Прослушав заявление Священного Синода по поводу насущных вопросов обострения международной обстановки, хочется напомнить еще и древнюю народную мудрость. Наши предки говорили: «Готовишься помирать – сей рожь!» Потому что как бы ни волнительно было происходящее вокруг нас, какие бы естественные опасения ни возникали у нас, что начавшаяся в одном краю Земного шара война ни перекинулась бы на значительно более широкие регионы, не коснулась бы своим темным крылом и нашего Отечества, - тем не менее, имея все эти опасения, мы должны помнить евангельское опасение «Довлеет дневи забота его», здесь и сегодня, сейчас, должны нести свой крест, трудиться там, где поставил нас Господь. И поэтому давайте мы сегодня поговорим о нашей жизни в Великий пост.
Тема, конечно, не новая. Но и ведь Великий Пост тоже не нов. Каждый год мы вступаем в него, каждый год должны обновлять свои усилия. Каждый год Великий Пост должен оказаться для нас тем, чем он по сути и является – весной души, лучшим временем богослужебного года: временем, когда мы живем серьезнее, ответственнее и, дай Бог, правильнее.
Конечно же, для каждого человека время проведения Великого Поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий Пост.
Наверное, мы не погрешим, если определим эти направления следующим образом. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних отсечений, развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.
Давайте сначала поговорим в целом об этих трех направлениях. Итак, организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий Пост. Конечно же, Пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, - у каждого свои наберутся такого рода саможаления, - то Великий Пост начать бы с того, чтобы все эти, проистекающие из саможаления сокращения и опущения упразднить. Но тот, что имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот да постарается делать это неопустительно хотя бы весь Великий Пост. Но не зарекаясь на будущее, вот эти семь недель Великого Поста можно ведь принести Богу то время, в которое мы не опускаем то, что должны неопустительно делать.
Хорошо было бы, конечно каждому из нас и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста, но естественно ей было бы войти в молитвенное правило наше дома. Для тех, кто уже имеет большую меру церковности, большие годы пребывания в храме и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной. На каждый день Великого Поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое главное располагают нас к покаянию.
Безусловно, добро было бы для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, и дома также прочитывать в свободное имеющееся время – вместе ли с утренними и вечерними молитвами или отдельно от них, - каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Скажем, не были на утреннем богослужении – почитали стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого Поста. Повторю: конечно тут речь идет о тех, кто имеет такую возможность, имеет дома богослужебные книги и радеет об этом! Еще издревле существует благочестивый обычай, который, как я знаю, во многих церквах нашего Престольного града Великим Постом практикуется, - именно молитва по соглашению. А именно: собирается 10-20 православных христиан, и они начинают в течение поста (в течение первых сорока дней, до пятницы Лазаревой субботы) читать Псалтирь. Бывает – по кафизме, бывает, поменьше, но чаще всего по кафизме. Один человек начинает с первой кафизмы чтение, следующий – со второй, третий и каждый следующий – на кафизму вперед. Таким образом, каждый день прочитывается полная Псалтирь. Далее – каждый подает списочек из нескольких имен для поминания о здравии и о упокоении – в такой единый список, который раздается всем благословившимся, договорившимся о такой совместной молитве по соглашению, а по прочтении кафизм и тропарей, каждым совершается поминовение этих имен о здравии и упокоении. Это очень доброе дело. Доброе – и по побуждению, и по прямому слову Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреде них». Большинство из нас не имеют возможности бывать каждый день на богослужении Великого Поста, но вот такого рода молитвенное объединение по чтению кафизм, оно соединяет нас с Церковью. Соединяет друг с другом в Господе.
Кроме того, это очень побуждает к молитвенной ответственности. Потому что когда человек сам по себе молится, он (как каждый знает по себе) склонен что-то сократить, что-то пропустить. А когда он знает, что прочтение его кафизмы находится в связи с рядом других многих людей, и если он опустит (то есть он разрушит как бы) вот это цельное прочитывание кафизмы за сегодняшний день всеми, то подумает человек: сделать это или не сделать, можно это допустить или нет. И скорее всего, удержится. Поэтому это тоже было бы, конечно, очень благочестивым навыком и практикой (там, где это возможно, где об этом можно договориться и взять благословение у священника).
Еще очень важно в Великий Пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно – на будничных богослужениях. Потому что собственно особенности богослужебного строя Великого Поста, они познаются только на будничных службах. Действительно, в субботу вообще служится та же литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье, правда, литургия Святителя Василия Великого, но она с точки зрения (по крайней мере, клиросного) звучания отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». И других видимых отличий нет, они как бы не слышны, потому что невидимо нам другие тайные молитвы читаются, поэтому канон евхаристический «Милость мира» звучит значительно протяженнее, но это, скорее, может как бы понять только священник и те, кто находится в алтаре. А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй – бодрый, покаянный, великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей часа – первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама Литургия Преждеосвященных Даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на Входе Литургии Преждеосвященных Даров… Не помолившись на таковых богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какой богатство духовное открывается нам в великопостных службах.
Поэтому, конечно, каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий Пост раздвинуть жизненные обстоятельства – работу, учебу, житейские попечения – и выбраться на великопостные службы.
Если начинаете рано работать – сходите пораньше на это богослужения, во многих храмах с вечера служатся утреня и первые часы, тогда утреннее великопостное богослужение не так протяженно, как на первой седмице поста. Но сделать это непременно нужно, это даст очень большое духовное обогащение каждому православному человеку, который об этом порадеет.
Что же, дорогие братия и сестры? Завершая сегодняшний разговор, я еще и еще раз призываю вас к внимательному, тщательному прохождению пути Великого поста, к возможно более усердному посещению богослужений, к вниманию по отношению собственной молитвенной жизни. Если Бог даст, в следующей нашей передаче мы поговорим о том, как нам организовать наш быт, нашу жизнь житейскую повседневную. Какие особенности в нее приносит Великий пост? Ведь это тоже очень важно. Люди могут впадать в какие-то крайности: они могут думать, что постом можно только молиться и поклоны класть, никакими делами нельзя заниматься! Иные вообще Великим постом отказываются от всякого общения и от разговоров друг с другом! Вот нужно подумать, как здесь пройти средним, царским путем.
Радио «Радонеж», эфир 3 апреля 2003 года.
|