Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Связь и общение живых с умершими.

12.10.2007

“...Прошу всех и молю: нелрестанно о мне молитеся
Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на
место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный”.
(Стихира на отпевании, поемая во время целования умершего)

После смерти любого из наших присных (близких), как бы ни был такой человек близок к нам в здешней жизни, для нас уже решительно порваны всякие нити или узы нынешних чувственных (осязаемых) связей с ним. Смертью утверждается между живыми и умершими великая пропасть, разобщающая между собой тех и других. Но она разобщает их только физически, а не духовно: духовная связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир Загробный.

“Живем ли, – говорит апостол Павел, – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни” (Рим. 14, 8). Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова “не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы” (Лк. 20, 38).

Все верующие составляют одно духовно-нравственное Царство Божие, одно духовное тело – Церковь, Главой которой является Господь Иисус Христос (Еф. 1, 23; Кол. 1, 18). Итак, основанием связи и общения живых с умершими есть Господь наш Иисус Христос и Его вседейственная благодать. Единый Бог, перед Лицом Которого все живы, есть Творец, Царь, Отец и Спаситель душ, как пребывающих еще на земле в своих телах, так и разрешившихся от уз плоти и находящихся в Загробном мире.

Вера и любовь – вот те духовные узы, которые соединяют живых с умершими. Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым. Вера соединяет человека с Невидимым Богом, с Невидимым Ангельским миром и с переселившимися в Невидимый мир братиями его. Любовь, соединяющая нас здесь на земле, часто до готовности жертвовать жизнью за любимое лицо, продолжается и за гробом. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 8). А проявлением или плодом любви является живое сочувствие, принятие к сердцу (того или иного – физического или духовного. – Ред.) состояния ближнего.

Если душа не потеряла Божественной любви, то где бы она ни была, – за гробом или еще в теле и на земле, она не может не принимать живого, деятельного участия в состоянии душ, ей близких, где бы они ни находились. При этом условии умершие сочувствуют живым и живые должны сочувствовать умершим. Живые и умершие, как члены одного духовного Тела Христова, находятся во взаимном между собой сочувствии: “Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены” (1 Кор. 12, 26).

“Умершие всегда пребывают с нами своим духом, и мы, живые, верой всегда можем видеть наших усопших и слышать их голос”. (Надгробное слово архиепископа Рижского Платона. “Странник”. 1864, февраль, с. 139.)

“Можно быть далеко и близко к умершему. Чем сильнее любовь к умершему, чем сильнее и наша молитва о нем, тем ближе и умерший к нам. Молитва веры до такой степени может приблизить к нам умершего, что мы сами почувствуем его приближение, почувствуем дыхание души его около нас. Во время молитвы преимущественно сердце подает весть”. (Протоиерея Родиона Путятина (+1869. – Ред.), поучение 263).

В притче о пропавшей овце Господь говорит о том, что святые Ангелы радуются на Небе о каждом кающемся грешнике (Лк. 15, 4 – 7, 10).

Евангелие повествует, что тотчас после смерти Иисусовой “многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов, по Воскресении Его, вошли во Святой Град и явились многим” (Мф. 27, 52 – 53).

“Спрашивается: что привлекло этих воскресших святых (говорю о собственном их движении духовном) во Святой Град и побудило явиться в нем многим? Не глубокое ли участие к бедному городу, не узнавшему своего и всемирного Избавителя Христа? Не стремление ли вошедших в радость Христова Воскресения отцов поделиться этой радостью, по возможности, и со своими живыми детьми? Так может быть сочувственно состояние отшедших в другую жизнь состоянию еще живущих. И таким образом, как мы, живущие, можем самой своей судьбой и деятельностью способствовать или препятствовать успокоению усопших, так и они, со своей стороны, своим состоянием и движениями, во свете Лица Божия, заботливо соучаствуют в нашей судьбе. И вот оба мира, Загробный и наш, земной, находятся во взаимной связи и живом соотношении (общении) между собой” (А. Бухарев. О упокоении и о духовном здравии живых, с. 62).

Но не одни только умершие совершенные, или святые, сочувствуют остающимся на земле грешным собратьям. “По Евангелию Христову, даже дух богача немилосердного, сый (пребывавший) в муках, и притом таких, что для него желанной и, однако, недоступной отрадой было бы хоть одно чувственное (физическое) прикосновение к нему омоченным пальцем или что-нибудь подобное тому в порядке и образе Загробной жизни, озабочивается судьбой своих еще живущих братьев, – жалобно умоляет Авраама послать к ним Лазаря с предостережением, чтобы и они (путем своей жизни и мысли, конечно) не пришли на то же место мучения (Лк. 16, 27 – 28). Положим, что жестокосердая душа богача умоляла об этом отчасти и по мрачному движению зависти к радостной судьбе Лазаря, и бесчеловечного желания ему продолжения земных его озлоблений – как с глубокой духовной проницательностью замечает святой Златоуст (в толковании этого места). Но, судя по ответу Авраамову прямо на его мольбу, никак нельзя вовсе отрицать в богаче немилосердном и действительного беспокойства его за своих братьев. Что же сказать теперь о душах добрых, любящих, всегда на земле бывших в озабоченности судьбой своих возлюбленных (родных и близких. – Ред.)?! (Там же, с. 60 – 61)

Вера (живых) спасает и живых, и умерших.

Совершенные по своей жизни умершие ходатайствуют о нас, живых, а мы, живые, молим Бога об умерших несовершенных, содержимых во аде. Так благоустроительно совершается наше спасение во Христе, Господе нашем, взявшем на Себя грехи всех верующих в Него, находящихся как в этой, земной, так и в Загробной жизни. Он – Бог и Спаситель всех верных Ему.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами