Как правильно поститься? У меня от поста кружится голова. Можно ли ослабить пост при слабости здоровья, тяжелом физическом труде? - Это основные вопросы, которые задают священникам люди во время Великого поста.
Великий пост, который установлен Церковью перед Пасхой, – самый строгий и продолжительный в году. Общая продолжительность поста составляет 7 недель (49 дней). По церковному уставу в эти дни нельзя вкушать мясные и молочные продукты; вкушение рыбы разрешается только на праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается вкушать рыбную икру. В субботу и воскресенье разрешается готовить пищу на постном масле. В другие дни – сухоядение, то есть без масла.
Многих людей такая строгость поста пугает, а потому они или вообще не постятся, или, ссылаясь на слабость здоровья и тяжелый труд, сводят свой пост до минимума. Другие же начинают строго следовать букве церковного устава, но быстро надрывают свое здоровье: у кого-то обостряется язвенная болезнь желудка, у кого-то повышается или падает артериальное давление, и они, по предписанию врачей, бывают вынуждены прекратить свой пост.
Почему же так происходит? Неужели Церковь накладывает на людей бремена неудобоносимые (чрезмерные требования)? Но ведь мы, христиане, все веруем, что Церковь, как любящая мать, заботится о спасении (правильном устроении жизни) всех людей.
Дело в том, что в период безбожия во многом было прервано Церковное Предание. Наше поколение, воспитанное на материализме, не знает о культуре поста. Почему-то нецерковные и даже церковные люди считают, что пост заключается в очень скудном питании одним хлебом, водой, сухариками, картошкой, капустой. А потому те, которые живут довольно бедно, когда им советуешь держать пост, дерзко заявляют: «Мы и так каждый день постимся, у нас нечего дома поесть». Также, для примера, когда наши семинаристы в постный день приезжают с миссионерским концертом в какое-то светское учебное заведение или предприятие, там их, по незнанию, начинают питать вышеуказанным «постным» набором, и они после концерта, голодные, едва добредают до родной alma mater.
В возрождающихся монастырях, духовных школах тоже часто бывает очень скудное питание, которое начальство иногда оправдывает необходимостью вести строгую аскетическую жизнь. Но такая «аскеза» не способствует увеличению числа монастырской и учащейся братии. Послушники боятся оставаться в таких монастырях, а студенты теряют всякий интерес к учебе.
Итак, исключая постом из своего рациона мясо, молоко, рыбу, которые способствуют разгорячению душевных и телесных чувств и страстей, мы должны постараться заменить их хорошими постными продуктами. Их следует заранее заготавливать на пост летом и осенью. Среди таких продуктов можно назвать различные варенья из ягод, картошку, фасоль, бобы, горох, разносолы из огурцов, помидор, кабачков, капусты. Весной на окне, даже в условиях городской квартиры, можно выращивать зелень. Это все продукты, которые мало затрагивают душевные и телесные чувства, почти не способствуют возбуждению страстей, но довольно хорошо возмещают всю затрачиваемую организмом энергию.
А что делать тем, кто не имеет возможности заготовить все эти продукты? В таком случае они могут ограничить свой пост исключением из рациона питания хотя бы мяса и молока. В следующем же году обязательно надо потрудиться для того, чтобы заготовить все необходимые на пост продукты. Если постараться, то при добром желании с Божией помощью все можно сделать.
Кроме практики, пост имеет свою теорию (идеологию). Если вы будете поститься только для себя, ради своего здоровья, то вам будет очень и очень трудно понести такой пост. В таком случае ваш пост ничем не отличается от диеты, которую назначает врач при болезни. Но если диету вы из-за болезни сможете соблюдать, то пост с таким настроением вы не сможете соблюдать, ибо вы не чувствуете никакой болезни. Поститься надо, в первую очередь, как обычно говорится, во славу Божию. Поститься надо с мыслью и болью о своих ближних, с которыми из-за страстей мы часто не можем найти общий язык, с мыслью о несчастных и обездоленных людях, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке. То есть пост должен способствовать умягчению наших злых и холодных сердец, обузданию наших душевных и телесных чувств. Пост должен увеличивать в нас меру любви к Богу и людям. Вот такой пост будет для нас приятным и спасительным.
Игумен Маркелл (ПАВУК), Тюменская Духовная Семинария, «Сибирская православная газета» №3, 2003 г.
|