Други мои! Вот опять Матерь Божия и всех нас милостивая Матерь собрала нас в таком многолюдстве на Свой праздник – праздник Успения Своего под сень этой святой обители!
Как некогда пред Ее славным Успением чудесным образом собраны были к Ней святые апостолы, так в эти дни многие из вас приехали сюда очень и очень издалека. Приехали на день Ее Успения – на праздник торжества жизни над смертию, на день прославления Ее.
Мы собрались здесь, чтобы еще раз почувствовать и утвердиться в мысли, что смерти нет!
Быть может, у некоторых из нас навернутся и слезы! В этом нет ничего удивительного.
Торжественность службы, множество цветов, всеобщее благоговейное настроение – все это располагает к слезам. Но это слезы не о чем-то безвозвратно для нас потерянном.
Это слезы не скорби! Это слезы умиления перед Той, в жизни Которой все было необычайным с самого Ее младенчества и до Успения.
Вспомните, как торжественно звучали вчера за всенощным бдением слова ирмосов канона, начиная прямо с первого ирмоса: "Преукрашенная Божественною славою, священная и славная Дево, память Твоя вся собра к веселию верныя..."
Видите, не для скорби и плача, а для радости духовной собрала всех верных чад Божиих Пресвятая Богородица.
Но всмотритесь внимательно своим благоговейным взором в образ Успения!
На нем изображен гроб с Усопшей. Над ним в скорби склонились апостолы... И их скорбь понятна. Они еще не знают, что произойдет через три дня, и потому скорбят, что ушла от них Матерь их Господа и Учителя...
Но на иконе изображено и еще нечто, что могло бы и порадовать их (Только не всем было дано видеть это). Господь держит на Своих руках душу Своей Пречистой Матери!..
Из Святого Евангелия мы знаем, что души усопших праведников Ангелы Божии уносили на лоно Авраама. А душу Пресвятой Богородицы взял Сам Спаситель.
Значит, как же велика Она в очах Божиих!.. Мы собрались ныне здесь, чтобы "едиными усты и единым сердцем" вновь и вновь воскликнуть Ей: "Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая!"
Собрала Она нас по Своей материнской любви ко всему роду человеческому и особенно ко всем истинным последователям учения Христова.
Собрала, опять повторяю, не для скорби и печали, а для того, чтобы каждый из нас еще и еще раз утвердился в вере, что смерти нет, что есть только таинственный переход в иную, вечную жизнь.
В нашей Православной Церкви смерть сделалась предметом праздника. Торжественно возвещается в Церкви смерть Господня как спасительная и живоносная для всех нас. Торжественно воспоминается и смерть Матери Господа, как в высокой степени для нас поучительная и утешительная.
Начатком воскресения был Христос. Но в третий день по Успении не обнаружили апостолы во гробе тела и Божией Матери.
Благодатию Своего Сына и Бога Она так совершенно созрела на земле для неба, что тела Ее не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения. Она не стала добычей смерти.
Теперь смерть не кажется нам страшною и печальною, а лишь руководительницей к вечной жизни. Теперь мы знаем, что прожившие свою земную жизнь в вере и в исполнении заповедей Божиих будут продолжать жить в вечности в непосредственном общении с источником жизни – Богом.
Мы радуемся, други мои, в этот день, как и во все богородичные праздники потому, что Матерь Божия за всех нас, за всю вселенную ответила Своей совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и особо чистой любовью на любовь к роду человеческому, чего не смог бы сделать никто из нас.
Мы радуемся еще и потому, что Божия Матерь одна из людей. Она от рода нашего. Она сродная нам по плоти, по человеческому рождению, но, несомненно, превосходит нас по духу.
Мы радуемся потому, что Матерь Божия – это благоуханный цвет человеческого рода. Мы прославляем Ее за то, что с рождением от Нее Сына Божия Она стала Матерью всего человечества.
Мы радуемся потому, что, оставшись живою и по смерти и будучи кровно связана со всем человечеством, Она не забыла корней, которые Ее произрастили. Став благоуханным древом человеческого рода, не забыла Она и остальных ветвей этого же древа, всех людей, когда-либо рожденных, исповедующих Ее Богородицей и славящих Ее пречестное имя. Она носит в сердце Своем печаль о всех людях. И, вечно живая, Она, по данной Ей от Бога благодати, материнскими Своими всесильными молитвами вечно спасает всех, с любовию чтущих Ее.
Мы радуемся потому, что знаем, что стоит Она теперь вовек с воздетыми руками, молясь о всех нас: и о добрых, и о злых – всем прощая.
Она состраждет всему миру. Она молится за все скорбящее человечество, которое Она, усыновив, приняла в Свое сердце. А мы-то, люди, причинили Ей при земной Ее жизни горя и страданий гораздо больше, чем радостей. По человеческому рассуждению мы, кажется, не можем не скорбеть, сознавая, что со смертию Матери Божией христиане лишились и таинственно-чудесной Матери каждого из нас.
Но это только кажется, из песнопений сегодняшнего дня мы знаем, что в Успении Матери Божией "побеждаются естества уставы...". И не только люди, но и ангельский мир дивится восшествию Девы от земли на небо. Это ли не радость для нас?! Это ли не повод для того, чтобы каждый из нас задумался над своей личной жизнью?!
Конечно, мы не можем повторить святую и чистую жизнь Пресвятой Девы. Мы не можем достигнуть Ее святости, но стремиться к этому обязан каждый из нас.
И потому считаю уместным, други мои, сегодня вкратце напомнить вам основные моменты из жизни Богоматери и Ее славного Успения. Матерь Божия занимает исключительное место и по отношению к Господу Иисусу Христу, и ко всему человеческому роду.
Вся земная жизнь Божией Матери, начиная с Ее рождения от святых и праведных Ее родителей Иоакима и Анны и кончая Ее Успением, является как бы непрерывной цепью Божественных откровений. Это как бы постепенное раскрытие тайны любви Божией к миру и человеку.
Еще первым людям после их грехопадения Богом было обещано, что "семя жены сотрет главу змия...". И это было сказано о Матери Божией, ибо еще в Предвечном Совете Пресвятой Троицы прежде существования всего мира Пресвятая Дева была предызбрана на это высокое служение. За много-много веков до Ее рождения благовествовали о Ней ветхозаветные пророки.
Моисей видел в Ней "Неопалимую Купину". Пророк Иезекииль назвал Ее "Дверью Господней". Пророк Даниил наименовал "Горой Несекомой, от Неяже иссечется Краеугольный Камень, Имже живет, движется и спасается от греховной погибели весь мир". Пророк Давид воспевал Царицу неба и земли, предстоящую одесную Престола Славы. Пророк Исаия за 700 лет до Рождества Христова провозвестил ту истину, которая была предопределена в Совете Божием для спасения рода людского от рабства греху и от осуждения на вечную смерть: "Се Дева во чреве приимет..." – то есть предрек, что из девической утробы воссияет всем людям Солнце Правды.
Таким образом, явление в мир Чистейшей Девы, способной стать Матерью Божией, предопределенное в Совете Божием, тысячелетиями было ожидаемо людьми.
Когда же приблизилось время нашего спасения, явилась в свет Пресвятая Дева.
Обещанная Своими благочестивыми родителями на служение Богу, Она по Преданию Церкви еще трехлетним младенцем с духовной устремленностью, самостоятельно поднялась от нижней ступени до верхней – к храму, где осталась жить – и достигла величайшей святости. Сама став живым Храмом, вместившим Невместимого Бога, и послужила делу спасения человеческого рода.
И здесь, в этом событии, други мои, мы видим, как велика была Матерь Божия пред Богом уже в младенческом возрасте.
Родители Ее, бывшие до преклонного возраста неплодными, обещали посвятить Богу свое Дитя.
И вот приводят они свое трехлетнее Чадо в храм в дар Богу.
Не принимал ранее первосвященник от Иоакима жертвы Богу за его неплодство.
Но приведенный ныне Дар Богу тот же первосвященник принимает из рук того же Иоакима и по внушению Духа Святого вводит в самое священное место храма – во Святая Святых.
И этим самым возвещена радость всей вселенной, так как родилась Та, через Которую воссияет затем "Солнце Правды Христос Бог наш".
Проследим земную жизнь Богоматери.
Сначала – приуготовление Ее к раскрытию на земле этой великой и страшной тайны, а затем – служение Ее Божественному Сыну и вместе с Ним человеческому роду.
В день Рождества Богородицы началось исполнение ветхозаветных чаяний. Родилась плотию Та, Которая должна была даровать Свою пречистую плоть грядущему в мир Сыну Божию.
Неизреченным Промыслом Божиим в Ней соединилось все лучшее и прекраснейшее, что было свойственно человеческому существу.
До Нее никогда не было и не будет после другой, сияющей такою неизреченною красотой.
С самого детства Она как бы носила в Себе всю возможность человеческого спасения, все неисчерпаемое богатство благодати, имевшей излиться на человечество.
Но для того, чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от всех земных привязанностей и добровольно избрать для Себя путь приснодевства, совершенно чуждый сознанию ветхозаветного человечества.
И это Она совершила!
День Введения во храм стал как бы явлением Ее миру, подобно явлению Христа народу после Крещения, это как бы второе Ее рождение, – духовное рождение. Это день Ее исхода из мира для приуготовления Себя к высокому служению.
Ее введение во Святая Святых храма первосвященником, куда он сам мог входить только один раз в год, упраздняет ветхозаветное богослужение, открывая новозаветную Церковь. Это как бы безмолвная проповедь народу о близком пришествии Христа, имеющего от Нее родиться.
Воспитываясь с самого младенчества в храме, Она приобрела все те добродетели, не имея которых не могла бы Она стать Матерью Божией. Помимо того, и Ее личное совершенство, особая целостность Ее души, всецело прилепившейся ко Господу, сделали это возможным.
Для осуществления определения Предвечного Совета о воплощении Сына Божия нужно было, чтобы воля твари (то есть человека) соответствовала воле Творца. Поэтому-то и ожидало человечество тысячелетиями, когда же среди людей появится Та, Которая скажет: "Се раба Господня, да будет так, как угодно Богу!"
О Приснодеве читаем мы у псалмопевца: "Вся слава Дщере Царевы внутрь..." (Пс. 44, 14).
Пресвятая Дева Мария, во-первых, Дщерь царева по родословию, так как Она из рода Давидова. Во-вторых – Дщерь Царя Небесного, Бога, потому что осенена Духом Святым. "Царица и Дщерь Царева" вместе, ибо Она – и Матерь Царя, и Дева.
И по окончании Своего земного поприща Она взошла от земли на небо, чтобы предстать одесную Царя Христа, и соответственно достоинствам Матери Его восприяла и достоинство Царицы Небесной. Она имеет всю славу, какой только может достигнуть сотворенное существо, потому что Она Мать Царя Славы.
Это беспримерное достоинство делает Ее честнейшей Херувимов и славнейшей Серафимов.
Но вся слава Ее внутри, ибо заключается она не во внешнем блеске и великолепии, а в Ее внутренних совершенствах и добродетелях.
Она во время Своей земной жизни сумела смиренно скрыть Свою славу в Своем сердце и ничем не обнаруживать ее.
Юная Мария, воспитавшись в храме Божием, явила миру высочайший образ нравственного совершенства, неисчерпаемой силы веры, безграничной преданности воле Божией, смирения, пламенной любви к Богу и людям; образ вечной красоты, вдохновивший и вдохновляющий религиозных песнопевцев прославлять Ее. И как не прославлять Ту, через Которую небо соединилось с землей и снова открылось людям Царство Небесное.
В лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной престол и чертог, и Она стала превыше всех жен, ибо от Нее родился Сын Божий.
И как же чиста и свята Она должна была быть, чтобы, подобно неопалимой купине, не сгореть и не опалиться от вселившегося в Ее пречистую утробу Бога Слова?!
Нравственная чистота Пресвятой Девы была так высока, что просто невозможно допустить в Ней присутствие какого-либо греха или чего-либо порочного. Все нечистое и греховное просто-напросто исключается при наличии такой чистоты и святости, которая сопутствовала Ей всю жизнь.
Вся Ее земная жизнь – это путь духовного преобразования к высшему пределу – богоуподоблению.
Ее земная жизнь, земной подвиг материнского соучастия в жертвенности и страданиях Христа Спасителя – Ее Сына – протекала в безвестности.
О глубине и непостижимости Ее подвига, Ее внутреннего крестоношения не подозревали даже люди, находившиеся с Нею рядом, ибо Она в глубочайшем Своем смирении предпочитала быть в безвестности. Но зато укреплялась и возрастала духом, соучаствуя в жертвенном служении людям Ее возлюбленного Сына.
Весь путь земной жизни был дивным сочетанием земного и небесного, житейского и в то же время превосходящего всякий разум.
Она была сродна нам по человечеству, познала и девство, и материнство, вдовство, бедность, горе и унижение, – когда в Сыне Ее на Голгофе оскорблялось и убивалось все Ее заветнейшее и священнейшее.
Святые отцы учили, что не было на земле мученичества большего, чем у Матери Божией, стоявшей у Креста на Голгофе. Здесь испытывалась и вера Ее, ибо по земному, человеческому рассуждению, казалось, всему пришел конец.
Она увидела и поругание, и распятие Своего возлюбленного Сына. Ей, конечно, вспомнились слова Архангела во время Благовещения о том, что Ее Сыну Господь "даст престол Давида, отца Его, и царству Его не будет конца".
И материнская любовь Ее невыносимо страдала при виде страданий Господа на Кресте, которых нельзя было прекратить. Нельзя было даже сказать слов утешения. Подлинно оружие прошло душу Богоматери. Но Она устояла!
Зато не было и радости большей, чем у Нее, когда узрела Она Воскресшего Господа.
Пресвятая Дева является лучшей и первой по благодати среди рода человеческого и собора ангельского. Ее образ светит нам чрез все века как образ истинной одухотворенной человечности и учит нас всякой добродетели. И поэтому нам необходимо хотя бы в малой, доступной нам степени задуматься над Ее характером и подробностями Ее жизни.
Она человек, дочь рода человеческого. Жила на той же земле, что и мы. Младенцем знала материнскую ласку, но рано лишилась ее. Перенесла сиротство. Была обручена и вошла хозяйкой в дом вдовца... Перенесла различные нелегкие жизненные условия. И здесь проявились Ее необыкновенные кротость и смирение, так многому нас научающие.
Мы знаем из Евангелия (Ин. 7, 5), что сыновья Иосифа не любили отрока Иисуса, они не верили в Его Божественное посланничество. И Ей приходилось все это переносить.
Предание нам говорит, что после смерти Иосифа Она не прекратила общения с этими неверующими и грубыми людьми. Могла ли не страдать Богоматерь, видя это недружелюбие и неуважение к Ее Сыну? Но Она исполняла волю Небесного Отца и была милосердна к злым и неблагодарным. Матерински терпела все от названых Своих детей.
Смирение было отличительной Ее чертой. А ведь именно смирение наиболее трудно для людей и в то же время является матерью всех добродетелей. Подчеркивая важность этой добродетели, Она Сама говорит: "Яко призре Господь на смирение рабы Своея..."
И в славном Успении Ее опять проявилось глубокое Ее смирение. Получив от Архангела Гавриила известие, что через три дня последует Ее Успение, Она просила, чтобы Ее скромно похоронили в Гефсимании, рядом с родными могилами, считая Себя просто рабой Господней, не желая и в погребении отличаться от простых людей.
И из Святого Евангелия, и из Предания мы узнаем, что Родившая миру Спасителя есть высочайшее и прекраснейшее из всех человеческих существ. Кроткое смирение, простота, твердость отличают "Благословенную в женах".
Ее часто постигают жизненные трудности, заботы и тревоги, но Она переносит все с молчаливым терпением и преданностью воле Божией. Ее служение миру и Господу – это служение скорби и самоотречения.
Симеон Богоприимец предсказал, что оружие пройдет и Ее душу – и Она в течение многих лет безропотно несла крест этого страдания.
И только начало и самый конец Ее служения Богу и людям были светлыми и радостными.
Смирение Божией Матери помогло развиться в Ней целому сонму других добродетелей, и среди них: полная преданность Богу Своею волею и послушание Богу, именно то послушание веры, которое, действительно, вводит в человека силу и жизнь Христову; сосредоточенность и молчаливость; богомыслие; чтение Священного Писания и пост.
По слову Иоанна Златоуста, Матерь Божия – Первая Преемница Божественных даров и Первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи Божией у Господа и милости у Нее в своих нуждах и обстояниях, ведь Она ближе всех к Престолу Божию как Мать Сына Божия по плоти.
Если не все мы и не всегда видим эти милости Богоматери, не всегда ощущаем Ее заботу, любовь и милость к нам, то это только потому, что по грехам своим мы повредили свое духовное зрение, притупили свой духовный слух, что вера наша не горяча в нас, что прошения наши идут не из чистого сердца.
Матерь Божия ждет от нас, что мы, духовно рожденные в ограде Святой Церкви, крещенные во имя Святой Живоначальной Троицы, питающиеся с младенческих лет Святыми Тайнами Христовыми, будем верными и достойными детьми Ее Божественного Сына, что мы ищем вечное, светлое Небесное Царство, где Она предстоит Престолу Божию. Мы Ее просим и веруем в Ее материнскую помощь, говоря из глубины нашего верующего сердца: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице..."
И Она, как Радость скорбящих, как Раздаятельница даров Божественной милости, как наша Небесная Мать, все передаст Своему Божественному Сыну.
Христианский мир славит и преклоняется пред Непорочною и Пречистою.
Неизреченное величие Ее не выразить словами. Но, венчанная высшею славою после Своего Успения, Она не только не отдалилась, а сделалась самой близкой к людям. Не видим мы Матери Божией своими телесными очами, но тем не менее мы можем ощущать Ее близость к нам в наших храмах.
Всякий молящийся и с усердием взывающий к Пресвятой Деве не может не ощущать в своем сердце теплоту и радость от этой близости к себе нашей Заступницы и Молитвенницы. И это потому, что Матерь Божия всегда присутствует в тех храмах, где возносятся Ей горячие молитвы.
Спешим мы в скорбях своих и нуждах к Матери Божией, потому что твердо знаем, что с одинаковой материнской любовью слышит Она и целомудренного, и кающегося грешника... И для отчаявшихся в жизни Она невозбранное пристанище.
Никому не тесно в Ее любвеобильном сердце, вмещает оно и скорбящих, и обидимых, и алчущих, и обуреваемых, и больных различными болезнями... Всех прибегающих к Ней с искренней верой принимает Она и не замедлит послать Свою помощь.
Свое ходатайство за нас пред Господом Богородица проявила еще при земной жизни Спасителя. Вспомните из Святого Евангелия (Ин. 2, 4-5) – первое Свое чудо на браке в Кане Галилейской Господь совершил по просьбе Ее. Заметив нужду бедных людей, обратилась Она с просьбой к Сыну Своему, и Он проявил уважение к Ее предстательству за людей. Это было первым знамением Ее покрова и деятельного материнского участия в нашей жизни.
Велико значение Богоматери для нас. По слову Андрея Критского, Матерь Божия принесла в мир обновление природы: древний мир воспринимает начало второго боговидного сотворения.
Для нас Она является дверью нашего спасения, дверью, открывающей нам бездну человеколюбия и милосердия Божия. Недаром все мы с вами, други мои, так любим петь тропарь Ей: "Милосердия двери отверзи нам...".
И это не просто умилительное песнопение в честь Богоматери. Мы словами этого тропаря выражаем свою веру, что именно Она отверзает нам дверь спасения и склоняет к нам милосердие Божие.
И обратите внимание: для Господа Она является той лествицей, по которой Господь нисходит к людям, а для нас – эта же лествица возводит нас от земли на небо.
Матерь Божия подчинилась непреложному закону Божию. Правда Божия требует умереть каждому живущему на земле. И мы видим гроб! Чему научает нас этот дорогой для каждого верующего человека гроб?
Посмотрите своими благочестивыми духовными очами на сияющий Божественной славой и духовной красотой облик Преблагословенной Богородицы. Мы уже знаем, что Ее смирение и кротость сделали Ее достойной быть обителью Господа, Ее серафимская чистота удостоила Ее быть Матерью Сына Божия. Ее терпение и преданность воле Божией, Ее жажда спасения души и вечного соединения с Господом возвели Ее на высочайшую степень Царицы неба и земли и даровали Ей блаженную кончину. Это всем нам должно напоминать, что мы должны "ходить в законе Господнем". Оберегать сердца от всякой нечистоты, украшать свои души добрыми делами любви, молитвы и покаяния, не допускать небрежности в своей жизни.
Последние годы Своей жизни Матерь Божия часто уединялась для молитвы, и больше всего на Елеонскую гору. Она размышляла об ожидающей Ее смерти и о Своем вечном соединении с Божественным Сыном. Она готовила Себя к смерти!
Это указание и нам. Надо помнить, что в Царство Небесное, где царят только любовь, чистота и святость, входят лишь те, кто во время земной жизни омыл свою грязную совесть слезами, кто подходит к неизбежному рубежу с духовным богатством молитв и добрых дел, с огнем веры в Господа, с пламенной любовию к Нему.
А если всего этого нет у нас, то какой чужой будет чувствовать себя наша душа в этом новом для нее мире!
Подумайте об этом, други мои, стоя сегодня у иконы Успения Богоматери; о тех уроках, какие Она преподает нам. Не только прославлять Ее, но, самое главное, извлекать полезные уроки для спасения наших душ мы собрались ныне в этот святой храм. Сколько дивного в Ее земной жизни и сколь многому мы должны у Нее поучиться!
Последние годы земной жизни Она провела в близком общении с апостолами и учениками Христовыми, Сама непосредственно неся подвиг апостольского служения.
Около 15 лет прожила Она после Вознесения Господня. И хотя находилась Она в окружении близких Ее сердцу людей, Она молилась Богу о скорейшем переселении Ее к Сыну Своему. И однажды во время такой молитвы явился Ей Архангел Гавриил с радостной для Нее вестью о том, что через три дня Она преставится к Сыну Своему и Богу.
Мы знаем, что Архангел Гавриил дважды являлся Пресвятой Деве с благовестием. Первый раз, когда Она, еще совсем юная Дева, постом, молитвою, чтением Священного Писания, богомыслием и необычайным смирением подготовила Себя стать Матерью Божией. И второй раз тот же Архангел принес радостную Ей весть, когда была Она уже в глубокой старости и жизнью Своею земною достигла возможности стать у Престола Божия одесную Сына Своего и Господа. Обе эти благие вести приняты Пресвятой Девой в глубоком смирении и сердечной радости.
В Ней дивно проявилось обожение человеческого естества. Еще в юности Своей стала Она по чистоте подобной Богу, и потому Бог благоизволил не только найти Себе обиталище в Ее душе, но и воплотиться в Ней для рождения от Нее Спасителя мира.
Многие, узнав о близкой разлуке с Богоматерью, плакали. Но Она утешала всех, обещая, что будет теперь ближе к Сыну Своему и Ей будет удобнее ходатайствовать пред Ним за всех. И Сама обещала посещать весь мир и помогать всем бедствующим.
Плакали и апостолы, чудесным образом собранные в Иерусалим каждый от места своей проповеди. Они любили Матерь Божию, и им скорбно было расстаться с Нею.
Она же просила всех не омрачать Ее радости, а радоваться вместе с Нею.
И в день Ее Успения не все, конечно, но достойные из присутствующих были удостоены видеть пришедшего Самого Иисуса Христа со святыми Ангелами и всю комнату, освещенную небесным светом.
Со словами "Величит душа моя Господа..." Матерь Божия предала душу Свою в руки Сына Своего и Бога.
О том, как велика пред Богом Пресвятая Дева, мы узнаем и из слов святого Иоанна Дамаскина, воспевшего: "Сам Царь пришел, к Своей Родительнице, дабы Божественными руками принять Ее святую, чистую и непорочную душу".
Среди окружавших Ее гроб были верные последователи Христа Спасителя. Здесь был уже и апостол Павел, и его верный спутник апостол Лука.
Отходя в Церковь Небесную, Матерь Божия тем самым чудесно собирает к Себе верных представителей Церкви земной, рассеянных по вселенной, указывая, что общение Ее с верующими на земле не только не прерывается Ее Успением, но делается обширнее, деятельнее, что живущая в Ней благодать, так долго скрываемая Ее смирением, должна торжественно открыться после Ее Успения и наполнить Вселенскую Церковь Ее славою.
Матерь Божия перешла в вечность без страдания, с тихой радостию. Она как бы уснула, окруженная незримыми ангельскими хорами и любящими сердцами. Не могла умереть Та, Которая как бы взаймы дала Свою плоть пожелавшему ради нашего спасения воплотиться от Нее Богу Слову.
Воскрес Сын Ее Божественный, и Она только на краткое время уснула, подготавливая себя этим к таинственному и неведомому нам и не постижимому нашим ограниченным умом таинству перехода от жизни временной к вечной жизни.
По Преданию тело Пресвятой Богородицы изнесено было для погребения в Гефсиманию, где и было погребено. И достойные к восприятию таин Божиих три дня слышали ангельское пение на месте ее погребения.
Ученикам Христовым было открыто, что Та, Которую Бог избрал на великое служение, не стала добычей смерти. Гроб был бессилен удержать Матерь Господа, Матерь мира. Она была воскрешена и отныне распростерла Свой покров над грешной землей. Она состраждет нам и молится за нас.
Мы верим, что Господь благоволил воскресить Ее пречистое тело. И относя к Ней пророческие слова: "Предста Царица одесную Тебе" (Пс. 44, 10), мы верим в то, что по совершении Своего земного поприща предстоит Она теперь у Престола Божия как Царица. И не только как ходатаица о помощи людям в их нуждах, но и о мире всего мира, и о спасении каждой души, ищущей спасения. Она предстоит, Сама имея власть охранять, защищать и миловать всех, прибегающих к Ее покрову. Наша дерзновенная вера основана еще и на том, что Сама Пречистая явилась собору апостолов и обещала им, а через них и всем нам Свою, уже Небесную, помощь. Она предстала одесную Христа, чтобы не только Самой по достоинству блаженствовать в Небесном Царстве, но Своим молитвенным предстательством и на всех нас обильно изливать благословение.
Доступная лишь немногим при Своей земной жизни, по Своем Успении Она стала доступна всем. Теперь все мы, православно верующие христиане, даны Ей в сыны и дщери, чтобы могли мы пользоваться Ее материнским попечением.
Как и во все предыдущие годы, теперь хочется после слов поучения сказать вам, други мои, несколько слов теплого сердечного приветствия.
Чудотворная икона Успения Божией Матери, которая установлена сейчас перед Михайловским собором, – это святыня нашей обители. Много горячих молитв, слезных просьб и слов искренней благодарности произносилось (несомненно, и сегодня произносится) у этого святого образа. Написана она в 1521 году и стала проявлять чудотворения с 1523 года. Ее благодатной силой в 1581 году Псков был избавлен от полчищ Батория, а в 1812 году – от Наполеона. В истории Псково-Печерской нашей обители запечатлены многочисленные чудеса телесных и душевных исцелений, продолжающих совершаться и по сие время.
Пусть сегодняшний день дивного нашего общего праздника останется у всех в памяти как праздник величайшей радости. И если не всем, пришедшим ныне в обитель, доступно глубокое религиозное чувство, то пусть ощутят они в своих сердцах радость торжества праздника. Пусть пожелают и они всей душой потянуться к Ней как к Матери.
А Ты, Пресвятая Владычице, коснись всех сердец наших как раскрывшихся уже для твердой веры, так и находящихся еще в нерешительности и колебании. Не во гробе Ты, о Мати Пречистая, но стоишь с нами. Ты смотришь на всех с милосердием и любовию. Утешаешь, радуешь... Как хорошо нам с Тобою, Владычице, на сердце легко и тепло. Помоги всем ощутить это радостное чувство, насладиться дивным праздником! И, как всегда, призываю всех вас: будьте доброжелательны друг к другу. Не осуждайте и не порицайте никого за незнание и неумение молиться.
Многие неверующие приходят, услышав торжественный звон нашей обители, который, быть может, коснулся какой-то струны их сердца или даже просто возбудил их любопытство: "Пойду, посмотрю, что там происходит...". И они пришли сюда и стоят здесь среди нас – не будем осуждать их и сердиться на них. А своей благоговейной молитвой дадим пример христианского почитания. И когда по установившейся в обители традиции будут воздвизать икону для благословения – пусть получат вместе с нами благословение Божий Матери и они! Пусть почувствуют радость в этот день не только насельники обители и молящиеся, но и те, кто пришел сюда с экскурсией или просто "от нечего делать", гуляя.
И Матерь Божия даст всем почувствовать, что не оставила Она нас. Всех утешила, всех ободрила, всем послала Свой мир.
Пусть это чувство каждый унесет в свой дом, где бы этот дом ни находился, вблизи ли монастыря или за сотни или тысячи километров, – пусть светлое воспоминание о сегодняшнем дне и благодать, полученную здесь, сохранит как можно дольше.
Пусть праздник дивного чуда – "в молитвах неусыпающей Богородицы" – сохраняется в сердцах навсегда! Аминь.
(Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - Печеры.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2001.)
|