Петру в чудесном видении было открыто, что формальные ветхозаветные предписания о чистой и нечистой пище не являются безусловными. Употребление в пищу тех или иных продуктов (даже «нечистых» с точки зрения иудейского Закона животных) не должно быть препятствием к крещению язычников. Апостолы, собравшись в Иерусалиме, решили не требовать от крещёных неиудеев соблюдения строгих пищевых ограничений Закона. Крестившиеся люди разных национальностей могли питаться так, как они привыкли, и это не ставилось им в вину.
Когда формировалась христианская традиция поста, складывалось устойчивое деление продуктов на постные и скоромные, то в сферу определений отцов Церкви и создателей аскетических правил попали и черепокожные.
Было разрешено вкушение их в субботние и воскресные дни Великого поста (т. е. в те дни, когда разрешается употребление масла).
Сейчас морские «черепокожные» – кальмары, креветки, крабы, мидии и прочие – стали в России обычным продуктом. Но отношение к ним у православных разное. Хотя отдельные монастыри даже включили их в свой рацион, но всё-таки некоторые считают для себя их употребление невозможным. Во всяком случае, вкушение или невкушение черепокожных является делом личного благочестия и не противоречит никаким Церковным уставам.
В большинстве афонских монастырей разрешается употреблять морепродукты в пищу во время Великого поста. Подобная традиция существует и в некоторых наших, русских монастырях. Думаем, что тем более это дозволение может распространяться и на мирян.