Фонд "Русская Цивилизация": Сырная седмица (масленица)
03.03.2008
Согласно Уставу Православной Церкви, вскоре после праздника Богоявления начинается подготовительный период Великого Поста. Он включает четыре воскресенья (по славянски – недели): "о мытаре и фарисее" (Лк. 18:10-14), "о блудном сыне" (Лк. 15:11-32), "о Страшном Суде" (Мф. 25:31-46) – "мясопустную" (последний день, когда в пищу употребляются мясные продукты – "заговенье на мясо") и "воспоминания Адамова изгнания" (Быт. 3: 1-24) – "сыропустную" (последний день, когда в пищу употребляются молочные продукты – "заговенье на Великий пост"). В этот период Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после воскресенья "о мытаре и фарисее" – с началом "сплошной седмицы" – восстанавливаются посты в среду и пятницу, а затем следует воздержание сначала только от мясной, а затем от молочной пищи и яиц. В подготовительных службах Церковь напоминает верующим о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Сына Божия – Иисуса Христа для спасения человека и призывает к посту и покаянию. Суббота накануне "мясопустной недели" называется Вселенской родительской субботой и посвящена поминовению усопших.
После мясопустной недели наступает масленица, славная на Руси разгулом и круглыми, как солнце, блинами. "Звал, позывал честной семик широкую масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя масленица, перепелочные косточки, бумажное твое тельце, сахарные уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…". Такими скороговорками встречали во многих местах России наступление последней перед Великим постом недели, которая в церковном календаре обозначена сырною, а в народе любовно величалась масленицей. В это время издревле отмечали приближающийся приход весны, прощание с холодной зимой. В честь солнца – яркого символа света Слова Христова – пекли в эти дни по всей Руси круглые пышные блины. Подавали к ним рыбу, масло, молоко, сметану, яйца и сыр. Отсюда и названия: и масленица, и сырная неделя.
Существовали специальные названия и ритуалы проведения каждого дня масленицы. Первый день – понедельник – назывался "встреча". В этот день с утра ребятишки строили снежные горы и возвещали на всю округу о приезде масленицы. Степенные же люди начинали день с посещения родственников. В этот же день начинали печь блины на заготовленной с вечера опаре. Первый блин всегда подавался нищим – на помин души усопших родственников. Блинный пир шел горой в каждом доме. Молодежь пела, плясала, играла в различные игры. Масленичный вторник назывался "заигрыши". В зажиточных домах в этот день братья сооружали для сестер ледяные горы, а мать посылала подзываток приглашать дочерей и сыновей знакомых. А в среду, которую величали "лакомки", гостей собирала теща. Главным гостем был зять, которого теща щедро потчевала и блинами, и оладьями, и пирогами. Эта чрезмерная заботливость доходила порой до смешного, что отражено во многих песнях, прибаутках, играх. Четверг называли "широким" – тут уж к ломящимся от масленичных яств столам прибавлялись потехи самые разные: балаганы,качели и аттракционы, кулачные бои, катания на лубках и санках, шествия и шумные пирушки. В пятницу наступал черед зятьям угощать своих тещ блинами и пирогами – этот день так и называли – "тещины вечерки". Являлся на такие вечерки и бывший свадебный дружка, которому за былое содействие в создании семьи полагался хороший подарок. А в субботу приглашала к себе родных молодая невестка – на "золовкины посиделки", на которых невестка одаривала золовок подарками.
Да, "широкая масленица" – изобретение мирское и более языческое, чем христианское. Трудно представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселье. Такого благословения мы не находим ни в одном уставе. Наоборот, запретив вкушать мясные продукты, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Но что мешает провести эти дни, щедро одаряя нищих и больных, посещая своих друзей, чтобы эти дни были днями добра и света. Да и в масленицу, разве мало внимания уделялось семье, установлению хороших отношений с друзьями и соседями? Немаловажным было и поминовение усопших. Так что и такой разгульный на первый взгляд праздник можно провести по-христиански. Великое дело – верность родительским преданиям и заветам Святой Церкви!
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Пасха. Информационный проект», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru
Все новости раздела
|