Новости Казанской Митрополии
В день праздника Входа Господня в Иерусалим Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя.
12.04.2009
12 апреля, в день праздника Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, епископ Дмитровский Александр, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, представители московского духовенства.
За малым входом Святейший Патриарх удостоил ряд клириков г. Москвы богослужебных наград.
Права ношения митры удостоены:
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Ольховце в Красном селе протоиерей Валентин Асмус;
клирик храма Троицы в Хорошове, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов;
настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках, и.о. настоятель храма образа Спаса Нерукотворного в Перово протоиерей Александр Дасаев;
настоятель храмов свт. Митрофана еп. Воронежского на Хуторской, свт. Николая Мирликийского в Заяицком, и.о. настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.
Права ношения наперсного креста с украшениями удостоены:
настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках протоиерей Геннадий Андриянов;
помощник настоятеля храма Троицы Живоначальной на Новоблагословенной, у Салтыкова моста игумен Алексий (Вылажанин);
настоятель храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках протоиерей Александр Кашкин;
настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Троекурове протоиерей Александр Немченко;
настоятель храма Знамения иконы Божией Матери в Ховрине протоиерей Георгий Полозов;
клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Михаил Правдолюбов;
настоятель храма Троицы Живоначальной в Конькове игумен Максим (Рыжов);
настоятель храмов Ризоположения на Донской ул., иконы Божией Матери Целительница при Научном Центре психического здоровья протоиерей Александр Фарковец.
По окончании чтения праздничного Евангелия Святейший Патриарх произнес проповедь о смысле нынешнего праздника: «Сегодня великий двунадесятый праздник — Вход Господь в Иерусалим — который на языке церковного устава именуется Неделей Ваий. Вайя в переводе на русский означает ветвь, а неделя — воскресенье. Значит, по Уставу сегодняшний день называется воскресение ветвей. И называется так именно потому, что жители древнего Иерусалима, встревоженные и обрадованные, встречали Спасителя, зная о том, что Он воскресил из мертвых Лазаря». Эта весть, отметил Предстоятель, и вывела людей на улицы. И они по восточному обычаю постилали срезанные ветви вместе со своими одеждами, встречая Христа, как победителя и триумфатора. Обычно триумфаторы гордо восседали на белом коне, возглавляя торжественное шествие. Однако Спаситель под восторженные крики толпы приходит так, как приходили тысячи паломников на праздник Пасхи — сидя на осле. «И всем своим видом Он, как отмечает евангелист, не принимает этого человеческого восторга», — сказал Святейший Патриарх.
«Спаситель смиренно входит в Иерусалим, как бы не участвуя в этом человеческом торжестве. Господь знал цену этого восторга, — продолжил Первосвятитель. — И те, кто говорят сейчас Христу "осанна!", будут через несколько дней кричать "распни Его!"». «И в том и в другом случае, — подчеркнул Предстоятель, — люди говорили все это искренне». Тогда они приветствовали великого и славного Человека, а потом они отрекались от поруганного и окровавленного Христа, не видя в Нем более силы и славы.
Когда мы читаем или слышим евангельскую историю, отметил Святейший Патриарх, то нередко недоумеваем относительно поступка жителей древнего Иерусалима. Неужели они не видели во Иисусе Христе чудотворца и Сына Божия? Неужели не убедительна была Его проповедь? Неужели недостаточны были Его чудеса, чтобы поверить, что Он есть Сын Божий, обещанный Мессия? «Но, к сожалению, и мы, и те, кто был до нас, и те, кто будет после нас, будут повторять заблуждение жителей древней Иудеи и града Иерусалима, — заметил Святейший Владыка. — И в истории много примеров, как горячая вера сменялась богоотступничеством, а прославление Христа хулой. И за примером далеко ходить не надо. В одночасье наша страна, великая православная держава, развернулась от Бога к дьяволу, от веры к безбожию. И те, кто еще вчера ходили в храмы, сами же их разрушали».
Святейший Патриарх рассказал о том, как его покойный родитель делился воспоминаниями своего детства. В деревенской школе одной из обязанностей дежурного по классу было зажигать лампаду у икон. Дети стремились первыми попасть в класс, для чего им приходилось раньше вставать и идти несколько километров, невзирая на морозы или плохую погоду, чтобы самим зажечь этот святой огонек раньше дежурного. Но прошло несколько лет и те же самые дети принимали участие в разрушении храма, который находился рядом с их школой.
«И чем же наш народ оказался лучше жителей древнего Иерусалима? — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Многие из нас сейчас рассуждают, что мы-то никогда не отречемся от Христа. Слава Богу, наш народ снова обретает веру. И я рад видеть вас всех, пришедших сегодня в Храм Христа Спасителя».
Однако, по словам Его Святейшества, даже те, кто в этот день пришел в храм, не всегда посещают даже воскресные богослужения. «У нас еще много "приоритетных" задач, которые мы решаем вместо того, чтобы пойти в храм на богослужение, — отметил Святейший Патриарх. — Нам еще нужно пройти большой путь, чтобы мы могли сказать, что утвердились в вере. Еще многие наши соотечественники не вместе с нами. Еще многие из тех, кто считает себя православными, далеки от реальной религиозной жизни. И нет уверенности в том, что кто-то не провозгласит фантастических, утопических идей, которые можно воплотить без Бога, и вновь не соблазнит наших людей».
«Но еще более опасен, чем какие-либо идеи, — отметил Святейший Владыка, — тот образ жизни, который сегодня проповедают СМИ, в центре которого не Бог, не нравственное совершенство, а порок, требующий постоянной подпитки, разрушающий человека изнутри, но являющийся столь привлекательным, потому что целая колоссальная индустрия работает на то, чтобы грезы сделать привлекательными. И устоять перед натиском этой индустрии может не всякий. И даже сегодня, с умилением стоя в храме Божием и недоумевая по поводу отступничества древних жителей Иерусалима, мы вечером же можем предать Господа и забыть об этом опыте святости и благодати, который мы получили в храме».
«Мы должны помнить всегда о том, — обратил внимание Святейший Патриарх, — что вера человека, наш образ жизни, — это наше свободное волеизлияние. Это то, за что мы ответственны: быть с Богом или бороться с Ним, умножая грех и неправду. И молитвы наши сегодня ко Господу, чтобы народ наш больше никогда не отступил, не забыл Кто его Господь; чтобы никогда мысль наша и рука не поднималась против Бога».
«Да поможет нам Господь, извлекать уроки из нашей истории, хранить веру православную, укрепляя ее в наших сердцах», — заключил Предстоятель.
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику Входа Господня в Иерусалим, после чего еще раз поздравил всех с нынешним торжеством: «Пусть Божие благословение, благодать, которую мы приобрели в таинстве Евхаристии, прикоснется к нашим сердцам, укрепляя наши духовные и физические силы».
Патриарх Кирилл также поздравил присутствующих в храме работников космической отрасли с Днем Космонавтики. Святейший Владыка отметил, что он несколько раз общался с экипажем Международной космической станции. Российская часть экипажа, по словам Его Святейшества, это глубоко верующие люди, и пусть в будущем, пожелал Святейший Патриарх, сопрягаются высокие технологии с искренней верой в Бога.
Пресс-служба Московской Патриархии
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Пасха. Информационный проект», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru
Все новости раздела
|