Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Слово на Сретение Господне свящмуч. Серафим (Чичагов)

 

 

 

 

 

 

 

 





В словах праведного Симеона, встретившего в Иерусалимском храме Пресвятую Богородицу с Младенцем Иисусом, сказалась необычайная радость. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, — произнес Симеон, - яко видеста очимои спасение Твое» (Лк. 2, 29-30). Как сказано в Святом Евангелии, он был муж благочестивый и праведный, чающий утешения Израилева, т. е. веровавший в пришествие Мессии, Сына Божия, Спасителя мира, и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Святым Духом, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И это обетование исполнилось! Теперь он лицезрел Божественного Младенца, Спасителя мира, Предвечного Сына Божия, обещанного столько веков страждущему человечеству: он держал на своих руках Агнца Божия, Который должен был примирить Отца Небесного с людьми и открыть им двери рая; он благословил будущего Победителя ада, Свет, ниспосланный для просвещения язычников, Слово — дарованное для познания вечной истины! Радость праведного Симеона была так велика, что ее можно только сравнить с радостию погибающего, который вдруг увидел себя спасенным. Сердце его, скорбевшее за будущее, одержимое страхом смерти, тотчас преисполнилось мира, покоя, радости и отрады. Симеон хорошо знал, что по общему закону для всех людей, со времени грехопадения прародителей и ему по смерти будет суждено жить вне рая, вне Царствия Божия. Земной путь его был труден, как всякого праведника, а впереди ждали опять испытания! Жизнь вдали от Бога составляет невыразимое мучение для души человеческой. Он глубоко верил, что обетование Отца Небесного о ниспослании Сына Божия, Спасителя мира, сбудется, и тогда человечество получит прощение, мир, свободу, а враг — князь мира сего, мучитель человечества — будет побежден и посрамлен. Но когда явится миру Христос Спаситель, скоро ли возродится человечество к новой жизни, а любящие Бога получат свободу и награду за земные подвиги, это было великой тайной и для Симеона. Естественно, что весь он преисполнился невыразимой радостию, когда увидел своего Спасителя, принял Его в свои руки и осознал, что твердая его вера, потребовавшая в течение всей жизни столько труда, борьбы и подвигов, оправдалась и осуществилась. Страх смерти заменился радостию о будущей жизни пред Лицем Божиим, в Царстве Небесном, где каждое дыхание обращено в блаженство, наслаждение, радость о Господе, в любовь, в правду, в славу и хвалу Божию. Симеон, как праведник, познавший тайны Божии и мира сего, возрадовался теперь духом о спасении всего человечества, столько веков заключенного и мучаемого в аду. Он предвкушал приближение мира Христова для всего мира и наказания злейшего врага спасения.

Не удивительно» ли, возлюбленные, что именно после совершившегося суда Божия над врагом человечества люди начали сомневаться в его существовании? Понятие об аде и геенне стало с веками постепенно изменяться, и можно сказать, что вера христиан в существование ада почти исчезла. Как не видеть в этом нового ухищрения врага христианства? Так, современные люди говорят разно: одни, что земля с ее испытаниями и горями есть чистилище, ад; а другие — что понятие о милосердии Божием не согласуется с существованием ада, и третьи — что нельзя понимать евангельские слова: ад, геенна, неугасимый огонь, огненная печь, тьма кромешная — в буквальном смысле. Но справедливы ли эти мнения?

Христианская религия учит, что ад есть место мучений, в котором грешники подвергаются казни за свои преступления на земле, и он противоположен небу и раю, где праведники получают награду за их добродетели. Европейский — Шеол, греческое — Тартарос и Адис, латинское — Инфернус, ад — выражают в собственном смысле место низкое и глубокое, гроб, жилище мертвых. Иудеи еще употребляли слово «геенна», потому что так называлась долина Иерусалима, в которой находилась печь, именуемая Тофель, в этой печи исступленные идолопоклонники содержали огонь, чтобы принос ить жертвы и посвящать детей своих идолу Молоху. По этому поводу в Новом Завете ад часто называется геенною огненною, долиною огня. Священное Писание повествует, как Бог, изгоняя Адама из рая, изрек, что он будет подвергаться на земле страданиям, доколе не возвратится в землю, из которой он был взят (Быт. 3, 19). Господь не сказал, что он пойдет в землю одною плотию. Все праведники Ветхого Завета всегда признавали местом ада земные недра; так утверждали св. Патриарх Иаков, многострадальный Иов, боговдохновенный законодатель Моисей. Св. Давид пророчествовал: «Милость Твоя велия на мне, и избавил ecu душу мою от ада преисподнейшаго!» (Пс. 85, 13). Пророк Исайя говорил сатане: «Во ад снидеши и во основания земли» (Ис. 14, 15). Сам Господь Иисус Христос сказал: «Будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи» (Мф. 12,40). Свв. апостол Петр (1 Пет. 3, 19) и апостол Павел (Еф. 4, 9) свидетельствуют, что Христос сходил в преисподнюю земли до ада. Не менее достоверно известно, что некоторые святые видели ад и поведали о том своим современникам. В Четьи-Минеях от 28 марта говорится о воине Таксиоте, который умер от укушения змия и чрез б часов после погребения воскрес. На четвертые сутки, придя в себя, он все рассказал архиепископу, блаженному Тарасию, как похитили его демоны с блудного мытарства, свели из воздушного пространства на землю и спустили по смрадным ходам в преисподнюю, где души грешников затворены в вечной тьме и вечной муке. Особенно подробно поведала о своей кончине и о видении демонов преподобная Феодора.

Вера наша требует сердечного убеждения в истине каждого слова Евангелия и что все есть и будет, как сказал Христос. Он же сказал, что пошлет грешников в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Некоторые думают, что Христос сказал это только для угрозы и вразумления грешников. «Если Писание о будущем составлено для угрозы, — говорит свт. Златоуст, — то никто не может отвергать прошлого, уже исполнившегося. Кто не слыхал о потопе? Разве о нем предсказывалось только для угрозы? А праведник в продолжение ста лет возвещал о потопе, и никто ему не верил. Вспомним о Содоме и Гоморре. Кто путешествовал по Палестине, тот видел эту землю, напоминающую о гневе Божием. Там плоды, прекрасные с виду, оказываются при разрезе совершенно пустыми, и из них вылетает пыль и прах. У содомлян было одно тяжкое преступление, и за это они сожжены: теперь же совершаются бесчисленные и тягчайшие преступления, но такого наказания не бывает. Почему? Потому что приготовлен другой огнь, никогда неугасимый. Мы сберегаемся не для того, чтобы вовсе не терпеть наказания, но чтобы потерпеть большее, если не исправимся».

Если нет ада, то где же понесут наказание прелюбодеи, грабители, убийцы и другие, умершие ненаказанными на земле? Совершенный Бог может ли быть несправедлив к одним, которые терпят на земле за грехи, и милостив к другим, не успевшим понести наказание до смерти? Существование ада вполне совместимо с понятием о благости, премудрости и милосердии Божием. Будем ли мы виноваты, если наши дети расточат данное им благосостояние? Нет, так и Бог, не хотящий смерти грешников, не виноват, если некоторые Его дети расточат в греховной жизни все дары, ниспосланные на них, и умрут без покаяния.

Верьте, возлюбленные, что каждое слово Евангелия есть вечная истина и что Господь бесконечно милосерд к грешникам, но только к тем, которые не бесконечно совершают смертные грехи и очищают себе путь в Царство Христово покаянием. Аминь.

(Священномученик Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя - М.: Сретенский монастырь, 2003.)

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами