Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

01.05.2008 1:00:18
Христос воскресе!
Можно ли православным молиться о людях др. веры: католиках и мусульманах?
Спасибо.


Христос Воскресе!

Уважаемая Ксения!

Ко всем мы должны относиться с милующей, жертвенной любовью. Не входя сейчас в подробную дискуссию скажу, что православная вера никак не разделяет такого плоского современного массового сознания о том, что Бог един во всех религиях и исповеданиях, и православному человеку стоять на такой странной точке зрения, по крайней мере, неестественно. Нужно осознавать, что если мы воспринимаем эту позицию, то в этом мы отделяем себя от единства веры вселенского православия. Утверждение, что Бог един во всех религиях – это утверждение современного гуманистического сознания, которого не разделяет Православная Церковь, которого не разделяет, вместе с ней, ни одна из мировых религий. Советовал бы поближе познакомиться с вопросом, ну, хотя бы почитать первоисточники, скажем, Библию, сравнить ее с Кораном, Талмудом, и после этого Вам самому Ваш вывод покажется, по крайней мере, наивным.

То, что Господь един, в этом нет сомнения, и, наверное, все действительно пытаются найти путь к Истине. Однако Истина одна и не может быть двух Истин, поэтому правильное понимание Бога может быть только одно.

Если посмотреть не все традиционные религии поверхностно, то покажется, что они очень похожи, учат добру, справедливости, почти все имеют одни и те же нравственные ценности. Но это сходство кажущееся. При ближайшем рассмотрении мы увидим огромную пропасть между ними.

Чтобы человек не нашел путь к Богу, лукавый делает одну очень хитрую вещь, он просто подсовывает некоторое мнение о Боге, которое немного изменяет веру, и его дело сделано, человек придет куда угодно, но не к Богу.

К примеру, если на корабле, находящемуся в открытом море, сбить компас всего на один градус, то это, на первый взгляд незначительное изменение, приведет корабль совсем в другую бухту. Так и лукавый, немного корректируя истину, приводит человека совсем к другому "богу". Капитан уверен, что он на правильном пути, а на самом деле его корабль вот-вот разобьется о рифы.

Так и все основные религии, взяв начало от Единого Бога постепенно разошлись так, что, сравнив понимание Бога в одной и другой религии, понимаешь, речь идет о разных богах.

Если начать достаточно скрупулезное сравнение всех религий, то разница в понимании Бога будет столь существенна, что ни о каких разных путях к одному Богу и речи быть не может. Это разные пути к разным богам . Если же соприкоснуться с сакраментальной частью религий, то этот разрыв окажется столь невероятно большим, что связать все религиозные практики друг с другом будет просто невозможно.

Даже среди христианских течений те или иные отклонения от истинного понимания Бога привели к совершенно разному подходу ко спасению. Так что о единстве могут говорить либо популисты, либо люди совершенно не понимающие смысла духовной жизни.

Да, действительно, и католики, и мусульмане, и православные говорят, что их вера истинная. Кому же верить? Верить Святому Писанию. Апостол Павел пишет в Послании к ефесянам (Еф. 4,5): "Один Господь, одна вера, одно крещение". Не одна вера, но три с половиной тысячи вероисповеданий-конфессий насчитывается сегодня в мире. Многие из них называют себя христианскими, говорят от имени Иисуса Христа, проповедуют Евангелие. Православие, католицизм, протестантизм - ведущие среди христианских конфессий, каждая из них предлагает свой путь спасения. Но Господь много конфессий не создавал, Он даровал нам только одну веру, одну Церковь. Иные церкви основаны не Господом, а самими людьми, они плод человеческого самочиния. До Рождества Христова хранителем истинной веры был израильский народ, но вот уже 2000 лет он не имеет права считать себя богоизбранным народом, потому что не принял Христа, дал согласие на Его распятие и взял ответственность за Кровь Христову на себя и своих детей. Потому истинная вера только одна - та, которую заповедал хранить Иисус Христос.  

Мусульмане появились спустя шесть веков после Рождества Христова. Ислам представляет собой смесь иудаизма, язычества и христианства. Мусульмане верят в аллаха, в пророков, обожествляют своего пророка Магомета. Иисуса Христа они считают простым пророком, меньшим, чем Магомет, а Матерь Божию - матерью пророка. Ни один из мусульманских пророков не был распят на кресте, не пролил свою кровь, взяв все грехи рода человеческого на себя, не воскрес в третий день; никто из пророков ислама не обещал и Царства Небесного.

Как-то одного христианина спросили: "Почему мусульман великое множество, а вас - христиан - так мало?" Он ответил: "Все очень просто - за Христом идут немногие, по Его же слову: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16,24), "и кто не несет креста своего... не может быть Моим учеником" (Лк. 14,27). Путь спасения - тернистый, тяжелый путь, не все идут им...

На эту тему можно размышлять много, но я думаю нам нужно руководствоваться словами Спасителя и предоставить мертвым погребать своих мертвецов, самим же идти благовествовать Царствие Божие (От Луки 9:60).

 


 

Поминание некрещеных людей в Православной Церкви не совершается на Проскомидии и на общественном богослужении. Поместные Православные Церкви не имеют с Католической Церковью молитвенного и Евхаристического общения, так же как и с мусульманами. К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. Церковь за некрещеных не молится, так как эти люди во время жизни не вошли в спасительную ограду Церкви. Некрещеные люди есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви. О них можно лишь сожалеть, но вылечить их уже невозможно.

Часто приходится слышать упреки, что Церковь жестоко поступает по отношению к живым и умершим некрещеным в Православии, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало и мешает хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины, но в основе всего лежит неверие в Бога. И это неверие, душа уносит с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает.

Вместе с тем Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней! Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Опинскому старцу Леониду (+1841 г.) обратился ученик с вопросом, можно ли молиться за погибшего отца-самоубийцу, и как. На что старец ответил: "Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя"". По примеру этой молитвы можно молиться за некрещеных, а также за неправославных или крещеных, но отступивших от веры.

То, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из жития преподобного Макария Египетского. Однажды святой Макарий, встретив в пустыне череп умершего языческого жреца, вступил с ним в беседу. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие молитв. "Когда ты молишся за мертвых, - отвечал череп, - то мы чувствуем некое утешение". Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение.

Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

Милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать преред Ним за души усопших неправославных. Святой этот мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших некрещеными в веру Православную.

Божией Вам помощи!

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами