Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

19.08.2008 13:54:17 Мария
Здравствуйте. Обьясните пожалуйста, в чём заключается смысл зажигать лампаду по воскресеньям. Спасибо.


Уважаемая Мария!

Бог есть Свет. Он живет в неприступном свете. Христос есть «Солнце Правды», «Свете тихий»...

Говоря об этом Божественном Свете, Псалмопевец Царь Давид утверждает, что Слово Твое - светильник ногама моима и свет стезям моим (Пс. 118, 105). Тот же самый свет в Новом Завете - Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Именно поэтому евангельские девы всегда держат в руках своих горящие светильники (см.: Мф. 25, 1-13), а Сам Господь заповедует Своим апостолам: Так да светит свет ваш перед людьми... (Мф. 5, 16) и т.д.

Из вышеизложенного становится ясно, что освещение в храме и при молитве (храмовой или домашней) есть, прежде всего, символ Божества. Отсюда и в Ветхом, и в Новом Заветах, изначально при всех богослужениях зажигается свет, и не столько из практических целей, но по символическим причинам.

Сегодня в Православных храмах, по канонам, не может совершаться ни одно богослужение, ни одно Святое Таинство, чин или треба без этого «пламени жизни». И в Ветхом, и в Новом Заветах светильниками при богослужениях являются свечи из чистого пчелиного воска или лампады с оливковым маслом.

Сегодня практическую потребность при освещении храма выполняет электричество, но символическую потребность, естественную, оно удовлетворить не может. Поэтому при наличии дорогостоящих роскошных электрических паникадил во время богослужения обязательно используются свечи и лампады с живым пламенем.

Кроме вышеуказанной символики, свет, который распространяет зажженная свеча или лампада, означает собой и свет Новозаветного Евангельского учения, который освещает наши жизненные стези в непроглядном мраке земного существования. Вместе со светом зажженная свеча излучает тепло, которая символизирует теплоту нашей молитвы и нашей любви к Тому, ради Кого мы ее зажигаем.

Кроме этого, зажженная свеча или лампада является материальной жертвой (она ведь стоит денег), которая, соединившись с искренней и теплой молитвой, имеет перед Богом немалое значение.

Лампады в храме обычно зажигают служители церкви, а дома лампада зажигается перед иконой или накануне воскресения или другого праздничного дня, а можно зажигать ее и каждый день.

Возжигание свечи или лампады обычно сопровождается молитвой Богу о здравии, спасении и благом возрастании в духовной жизни или нас самих, или наших близких, родственников и друзей, а также за упокой души дорогих нам почивших христиан. Если есть такая возможность, то свечи и лампады можно зажигать в каждой комнате, если нет возможности - то пред оной свечой можно поминать всех - как живых, так и умерших.

На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. "Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества - престол огненный Вседержителя... что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями... " (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Свечи и лампады зажигаются в честь память отдельных святых и угодников Божиих, тех, к которым мы обращаемся с молитвенной просьбой о заступничестве перед Творцом нашим и Богом, ища их помощи во время искушений и тяжелых обстоятельств.

Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.

Но пусть никто не думает, что возжигание свечей и лампад есть некая обязанность, или будто бы она освобождает нас от посещения церкви или участия в ее Таинствах. Тут скрывается уловка нечестивого, которая, действуя через нашу немощь и малодушие, удаляет нас от богослужения. Если у нас нет денег на свечи или елей (масло), то Богу надо принести наше чистое сердце, как самую благоухающую свечу, и наши теплые молитвы, которые Ему приятнее всех свечей. Светильники эти - не суть, но только символ того, что в нас происходит. И если мы наше внутреннее состояние не выражаем внешними символами, то оно от этого не умаляется.

"Огонь горящих... свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного - Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. - Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного" (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами