Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

18.04.2008 17:42:20 елена, Харьков
Доброго Вам дня! Спасибо за Ваш сайт, многому учусь. Верую в Господа всей душой!
Мне не дает покоя вопрос: а был ли у человечества выбор, когда они решили распять Христа? Если все было предрешено, могли ли люди в тот момент впустить в свою душу добро и Христос не был бы распят или все происходило по давно предрешенному сценарию? Или вопросы у меня эти возникают от недостатка знаний, о чем я глубоко сожалею.
Заранее благодарна за ответ!


Уважаемая Елена!

Конечно, Бог все предвидел и скорее всего все было Им предрешено давно, ибо не мог человек своими силами разрушить силу диаволю. И по милости Божией к своему творению, человечеству, Бог посылает на землю возлюбленного и единственного Сына своего Господа Нашего Иисуса Христа, дабы Он пострадал и искупил Кровию Своею и смертию Своею грехи мира сего, избавил нас от смерти вечныя и даровал нам путь к Жизни вечной во Царствие Небесное.

Вот что по данным вопросам говорил св. прав. Иоанн Кронштадтский: 

Вопрос: Что было бы с нами, если бы не было жертвы Христовой?

Ответ: «Все мы, все грешны и нуждаемся в милосердии Божием. Если бы не ходатайствовала за нас кровь Агнца Божия, вземлющего грехи Mipa, то каждый день и час над нами гремели бы удары небесного правосудия, мы ежедневно бедствовали и умирали бы душею своею греховною, и ни мира, ни радости не вкушать бы нам во веки. Но за нас ходатайствует Сын Божий, и наши грехи не вопиют так сильно об отмщении нам, ради заслуг Его. Бог прощает нам их, только бы мы сознавали их сами и раскаивались в них. Да, Бог прощает нам наши грехи».

 

 

Вопрос: В чём смысл праздника Входа Господня в Иерусалим?

Ответ: «Восхвалите согласно, людие и языцы: Царь бо Ангельский взыде ныне на жребя, и грядет хотяй (волею) на кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети в вашем взывают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю, слава Тебе, Спасу Христу. Слава Тебе, благословенному, единому Богу нашему».

«Не на царство, не на престол земной шел вечный Царь Ангелов и человеков в столицу Иудеи, а на поругания, поношения, заплевания, заушения, бичевание и крестную казнь, самую поносную и мучительную, шел добровольно — для того, чтобы крестом и на кресте поразить врагов невидимых, пленивших род человеческий и поработивших его своей адской, смертной мучительной державе,— претерпеть казнь за грехи наши, уничтожить проклятие, разрушить смерть, ниспровергнуть её царство и даровать всем жизнь и воскресение».

«Без страданий и смерти Христа, добровольно, по единой любви к роду человеческому подъятых Им на Себя,— не было бы примирения преступных и неблагодарных тварей с Творцом своим Всеправедным, безмерно оскорбленным их неправдами.

Без исполнения Богочеловеком всей правды Божией никто не мог бы исполнить всей правды Божией и быть оправданным, и получить доступ к Богу, никто бы не мог достигнуть неба без принятия Им на Себя праведного проклятия, на нас тяготевшего, никто не мог бы получить благословение Божия без смерти, подъятой Сыном Божиим за нас — Его человеческим естеством, не была бы побеждена смерть всенародная и не было бы отверсто небо, и не было бы для людей вечного блаженства».

«Смертию Распятою смерть наша побеждена, воскресшие из гробов мертвые в Иерусалиме и явившиеся многим воочию доказали совершившуюся славную победу над смертию. Никогда Mip не видел более торжественной, славной, всесильной победы. Слава Тебе, Христе, Победите лю ада и смерти. И мы Тебе, Христе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» (Мф. 21, 9).

 

 

Вопрос: Что именно совершал на земле Господь Иисус Христос?

Ответ: «Во-первых, Господь Иисус Христос открыл нам ясно, сколько нужно, величайшее таинство Св. Троицы — Отца и Сына и Духа Святаго — и научил непрестанно славить единого Бога в трёх равных, нераздельных и неслиянных Лицах. Во-вторых, Он принес нам с неба совершеннейший закон любви к Богу и ближнему. В-третьих, словом и делом утвердил истину всего Бытописания Моисеева и всех пророческих писаний, сбывшихся на нём и ещё имеющих сбыться, изъясняя их ученикам, начиная от Моисея и и всех пророков. В-четвертых, сотворил в мире бесчисленные, благотворные чудеса, каких до Него никто не сотворил. В-пятых,— исполнил по человечеству Своему всю правду Божию, какую должны были исполнить люди и которой они не исполнили, не могли исполнить,— и тем удовлетворил за нас правде Божией, пред к и трои человечество было в неоплатном долгу,— тьмою талантов. В-шестых, принял на себя, как Агнец Божий, все грехи Mipa и праведное Божие проклятие, тяготевшее на роде человеческом, пострадав на кресте  и исполнив писание пророческое: "проклят всяк висяй на древе" (Гал 3, 13), и приобрел чрез то от Отца власть прощать грехи всем верующим  в Него и кающимся и сподоблять их благословения Отца Небесного, как чад Его. В-седьмых, даровал благодать крещения и возрождения в купели духом Святым или благодать пакибытия и запечатления от Духа Святаго, дал благодать священства или пастырства духовного - дар проповеди Евангелия или слова Божия для руководства верующих ко спасению, благодать совершения таинства Тела и Крови Христовой и прочих таинств. В-восьмых — вкусил на три дня и ночи смерть нашу, которой Он был неповинен, и Своею смертию сокрушил нашу смерть, даровав всем воскресение. В-девятых — создал церковь Свою на земле под Своим главенством, обещав ей неодолимость от врат адовых до скончания века. В-десятых,— отверз заключенное небо для человечества и даровал свободный восход туда всем верующим и исполняющим заповеди Его, обещав взять к Себе всех верных Ему, сказав ученикам Своим: "паки прииду и пойму вы к Себе, да идеже есмь Аз, и вы будете" (Ин. 14, 3).

Вот главнейшие благодеяния нам вознесшегося на небо Христа, Сына Божия».

 

 

Вопросс: Кто и что были причиною смерти Иисуса Христа?

Ответ: «Нели глубже вникнуть во всё это кровавое дело, то надобно сказать правду, правду глубокую,— что причиною Его страданий и смерти были все люди, были и мы все, не исключая никого, ибо причиною были грехи, а кто же из нас без греха? Господь Иисус Христос по воле Отца Своего Небесного и по Своей собственной, изволил принять казнь, по человеческому естеству Своему, неразлучному с Божеством бесстрастным,— за грехи всего Mipa, значит, и за меня, и за тебя, брат, сестра».

«На кресте казнится грех Mipa в безгрешном Агнце Божием, в святейшем Сыне Божием, Который из единого благоутробия Своего восхотел искупить нас, неправедных и грешных, Своею бесконечною правдою, Своими страданиями и смертию,— и, вкусив смерть, победить нашу смерть, и воскресением Своим из мертвых подать воскресение из мертвых всему человеческому роду! Вот как премудрость, благость и правда Божия открылись в крестной смерти Богочеловека! Вот как ужасно наказаны грехи наши в Богочеловеке. Проклятие, от которого избавил нас Своими страстями и смертию Господь Иисус Христос, "быв Сам по нас клятва" (Гал. 3, 13),— и дал благословение всем верующим в Него.

Приди же, всякий человек, всякий пол и возраст, приидите и плачьте пред Божественным Мертвецом; плачьте и рыдайте о своих грехах неизчетных, вольных и невольных, и помните, каких казней заслуживают по правосудию Божию грехи наши.

Значит, если бы Богочеловек не пострадал и не умер за Mip,— Mip погиб бы без жертвы всеискупительной, каковою стал за всех нас Господь Иисус Христос. Но Он дал за нас — собственную душу, жизнь, принял смерть телесную в искупление Mipa, и чрез Его страдания и смерть Отец Небесный примирился с грешным Mipoм. Преграда непроходимая между Богом и Mipoм разрушена, на земле основана Самим Христом святая Церковь или общество спасаемых во Христе, со всеми благодатными силами для жизни и благочестия.

Вот какая бездна спасающей благодати Божией явилась в Mipe прелюбодейном и грешном, вот сколько грешников спаслось и вошло в рай!

Но сколько и ещё входит, сколько ещё войдет, ибо несомненно, что спасающиеся есть и будут до скончания Mipa по всей земле! И всё это есть и будет плод спасительных страданий и смерти Иисуса Христа! Слава страстем Твоим, слава животворной смерти Твоей, Господи. Так чрез искупительную смерть Богочеловека излиялась на Mip бездна благодати милующей, спасающей, а без искупительной смерти Спасителя он был бы лишен её! И так все мы Тебя воспеваем, прославляем! Тебя благодарим, Господи, за вольные страдания и смерть Твою за нас!

Ради страданий и смерти Господа нам дано покаяние в живот вечный и все истинно покаявшиеся спасутся, и только нераскаянные во веки погибнут».

«После бичевания Господа, по приказу Пилата, у позорного мраморного столба и по венчании Его головы язвительным тернием и ругательном облачении в грубую багряницу наподобие царской, Пилат вывел неповинного и безгрешного Страдальца Иисуса напоказ первосвященникам, книжникам и народу, чтобы разжалобить их, и сказал: "Се вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в нём никакой вины". И вот вышел Иисус в терновом венце и в багрянице, и сказал им Пилат: "Се человек!". Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: "Распни, распни Его!" (Ин. 19, 1-6). Остановимся на этих словах и спросим себя: кто были эти исступленные крикуны? Люди или злые демоны? Это были бешеные человеки, по виду люди, а по духу демоны, ибо они были в это время сосуды диавола. И всякий человек, возлюбленные братия и сестры, подверженный страсти или имеющий земное, а не небесное мудрование, есть бес или сын сатаны, ибо даже одному из Апостолов, имевшему только в данную минуту земное, человеческое мудрование, именно Петру, Господь с негодованием сказал: иди от Меня, сатана: "Ибо ты мыслишь не о том, что Божие, а что человеческое" (Мф. 16, 23)».

 

 

 

Вопрос: Чем была смерть для Христа?

Ответ: «Для самого Богочеловека крестная смерть была целью Его пришествия на землю, Его славою, Его искупительным действием, жизнию для человеческого рода, как Он Сам говорил: "сего ради приидох на час сей, час смерти крестной" (1 Ин. 12, 27). Он умер для того, чтобы смертию Своею упразднить имеющего державу смерти — диавола, и избавить людей, которые страхом смерти всю жизнь были подвержены рабству.

"Семя свято стояние его (т.е. Mipa)" (Ис. 6, 13),— говорит Господь Mip видимый не мог бы стоять доселе, если бы за Mip, за грехи его безчисленные — не пострадал добровольно Сын Божий Своим человеческим естеством. С одной стороны — безконечная святость и правда Божия, с другой — безконечно великие и всякие неправды людей, при пятых вначале в общение с Богом и — отпадших, не допускают существовать Mipy в таком безобразном, мрачном и непотребном состоянии»

«Mip стоит, как ради настоящих немногих избранных, "ибо много званных, но мало избранных" (Мф. 20, 16), так и ради будущих избранников Божиих, коих предвидит Тот, Кто нарицает "несуществующее как существующее" (Рим. 4, 17), и Который избирает иных людей дл служения Себе прежде зачатия и рождения, как пророка Иеремию.

И так Mip стоит и не рушится, и ещё не объят всеистребляющим пламенем ради Христа, пострадавшего за Mip грешный и креста Его».

«Видите, братия и сестры, чем завершились все скорби, страдания смерть Христа, Господа нашего! Славным воскресением Его из мертвых, властью Его над адом и смертию, значит, полным поражением ад и его злобы и торжеством правды и вечной жизни».

 

 

Кто виноват в смерти Господа на кресте? «Ответственно ли человечество за этот ужасный час девятый, в который Искупитель наш испустил Дух?

Ответственно; ответственна всякая душа, ибо за каждую душу пострадал и умер Господь, за каждую заплачена эта безконечно дорогая цена. Мы должны жить не для себя, но для Умершего за нас и Воскресшего. Вот наша ответственность! Вот наша обязанность относительно умершего за нас на кресте Богочеловека; а поелику и за тебя умер Христос, то и ты должен искренно всегда каяться, ибо за твои также грехи страдал Агнец Божий».

 

 

Необходимость крестной смерти. «О, как необходима была для нас крестная жертва Сына Божия, жертвовавшего для нас, для нашего искупления и примирения Отцу Небесному, Собою Самим. Как крест Христов необходим для нас, чтобы всякий день прибегать под сень его! Не напрасно святая Церковь заповедала нам частое изображение креста Господня на себе, на своих членах телесных и на всех чувствах. Чем мы всякий день спасаемся, как не крестом, как не заслугами Христа, распя­того за нас! Без креста мы все погибли бы, были бы добычею диавола и ада! О, Христе Боже, слава Тебе пострадавшему за нас, и искупившему нас крестом Своим от греха, проклятия и смерти!».

 

 

Христос жертва Отцу. «Христос и крест Его нужны нам всякую минуту в жизни, ибо без Христа и креста невозможно спастись, избавиться ни от какого греха, допускаемого нами. Только Христос спасает нас крестом Своим от скорби и тесноты греха, и от неправды греха, и осуждения, и мучения за грех, ибо только Христос исполнил всю правду за нас, принесши Себя в жертву за всех Отцу Своему праведному. И Он Один оправдывает нас, повинных и кающихся, Своею Кровию, своими страданиями, за нас претерпенными. Уязвила тебя злоба на ближнего — нужен Христос, нужен крест; зависть, гордость, блудные помыслы язвят тебя — нужна вера во Христа, нужно покаяние, нужен крест Христов. Только Христос крестом Своим может спасти тебя, никто и ничто больше».

 

 

Вопрос: В чём спасение христиан?

Ответ: «Апостол говорит о благодати или милости и силе Божией, т.е. Христовой, спасительной для всех человеков, не исключая никого,  кто бы только ни принял эту благодать. Если бы не явилась эта спасительная благодать через Иисуса Христа и только в Нём,— то по си бы никто, ни один человек, и все погибли бы навеки во грехах, грех, естественно, рождает смерть — временную и вечную. Но теперь , явилась спасительная благодать всем человекам,— и все верующие и покорные ей могут спастись, никто не может отговариваться невозможностью или неспособностью. Эта спасительная благодать находится в  Церкви Христовой, держись её, исполняй её предписания и заповеди,участвуй в её таинствах и Богослужении,— и ты непременно спасешься».

Нам ниспослана ныне от Бога, Отца щедрот и всякого утешения спасительная благодать или спасительная сила, при помощи которой мы все можем спастись, и ни один не погибнем, если только усердно ею воспользуемся вовремя».

 

 

Вопрос: Почему нужна была жертва Иисуса Христа и кому?

Ответ: «Иисус Христос предал Сам Себя за нас в очистительную и примирительную жертву Богу Отцу, пострадав и умерши за нас,- чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам, каков и должен быть народ христианский, т.е. все мы, православные христиане».

 

 

Причина Христова искупления. «Чем было вызвано воплощение Сына Божия, житие, проповедь и страдание Его? Во-первых, безмерною благостию Божиею: Бог не мог видеть создание Свое возлюбленное мучимым и погибающим от диавола и восхотел избавить его, восстановить попранную людьми правду, разрушить проклятие и смерть. Во-вторых, язва греха так велика и глубока в людях, смрад греха столь силен и смертоносен, зло так велико, падение столь гибельно, грехи столь безчисленны, что их мог взять на себя только Сын Божий, только Он мог исцелить язву греха, только Он мог отнять смрад греховный и очистить, освятить и облагоухать миром Духа Святаго Человечество, только Сын Божий мог вступить в единоборство с древним человекоубийцей — сатаной и победить его, и никто больше. Ибо Он только мог принести полное удовлетворение правде Отца Небесного за все грехи человеческие, исполнив всякую правду и пострадав неправедно за неправоты наши, и, таким образом, человечество, продавшееся диаволу чрез запрещенную снедь, искупить от сильной власти его».

 

 

Помоги Вам Господи!

 

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами