Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Публикации

 

 

 

 

 

 

 

 





Публикации

Святитель Григорий Палама

27.11.2009

 Святитель Григорий родился в 1296 г. в Малой Азии, но затем, бежав от турецкого нашествия, его семья нашла приют в Константинополе при дворе Андроника II Палеолога. Отец Григория стал крупным сановником при императоре, что не мешало, однако, ему быть делателем непрестанной Иисусовой молитвы.
             Когда отец Григория умер, сам император принял участие в воспитании и образовании сироты. Андроник надеялся, что способный юноша останется при дворе, но Григорий, достигнув 20 лет, удалился на Афон, поступив послушником в Ватопедский монастырь. Здесь под руководством старца Никодима Ватопедского он начал путь подвижничества. А через год иноку Григорию явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов, обещавший ему свое духовное покровительство.
             Пройдя послушание в трапезной и на клиросе, Григорий поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии, настоятель которой стал учить его сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, бывшему неотъемлемой частью жизни великих пустынников, получивших название исихастов (от греческого “исихия” - молчание).
             В 1326 г., из-за угрозы нападения турок, Григорий переселился с братией в Солунь, где был рукоположен в сан священника. Дальнейшая жизнь святого проходила одновременно в подвижническом безмолвии, уединенной молитве и в активном общественном и церковном служении: он произносил проповеди, посещал богословские собрания. В 1331 г. подвижник удалился на Афон, в скит святого Саввы, в 1333 г. - был назначен игуменом Есфименского монастыря, а в 1336 г. вернулся в скит и занялся богословскими трудами.
             К этому времени в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам, объявивший учение исихастов еретическим заблуждением. Он посещал Солунь и Афон и везде пытался доказать невозможность боговидения, о котором учили исихасты. Святитель Григорий выступил с опровержением, и 27 мая 1341 г. Константинопольский Собор принял его положение о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях (то есть действиях). Учение же Варлаама было осуждено как ересь.
             Однако, заразившийся ересью Варлаама болгарский монах Акиндин, выступил с рядом трактатов, где обвинял исихастов в церковных смутах, а сочувствующий ему Патриарх Иоанн XIV Калека отлучил святителя Григория от Церкви и подверг тюремному заключению. В 1347 г., когда сменился Патриарх, святитель был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского (Фессалонитского). Влахернский Собор 1351 г. торжественно засвидетельствовал правильность его учения.
             Но солуняне не захотели принять святителя, и он был вынужден несколько лет провести в скитаниях. Однажды его даже взяли в плен турки и продали в рабство как пленника. Но где бы ни находился святитель, он везде неустанно проповедовал веру Православную.
             Накануне кончины ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст, и со словами: “В горняя! В горняя!”, - святитель Григорий Палама мирно отошел ко Господу 14 ноября 1359 г. Через девять лет он был канонизирован на Константинопольском Соборе.
             Святитель Григорий Палама, заботящийся о спасении ближних даже находясь в плену, подает нам удивительный пример духовной милости.
             Велико и ценно в очах Божиих дело милосердия, совершаемое во славу Его и на пользу ближним. Грешно совсем отстраняться от благотворения. Ведь никто из нас не лишен даров благости Божией - каждый обладает, в большей или меньшей степени, имущественным достатком или дарованиями духовными. Поэтому каждый из нас может что-нибудь жертвовать в пользу ближних и тем свидетельствовать о своей благодарности Господу, от Которого мы сами получаем всякие даяния и дары.
             Не всегда легко бывает нам отдать другим то, что мы приобрели с трудом, и даже то, что у нас есть излишнего. Но бывает, что вещественная благотворительность затруднительна из-за недостатка материальных средств, и тогда перед такими христианами открывается новая сторона этого благого дела - милость духовная. К делам милости духовной относятся отвращение грешника с дурного пути, научение неведущего истине и добру, своевременный добрый совет ближнему в затруднительных обстоятельствах, утешение ближнего в печали и молитва за него Богу.
             Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Овча твоего соседа пораженное лежит на пути, и ты ли не поднимешь его, не скажешь о нем соседу? Менее ли стоит внимания душа твоего ближнего, когда бы ты увидел ее пораженною и заблудшею? Пламень объял дом твоего согражданина, и ты не можешь равнодушно смотреть на сие бедствие: почему же ни мало не трогает твоего сердца состояние ближнего, когда он в пламени страстей?”. Исполнение дел милости духовной по силам, в той или иной мере, каждому. Кто имеет здравый ум и доброе сердце, тот уже обладает возможностью оказать духовную помощь ближнему словом назидания, ободрения, утешения. Сокровищница любви христианской неистощима, и дары духовные не только не уменьшаются, но еще больше умножаются, чем больше употребляют их на пользу ближним. От христианина требуется только готовность поделиться и терпение в духовном служении ближним.
             Вот какой пример относительно этого приводится в отеческих сказаниях. Один старец приходил для назидания духовного к авве Иоанну. Выслушав наставление, он уходил к себе и тут же забывал все услышанное. Он приходил опять, вновь спрашивал, вновь слышал то же наставление и вновь забывал его. Так случалось некоторое время и, наконец, старец сказал авве: “Знаешь, авва, я опять забыл, что ты сказал мне, но чтобы не беспокоить тебя, я больше не буду приходить”. На это святой авва сказал ему: “Зажги свечу”. Тот зажег. “Принеси другие свечи и зажги этой”. Он все сделал. Тогда авва Иоанн спросил: “Убавился ли свет первой свечи от того, что ею зажжены многие свечи?”. - “Нет”, - ответил старец. “Так не угаснет и Иоанн. Хотя бы весь скит ходил ко мне, не отдалил бы меня от благодати Христовой. Потому ходи ко мне, когда хочешь, ни мало не сомневаясь”. И за терпение обоих Бог освободил старца от забывчивости. Так и мы должны терпеливо и неустанно разъяснять и повторять, утешать и ободрять, если ближние нуждаются в этом.
             Итак, не будем ограничивать нашу благотворительность только материальной помощью, но попечемся и о спасении душ ближних. Нужда телесная - это еще не зло, а бедность - не порок, но когда душа человека находится в заблуждении и неведении истины, когда поражена унынием и близка к отчаянию, тогда и погибель ее близка, и нам грешно пред Богом, если не подадим ей своевременную помощь.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами