Дивная Мать дивного Бога, дивна от начала и до конца Своего: дивна в зачатии Своем, дивна в житии Своем, дивна в преставлении Своем! Она вся — одно дивное чудо. Дивна в зачатии: быв зачата, по Ангельскому благовестию, от неплодных родителей, чистых и святых, рождена чисто и свято. Дивна в житии: Она была девствующею Материю и матерствующею Девою родила. Бога и не повредила Своего девства. Дивна в преставлении: Она Своим гробом не в землю нисходит, но восходит в небо, и лествица к небеси гроб бывает. И мертвец дивен, и гроб дивен. Мертвец живет по смерти: в рождестве Дева и по смерти жива, а гроб досягает до неба, как та лествица Иаковлева, утвержденная на земле, которой верх достигал небес: лествица к небеси гроб.
Твердо станем умом своим при дивном бессмертном гробе Божией Матери, как при лествице, возводящей к небу, и присмотримся внутренними очами, какие ступени этой лествицы — потому что лествица без ступеней не бывает, какие это ступени, по которым Божия Матерь взошла на небо в час Своего преставления.
О Дивное чудо! Источник жизни в гробе полагается и лествица к небеси гроб бывает.
Здесь гроб разумеется вместо самой смерти. Смерть названа гробом, так же как и лествицею.
Смерть — лествица. Как лествица имеет две стороны, так и смерть, оканчивающая временную жизнь и начинающая жизнь вечную. имеет две стороны: жизнь оканчиваемую и жизнь начинаемую. И как между сторонами лествицы устрояются и утверждаются ступени для восхождения: так и во время смерти, между жизнию оканчиваемою и жизнию начинаемою, собираются все добрые дела праведного мужа, совершенные в жизни временной, которыми душа, как степенями, восходит к небу, и таким образом смерть или гроб делается лествицею к восхождению: лествица к небеси гроб.
Матерь Божия скончавается преблаженнейшею кончиною, умирает бессмертною смертию. С одной стороны — конец временной жизни, с другой — начало жизни вечной, а посреди, как степени, устроенные к восхождению пресвятейшей души Ея — все Ея добродетели, которые кто может исчислить? Кто может исчислить и высказать то, как, какими и сколь многими добрыми делами Пресвятая Дева угодила Богу, Творцу Своему, от юности Своей до блаженнейшей кончины? Оставляя все прочее неудобоисчислимое, я обращаю внимание только на три важнейшие предмета, и представляю их как бы ступенями лествицы и, чтобы яснее показать их, предлагаю вопрос.
Спрашиваю: кто преставился? Знаю, что всякий, по усердию к преставившейся, даст ответ в похвальных выражениях. — Один скажет: Божия Матерь преставилась к Сыну Своему и Богу, другой скажет: одушевленное небо взято в небеса или: солнце, в котором Вышний положил Свое селение, взошло с земли на небо. Всякий, по усердию своему, скажет что-нибудь похвальное. А я, обращаясь к Самому дивному бессмертному Мертвецу, положенному в гробе только на три дня, спрашиваю: кто Ты, лежащий здесь? Слышу отвечающий смиренный глас: се раба Господня (Лк. 1, 38). Теперь пусть всякий знает, кто преставился: раба Господня преставилась! раба Господня! Здесь вспоминаю древнее изречение: работать Богу — царствовать, то есть, работать Богу — тоже, что царствовать. Кто истинный раб Божий, тот наследник небесного царства, соцарствующий Христу. Если же пречистая Дева раба Господня: то Царица воистину всей видимой и невидимой твари.
Но прилежно взирая умом своим на Господа и рабу Господню, как созерцаю Господа моего в Трех Лицах. Единого Отца и Сына и Святаго Духа, так и в рабе Его, а Царице нашей, в одном лице Ея вижу три особые проявления, выразившие работу Божию: Она была Дщерию Бога Отца, в которой говорит: слыши, Дщи, и виждь (Пс. 44. 11 ), Материю Бога Сына и как бы Невестою Богу Духу Святому. Она поработала Троице Святой верно и истинно в трех особых видах.
Духу Святому — девственною чистотою, Богу Сыну — смирением: яко призре на смирение рабы Своея (Лк. 1, 48), Богу Отцу — любовию.
В начале, от юности Своей, Она взошла к Богу Духу Святому девственною чистотою, сделавшись живою Церковию и одушевленным храмом Его, потому что нигде Дух Святой так обычно не вселяется, как в девствующих: девство — по свидетельству святых Отцев — сродно Ангелам, угодно Богу. А Пречистая Матерь Божия — по свидетельству святого Амвросия — была Дева не только телом, соблюдши цвет чистоты Своей, нетленным, Дева была и духом, никогда не помыслив о браке. Когда она проживала в церкви Святая Святых, и пришла в возраст брачный, и архиереи и священники повелевали, чтобы по законному обычаю, оставив церковное обитание, подобно прочим девицам сверетницам, вышла замуж, — Она ответствовала им: Я отдана родителями от пелен одному Богу, а потому и обещала соблюсти Свое девство во веки, для Меня невозможно быть сопряженной с смертным человеком, и ничто не может Меня принудить к браку — Деву Безсмертного Бога. Архиерей, услышав это, удивились новости вещи, потому что никогда не было девы, обещавшей Богу свое девство во веки: такою в мире Она явилась первая.
Может кто-нибудь удивится, что по преступлении Адама Слово Божие нескоро пришло на землю для воплощения и спасения падшего рода человеческого, — даже до половины шестой тысячи лет. Но на земле ни одной не находилось такой девы, которая была бы чиста не только телом, но и духом. Она одна — первая и последняя — обрелась такою, почему? ради сугубой чистоты Своей, т. е. телесной и душевной, и удостоилась быть Церковию и храмом Святого Духа.
А как тогда девственною чистотою Своею Она взошла к Богу Духу Святому, приблизилась и соединилась с Ним в един дух, по сказанному: прилепляяйся Господеви един Дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17): так и в пречестном успении Своем Она тою же ступенью взошла к небеси, на небеса и превыше небес.
Она взошла к Богу Сыну ступенью смиренья: потому что смирением сделалась достойною быть Материю Его. Тою же ступенью смирения Она взошла и на небо, и превзошла честию и достоинством все лики Святых.
Смирение служит доброю ступенью как к земным высоким — мирским и духовным — почестям, так и к небесным, потому что Господь говорил: смиряяй себе вознесется (Мф. 23,12). — Некогда между Апостолами произошел разговор и спор: кто из них достойнее в Апостольском лике, и кто первый на небе. Предложили и Самому Господу вопрос, говоря: кто более в царстве небесном? Господь же, призвав малое отроча, поставил его посредине, и сказал: аще не обратитеся и будете яко дети, не внидите в царство небесное (Мф. 18, 3). Но Господи! что это за учение, чтобы Твоим ученикам из мужей совершенных обратиться в детство? Господи! скажи нам образ этого обращения к отрочеству. Господь говорит: иже смирится, яко отроча сие, той есть болий в царствии небесном (ст. 4). Вот образ отрочествования, хотя бы и в старых летах: быть смиренным, кротким, незлобивым, как и отроки. Хорошо и Апостол сказал: не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте (1 Кор. 14, 20). Кто младенец по незлобию и смирению, для входа тому отверзается небесная дверь, тот входит в царство небесное и бывает в нем велик.
Ученики Христовы имели нужду в обращений к смиренному отрочеству, потому что они начали несколько горделиво возноситься в уме своем: одни прося сесть одесную и ошуюю Христа в царствии Его, а другие помышляют, кто из них больший, — ищут начальства. Цо Пречистая Дева не нуждалась в таком обращении: Она была постоянно смиренна от младенчества Своего, хотя и возрастала телом, но духом смирения умалялась, и всегда, как отроча, младенчествовала незлобием и смирением. Она возрастала с годами телом, возрастала высоким разумом, а богомысленным умом досягала неба, возрастала и великим достоинством. Она знала достоверно, что не другая дева, а именно Она родит Сына Божия, как ей было открыто о том от Самого Бога Отца, во время полунощной молитвы во Святые Святых облистал Ее Божественный свет, и Она услышала от Бога Отца голос, говорящий: Ты родишь Сына Моего. В какую честь, в какое достоинство Она возрасла! И в таком великом возрасте помышляет ли о каком начальстве, о седении на каком престоле и власти? Нисколько? но младенчествует отроческим смирением, говоря: се раба Господня! то есть, как бы не только соцарствовать, но даже предстоять Ему, не только недостойна в утробе или на руках Своих носить Его, но даже воззреть на пресвятое лице Его, на которое и Серафимы с трепетом взирают. Да буду Я одною из служащих Ему рабынь: се раба Господня. Какая глубина смирения Ея, глубина неудобозримая и Ангельскими очами! Такою высокою ступенью глубокого смирения Она взошла на превысочайшую честь Богородичного нетленного материнства, потому что с теми смиренными словами Ея: се раба Господня, в пречистой девственной утробе Ея Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14).
Смирение служит основанием всему, а прочие добродетели суть как бы построения на основании.. И особенно Пречистая Дева в Своей жизни смирением приблизилась к Богу, Который говорит: на кого призрю, токмо на кроткаго и смиреннаго (Ис. 66, 2). Тем же смирением в преставлении Своем Она взошла на небо и славно возведена на престол небесного царства: смирение царствует в Пречистой Деве там, откуда низвержена гордыня.
Она взошла к Богу Отцу третьею, высшею всех ступенью — любовию, потому что — по слову Апостола — выше всех любы (1 Кор. 13, 13), посредством которой Она сделалась Дщерию Отца небеснаго. Как Пречистая Дева возлюбила Бога. — этого не может никакой язык исповедать, никакой ум постигнуть. Любовь есть тайна — одна из неведомых сердечных тайн, известная только Самому Богу, испытующему сердца и утробы. Мы можем частию уразумевать любовь из некоторых внешних дел, случаев и обстоятельств, как например: остался Отрок Иисус в Иерусалиме и найдя Его Пречистая Дева сказала: боляще искахома Тебе (Лк. 2, 43, 48), то есть сердцем боляще. Здесь можем сказать, что Пречистая Дева возлюбила Бога от всего сердца. Стоит она при кресте, смотрит на вольное страдание Сына Своего, и слова Симеона сбываются над Ней: Тебе же оружие душу Твою пройдет (2, 35). Здесь можем сказать, что Пречистая Дева возлюбила Бога всею душою. По вознесении Господнем на небо, осталась на земле Пречистая Дева в первенствующей Церкви и непрестанно помышляла о Сыне Своем и Боге, и имела всегдашнее желание перейти к Нему от здешнего мира. Здесь могли бы мы сказать, что Она возлюбила Бога всем помышлением, но ни мало не постигнем и не выразим достойно, как Она поистине любила Его всем сердцем, всею душою и всем помышлением.
По человечески могли бы сказать, что Пречистая Дева так возлюбила Бога, как и из нас любит кто-нибудь родителей своих, или единоплотного в супружестве друга своего, или единственного сына своего, но у людей сердечная любовь разделяется на части: особо кто любит родителя, особо друга, особо сына. А в Пречистой Деве любовь не могла разделяться на части. Тот, Кого она любила, был Ей и Отцем, и единочадным Сыном, и нетленным Женихом. Вся Ее всецелая любовь была в едином Боге, почему Она и наречена как Невестою Духа Святого и Материю Бога Сына, так и Дщерию Бога, Дщерию же не в том смысле, как все верные Богу чада: даст им область чады Божиими быти, верующим во имя Его (Ин. 1, 12), и опять: Аз прииму вы, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и Дщери, глаголет Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 17, 18), но в смысле несравненно высшем, честнейшем, ближайшем, Пречистая Дева есть Дщерь Бога Отца. — Пречистая Дева возлюбила Бога любовию теплейшею — более всех бывших, настоящих и потом имевших быть святых. Посему и Бог возлюбил Ее более всех, присвоил и приблизил, вверил Ей носить и родить девственною утробою совершенного Бога в совершенном человечестве.
И как тогда на такую высокую близость к Богу Отцу Пречистая Дева взошла ступенью любви: так и теперь, в пречестном Своем успении тою же ступенью взошла на небо. Так этими тремя ступенями (прохожу молчанием прочие бесчисленные) Матерь Божия ныне восходит в горняя — девственною чистотою, смирением и любовию. Мы же такому Ея восхождению, таким ступеням удивляясь, с ужасом говорим: о дивное чудо! лествица к небеси гроб бывает.
|