Некоторые из простецов-христиан думают, что пост должен состоять в воздержании от пищи и пития, и только. Не есть в пост рыбы или не вкушать масла и вина — этим, по их мнению, и исчерпывается вся заповедь о посте. Но так ли? Нет. Поститься, правда, и телесно должно, но с воздержанием телесным непременно должен быть соединен и пост духовный. Так учит и святая Церковь. «Постящеся, говорит она, братие, телесне, постимся и духовно».
Что же это за духовный пост, и почему необходим он?
Св. отцы так определяют его. «Если постишься, покажи от дел твоих. Каких? Видев нищего, помилуй; с врагом помирись; человеку, находящемуся в счастии, не завидуй; на жену, сияющую красотою, не гляди. Постись нелицемерно; постись и очами, и сердцем, и ушами, и руками, и всеми твоими членами... Руки воздержи от присвоения того, что тебе не принадлежит, ноги от хождения на игрища; слух удержи от слышания оклеветания и лжи, и пусть постятся и уста твои, воздерживаясь от осуждения» (Прол. Апр. 9).
Таков, братие, пост духовный. Он нам необходим, потому что без него пост телесный теряет всякое значение. «Что пользы, — говорит блж. Иероним, — истончевать тело воздержанием, когда дух гордостию распыхается? Какую похвалу получим за бледность от поста, когда мы обледнеем от зависти? Какая добродетель не пить вина, а гневом и ненави-стию упиваться?» (Посл. 14, том. 2.) «Ничтоже бо есть, — говорится в Прологе, — еже не ясти мяс или рыб, снедати же плоти братий оклеветанием» (Прол. Апр. 9).
Итак, постящеся телесно, постимся и духовно, т. е. внешние действия поста сообразим с внутренними. Очищая тело воздержанием, очистим и ум от помыслов суетных, и сердце от желаний лукавых. Умерщвляя тело постом, умертвим и страсти: гнев, похоть злую, жадность к наживе и тому подобное зло. Украшая тело телесным постом, украсим и душу добродетелями: милосердием, кротостию, смирением, с врагами примирением, милостынею. Вот это и будет истинный пост, и Богу приятный, и для нас, следовательно, спасительный.
|