Когда было обретено Животворящее древо Христа Спасителя, то по желанию всего народа этот Крест был воздвигнут на высокой горе, и здесь он руками Патриарха Макария был воздвигаем пред всем народом; а весь народ и весь клир, созерцая Животворящий Крест, обагренный Кровию Христа Спасителя, со слезами и умилением взывал: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!». И ныне, в воспоминание этого события, совершается трогательный обряд Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Вы сейчас узрите, как святой крест будет возвышаться и опускаться долу моими грешными руками.
Что означает этот обряд?
Что означает возвышение креста?
Возвышение креста значит возвышение человека, украшенного образом и подобием Господа и живущего в раю в блаженном и невинном состоянии.
Низложение долу креста означает человека, поддавшегося искушению диавола и нарушившего заповедь, данную Господом, человека, который ниспал и совершенно погиб бы, если бы Христос Своими страданиями не искупил весь род человеческий.
Теперь, спросите, что означает вода, которая будет возливаться на крест? Эта вода означает кровь Христову, которую пролил на кресте Иисус Христос и которою Он омыл грехи всех человеков.
Теперь, спросите вы еще, что означает это постоянное многократное повторение «Господи, помилуй!»? Зачем оно нужно — повторение этой краткой молитвы? -
Зачем; оно так часто повторяется? А вот зачем: затем, что бывают такие минуты, когда самая ожесточенная душа, когда даже и самая загрубелая совесть испытывает невообразимые мучения, когда, как страшные лица, пред нею проходит все прошедшее, все содеянное в жизни, все грехи, беззакония, злоба, несправедливость, обиды, — тогда душа человека томится и тоскует, и если человек вовсе не лишен веры, тогда ему остается только одно — взывать: «Господи, помилуй! Господи, пощади! Господи, спаси!».
Но, братие, каждый человек, хотя бы он был и самый благочестивый, самый добродетельный, тем не менее без греха не проживает, хотя бы очень кратковре-менна была его жизнь. Сколько раз мы изменяли обетам, данным при крещении; сколько раз при покаянии очищали свою душу и снова падали, сколько раз дерзали причащаться Тела и Крови Христовой, этого страшного Таинства, и снова падали... И остается нам взывать: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!».
И благо нам, если мы в этой жизни принесем покаяние: там, за гробом, нет возможности покаяться... все тогда пропало. Будем спешить приносить покаяние. В жизни все быстро проходит, все изменяется — и молодость, и счастие, и радости, — а впереди зияет пропасть.
Припадем пред Животворящим Древом Креста Христова и будем из глубины души взывать: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!».
(Митрополит Трифон (Туркестанов). Проповеди и молитвы. - М.: Сретенский монастырь; "Новая книга"; "Ковчег", 1999.)
|