Уважаемый Алексей!
Конечно, нужно стараться оказывать помощь, независимо от того, кто этот ближний, но на явный обман лучше не поддаваться, а помочь таким образом, чтобы Ваше добро не обратилось во вред. Например, пьющему человеку, просящему "на хлеб", лучше оказать помощь продуктами, а не деньгами, которые он пропьет. Оказать милостыню детям-сиротам, инвалидам; больным и пристарелым и т.д.
Дело это - лично каждого и давать Вам какой-либо ответ, думаю, будет не правильно. Здесь необходимо Ваше рассуждение. Советуем прислушиться к Своему сердцу и поступать так, как оно Вам говорит.
Помоги Господь!
Хорошим примером для многих думаю послужит то, как святой праведный отец наш Иоанн Кронштадтский сам подавал милостыню нуждающимся.
«Рано поутру, выходя после обедни из церкви, о. Иоанн всегда бывал окружён кучкой нищих, бедняков, обращающихся к нему за помощью: одному нужно платье, другому несколько копеек на пропитание, у третьего сапоги худы. О. Иоанн терпеливо выслушивает каждого. — Не обманываешь ли ты меня, о Христе брат?— спрашивает о. Иоанн того или другого из своих просителей,— денег у меня не много, а видишь, скольким помочь нужно?
Проситель начинает уверять в правдивости своих слов, и дело кончается тем, что о. Иоанн, по силе возможности, наделяет его деньгами. Иногда он сам отправляется со своими просителями на рынок и там покупает платье, сапоги, пищу,— кому что нужно.
Нисколько не удивительно, если такого пастыря скоро все узнали. Веси, о молодом необыкновенном священнике стала быстро распространяться по Кронштадту. Рассказы по подвигах милосердия и любви и о плодах молитвы ходила из уст в уста.
Бывали и такие случаи. О. Иоанн отдавал значительные суммы, попадавшие к нему в карман от жертвователей. Не раз он отдавал целые конверты с тысячами рублей. Если жертвователь или богатая жертвовательница потом, спохватившись, говорили Батюшке, что в конверте вложено несколько тысяч рублей, то он отвечал на это, что этот человек именно в них-то и нуждается; и что Сам Бог посылает ему эту помощь, и теперь уж деньги принадлежат ему, а не жертвователям. А потом оказывалось, что обедневшей женщине или даже военному человеку как раз нужна была такая сумма, которую он и вынул из кармана; и те на этот случай оказывались истинными бедняками, иной раз даже готовыми на самоубийство, не будь такой неожиданной помощи.
Не нужно думать, что о. Иоанн совсем без разбору раздавал помощь. Разве «вы не знаете,— говорил он в одной из проповедей,— что Сам Господь в лице нищего принимает милостыню, и Сам воздаст вам сторицею и в сем веке, и в будущем жизнь вечную даст вам, если до конца жизни своей будете милосерды. Вы говорите о нищем: он — нищий да пьяница! Но верно ли это вы знаете? Не напрасно ли бросаете в него камень осуждения? Если доподлинно знаете, что он пропивает милостыню, не подавайте ему, не потворствуйте праздности, тунеядству и пьянству. Но и будьте осторожны в своём суде: не осудить бы вам в праздности и тунеядстве истинно бедного, больного, бессильного, старого, увечного, сироту безприютного; словом: не презреть бы вам нищего напрасно, по одному подозрению в лживости, по скупости, гордости и злобе сердца своего! Как часто бывает, что оскорбляют ни за что такого бедного, который достоин всякого сострадания! Да и вообще, мы на презрение, на злобу, раздражительность к меньшей братии Христовой щедры, а на уважение, на любовь и сострадательность к ним, как к членам нашим и к членам Самого Иисуса Христа, на снисходительность к их немощам — очень скупы. Ибо всегда ли от души и от доброго сердца, с должным уважением к личности человека и христианина подают некоторые из нас нищим свои копейки и полукопейки? Всегда ли с верою во Христа и для Христа, столько всех нас возлюбившего, столько всех нас почтившего Своим вочеловечением, столько для нас, недостойных, показавшего самопожертвования и крайнего снисхождения? Нищих осуждаем за всякий сучок в глазу их, за всякое пятно в жизни их, а сами себя зачем строго не осуждаем? Им готовы ставить в вину почти то, что они едят и пьют, и живут на одной с нами земле, освещаются тем же солнцем, дышат тем же воздухом, ходят в тот же храм Божий, и вообще, пользуются теми же правами человечества? "Не судите,— братия мои,— да не судими сами будете" (Мф. 7, 1) со всею строгостию Божественного правосудия; но лучше "от сущих дадите милостыню" (Лк. 11, 41). Это будет безопаснее. Это исходатайствует вам самим милость на суде: "ибо милостивии помиловани будут" (Мф. 5, 7)».
И в другой проповеди обращается к богатым и зажиточным, чтобы они хоть немного подражали Христу и святым — своим вниманием к нищим.
«Если вы богаты, то не забывайте, что есть наготующие, нуждающиеся в вашем милосердии и малом пожертвовании; вы не жалеете на свою одежду десятки и сотни рублей, а бедному не пожалейте хотя одного рубля на рубище. Если вы не алчете и не жаждете ради Христа, то по крайней мере не забывайте, что есть алчущие и жаждущие, нуждающиеся в ваших крупицах, которых у вас довольно. Вы не скитаетесь, как Апостолы, из одного города в другой, или из дома в дом, а живёте на постоянных местах и в хорошо убранных жилищах; но помните, что есть скитающиеся братия и сестры ваши, иногда не имеющие где главу подклонить, трясущиеся от холода: они нуждаются в вашей помощи, им нужно дать денег на наём крова. Если некоторые из вас не трудятся, не работают своими руками, потому что удовольствованы всем,— то доставляйте по крайней мере работу ищущим её и работой поддерживающим своё существование.
Мы все нуждаемся в милости Божией, но помилованы будут только милостивые: "Суд бо без милости не сотворшему милости" (Иак. 2,13). Разве вы не знаете учения Евангелия, что мы все — едино тело, а друг для друга — члены; и если страдает один член, ему состраждут все? Если мы бедного не будем признавать своим членом или братом, то и Церковь не признает нас своими членами и от тела её мы будем отсечены, как гнилые члены, и погибнем, как неверные?! Нам скажет на последнем суде всемирный Судия: "Отыди от Меня делающий беззаконие: Я не знаю тебя" (Мф. 7, 23). И лишь некоторые, в праздники Рождества Христова и Пасхи, вспоминают бедняков, нищих, тюремных».
Но для чего попустил быть нищим? «Для твоего блага: чтобы ты мог очистить и загладить грехи свои, ибо «милостыня очищает всякий грех»(Тов. 12.9), чтобы стяжать себе молитвенников за себя в лице их, чтобы милостивым к тебе сделать Господа твоего, а «милостивии помиловании будут» (Мф. 5, 7)».