|
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
(29 июня / 12 июля)
Двух великих христианских подвижников прославляет сегодня святая Церковь, именуя их “Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие”.
Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами. Для подобных утверждений мы не находим свидетельств ни в Евангелии, ни в апостольской истории. Что же касается слов Спасителя: “Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” (Мф. 16, 18), то здесь под камнем следует понимать не саму личность апостола, а его исповедание, его твердую веру во Христа. Вслед за Петром и другие апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь, ведь, по слову святителя Киприана Карфагенского, “и прочие апостолы были тоже, что и Петр, - имели равное с ним достоинство и власть”.
Значит, апостолы Петр и Павел именуются первоверховными не за преимущество перед другими во власти, а лишь по чести. За что же им такая особая честь? За их великие труды. Все святые апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое потрудились больше всех (1 Кор. 15, 10). Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия. “Я, - говорит святой апостол Павел, - был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников…” и так далее (2 Кор. 11, 23-32). Господь повелел Своим апостолам идти к народам, учить их и крестить (Мф. 28, 19-20). Несомненно, все святые апостолы свято исполнили эту заповедь своего Божественного наставника, но больше всех прославились благовестием святые Петр и Павел. В мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытного стяжания и злобы они внесли небесную истину и Божественный свет, царство правды, мира и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17). Тысячи людей привели они ко Христу.
Но святые апостолы не только благовествовали, но и утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их посещали, для постоянного руководства ими ставили епископов и пресвитеров, писали к ним вероучительные и нравоучительные послания. Святой Петр оставил таких ко всем Церквям – два послания, а святой Павел – к отдельным Церквям - четырнадцать, из них тринадцать – к христианам из язычников. С тех пор эти послания неизменно читаются и в храмах и дома, ведь в них заключены истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе, в них мы находим все необходимое для правильного понимания смысла нашего земного призвания, для нашего утверждения на пути в Царство Небесное.
Награда святым первоверховным апостолам была велика еще при их земной жизни. Святой Петр был удостоен стать свидетелем важных событий в земной жизни Христа – Божественного Преображения на горе Фавор и Гефсиманской молитвы. А святому Павлу было дано быть восхищенным “до третьего неба” – в рай, и слышать там “неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать” (2 Кор. 12, 2-4).
Богодухновенные поучения святых превоверховных апостолов Петра и Павла и ныне назидают нас в храмах, и будут назидать до конца времен. Это такое духовное сокровище, которое никогда не устареет и не иссякнет, несмотря на все величие и новизну завоеваний человеческого разума. Пример же их святой жизни, их духовный опыт всегда будет бережно сохраняться в церковных сказаниях и передаваться из рода в род. Будем же просить прославляемых ныне святых апостолов, чтобы они помогли нам принять их наставления умом и сердцем и ниспослали небесную помощь в исполнении их в нашей жизни.
История установления празднования: Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI-XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.
Иконография праздника: Первоверховные апостолы Петр и Павел нередко изображались вместе — в ранней иконографии, как правило, фронтально, а с XVI века — обращенными друг к другу. Изображения первых учеников Христа и провозвестников христианского учения в византийском и древнерусском искусстве были, как правило, связаны с темой учрежденной Христом Новозаветной Церкви (на это указывали, прежде всего, слова самого Христа, обращенные к апостолу Петру: «...на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» — Мф. XVI, 18). Общая память двух апостолов празднуется 29 июня / 12 июля.
На иконе апостол Петр изображен простирающим правую руку в моленном жесте; с левой руки, держащей свиток, свисает ключ на длинной цепи («...и дам тебе ключи Царства Небесного» — Мф. XVI, 19). В руках апостола Павла традиционный для него атрибут — книга, напоминающая о том, что он является автором четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет.
Фигуры апостолов стройны и изящны, но в то же время выглядят устойчиво-монументальными. Этому способствуют их расширяющиеся книзу (за счет развевающихся плащей) силуэты и плотная вписанность в средник по вертикали: ноги апостолов почти касаются лузги ковчега, а нимбы немного не доходят до верхнего поля. Небесный полукруг со Спасителем, благословляющим обеими руками, при этом оказывается почти на одном уровне с головами Петра и Павла, словно наглядно показывая их близость к Богу.
Молитвословия святым первоверховным апостолам Петру и Павлу
Тропарь, глас 4-й
Апостолов превопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенный даровати и душам нашым велию милость.
Кондак, глас 2-й
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов твоих, Господи, приял еси, в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси, паче всякаго всеплодия, Едине сведый сердечная.
Величание
Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.
Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу
Кондак 1
Избраннии проповедницы Агнца Непорочнаго, за ны закланнаго, Христа Бога, преславнии апостоли Петре и Павле! Яко Боговедением концы мира озарившии и обильно струями благодати напоившии, и ныне с любовию призрите на чтущия усердно память вашу. Исполните нас духа премудрости, сердца наша верою утвердите, да непрестанно благодарственная вам поем, со умилением зовуще: Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле.
Икос 1
Ангели благовестницы явистеся на земли, апостоли Петре и Павле блаженнии, зане от Самаго Виновника спасения нашего на делание ваше призвани бывше, широту всея земли обтекосте, иудеом и еллином Христа распятаго, Божию Силу и Божию Премудрость проповедающе. Темже и мы, светом учений ваших озаряеми, сердцем и усты взываем к вам сицевая: Радуйтеся, звезды светозарныя, от востока возсиявшия и всем людем путь ко Христу показавшия; радуйтеся, Церкве Христовы утверждение и столпи непоколебимии. Радуйтеся, власть вязати и решити грехи наша от Христа приимшии; радуйтеся, во святых писаниих ваших к вере и упованию на Бога вся ны призывающии. Радуйтеся, в житии вашем образы обращения согрешающим явившии; радуйтеся, высоту любве истинныя словом и делом нам показавшии. Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле.
Продолжение...
Святые отцы:
Слово Блаженного Августина, епископа Иппонийского
В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», — удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою» (Мф. 16, 16–18). На «сем камени» (petra), на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо «ты еси Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) «камень» (petra), точно... (далее)
Похвала св. апостолу Павлу cвт. Иоанна Златоуста
Кто даст мне ныне прикоснуться к Павлову телу, прильпнуть ко гробу и увидеть прах сего тела, которое восполнило на себе недостаток скорбей Христовых, носило язвы Христовы, повсюду посеяло проповедь! Прах тела, в котором Павел обтек вселенную! Прах тела, чрез которое вещал Христос, чрез которое говорил он пред царями и не стыдился, чрез которое познали мы Павла и самого Владыку его! - Я желал бы видеть прах этих уст, чрез которые Христос изглаголал великие и неизреченные тайны, даже большие тех, какие возвестил сам, потому что чрез учеников как совершил, так и изглаголал Он более, нежели, сам! Чего не совершили благие уста Павловы? Изгоняли бесов, отпускали грехи, заграждали уста мучителям, связывали язык философам, привели сселенную к Богу, убедили варваров быть любомудрыми, преобразовали все на земле, и по собственному изволению пременили вид самого неба, потому что Павел, по данной власти, вязал и разрешал там, кого хотел. - Я желал бы видеть прах не только уст, но и сердца Павлова, которое можно, не погрешая, назвать сердцем тысячи... (далее)
Похвальное слово блаженным апостолам Петру и Павлу свт. Софрония, патриарха Иерусалимского
Снова нам воссияла неразделимая двоица; снова нам процвела неразрывная пара; снова нам прозябло нерассекаемое супружество, когда празднества двух апостолов слились в один праздник и в одно торжество, и озарили нас сугубой радостью, на подобие единого сияния солнечного света. Потому что сегодня прославляется Петр, верховнейший из апостолов, и вместе с ним Павел, равный с ним по благодати и близкий с ним по апостольскому достоинству, хотя он и не был в священном числе двенадцати светосиятельных апостолов, каковое избрание и призвание не кто-либо из обычных людей произвел, и не пророк, и не патриарх, и не праведник, и не небесный и бесплотный ангел, потому что они все являются рабами и со-рабами нас, людей, даже если бы и на много превосходили нас добродетельми и духовным достоинством и благодатью, но вершил это Сам Христос, Владыка... (далее)
Слово в день первоверховных Апостолов Петра и Павла свт. Филарета
Что сие отличительное наименование приличествует Святому Петру, в том не трудно убедиться из Евангельской истории. Во всяком собрании, даже равных между собой людей, обыкновенно кто нибудь имеет некоторое первенство, или по избранию и назначению, для порядка, или по превосходству своих способностей и особенному присутствию духа: и во многих случаях, когда Евангельская история представляет Петра в собрании Апостолов, имя его первенствует в порядке имен Апостольских, и лице его первенствует между Апостолами, то в слове, то в действии. Когда, на пример, Святый Матфей хочет составить список избранных в звание Апостольское; он пишет: Дванадесятих же Апостолов имена суть сия: первый Симон, иже нарицается Петр (Матф. X, 2); – и потом именует прочих Апостолов. Когда Сам Божественный Учитель, по некотором времени учения, испытывает избранных учеников Своих в главном предмете Своего учения, и вопрошает: кого Мя глаголете быти? – Петр предупреждает... (далее)
Современные проповеди:
Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла прот. Александра Шаргунова
Какое блаженство в исповедании истины. «Ты Христос, Сын Бога живаго», - говорит апостол Петр, которому не плоть и кровь открывают истину, но Отец, Сущий на небесах. И устами апостола Павла, «избранного не человеками и не чрез человека» до скончания века за каждой Божественной литургией Церковь благословляет всех верных истиной: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Но восхождение к совершенному приобщению истине заключается в следовании за Христом. Потому что Божии пути - не наши пути. Мы знаем, что произошло тотчас же после благодатного исповедания Петра. Когда он слышит, что Христос идет в Иерусалим, чтобы умереть, он отводит своего Учителя и Господа... (далее)
Иконы:
|
|