Вы слушали сейчас страшную повесть о страданиях нашего Господа Иисуса Христа, слышали ее и ранее несколько раз, но думаю, и всегда и во всякое время, а особенно постом следует нам все глубже и глубже углубляться в духовный смысл этих страданий Богочеловека: и как бы мы ни углублялись и сколько бы мы ни старались проникнуть в значение их, тем не менее там останется много тайн духовной мудрости. Не мудрое, а простое слово услышите вы от меня, но слово, исходящее от сердца, и верю, которое найдет отзвук и в вашем сердце, ибо думаю, как я, так и вы думаете. Прежде всего взойдем на страшную Голгофу, чтобы увидеть страдания Многострадальна... Видим крест с пригвожденным на нем Страдальцем. Видя крест, из глубины души готовы взывать: «Боже мой, зачем Твоя смерть? Понятна смерть злодея... Ты страдаешь, Ты осужден на смерть... Но Ты — Чистейший... Зачем Твоя смерть? Ты — Творец вселенной! Ты мог бы одним словом послать тысячи Ангелов избавить Тебя... Ты погибаешь в руках разъяренной толпы... Боже мой, Боже мой, зачем Твоя смерть?».
А вот зачем: как драгоценный бриллиант, как яркая звездочка на темном небе, сияет ответ на кресте на этот вопрос. Зачем? Затем... и этот ответ в одном слове, и это слово самое великое на свете, выше которого нет ни на земле, ни на Небе, и это слово — «любовь». Тако бо Бог возлюбил мир, что и Сына Своего Единородного отдал, и Сам Он сказал: болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя.
И вот нам первое назидание с креста: Господи, Распятый ради нас, грешных, дай нам хотя бы в малой степени, нам, сухим, черствым сердцем, обладать Твоею любовию, не разбирая, кто друг, кто враг, всякому стараться помочь, утешить, облегчить... — потому-то по этой заповеди и узнают, что мы ученики Христовы.
Затем, по правую сторону Божественного Страдальца, видим крест злодея и удивляемся: в самом деле, как это он, злодей, — и первый вошел в рай... за что? За свое покаяние... Слышали мы сейчас, как он взывал к Распятому на кресте: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», — и услышал ответ: «Сегодня будеше со Мною в раю». Часто и мы легкомысленно откладываем свое покаяние со дня на день, и вот достаточно здесь нескольких минут, чтобы оказаться в раю. Истинное покаяние не так легко, как нам представляется. Вы подумайте, каково было терпение и каково было покаяние разбойника, — и вы поймете и убедитесь, за что он вошел в рай. В самом деле, когда он уверовал? Когда все, вспомните, от Спасителя отшатнулись, даже друзья Его, ученики оставили Его... Где были ученики? Где были облагодетельствованные Им? Все бежали, и он, один, прославил Христа.
Легко было бы поверить, если бы Он был на Фаворе, когда Он явил свое Преображение пред учениками; легко было поверить и апостолу Фоме, когда, после Воскресения, он ощупал раны Господа, но уверовать в Него, когда Он был поруган, окровавлен, пригвожден ко кресту, когда как бы само Небо закрылось и на Его слова: Боже мой, Боже мой, что Ты Меня оставил, — не было ответа... Да, в такое время много было веры у него, чтобы исповедовать Христа, а затем он уверовал в Него, и он мог бы просить облегчить ему страдания или чтобы Он освободил его и даровал ему жизнь... Но нет, он этого не просит; он обращает свои отуманенные очи и об одном просит и взывает: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
О Милосердый Господи, в наше маловерное время, когда со всех сторон стараются поколебать нашу веру, издеваются над Божественным Страдальцем, о, дай нам покаяние разбойника, дай нам веру, чтобы остаться верными рабами; когда мы будем на смертном одре, когда все земное нас оставит, дай нам слабым, коснеющим языком воззвать к Тебе: «Господи, Иисусе Сыне Божий, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем». И много еще можно было бы сделать уроков назидания из этого евангельского повествования. Общий смысл — смерть, и символ смерти — крест. В самом деле — крест на всем: крест на вашей груди, крест на кровле храма, крест на кладбище; все свидетельствует о том, что христианин должен взирать на крест как на символ жизни; умереть для греха и жить для правды, — в этом заключается и смысл нашей жизни. В Таинстве Крещения мы омылись от греха, в Таинстве Причащения мы получаем благодатную жизнь со Христом, Голгофа вожделенна, как рай! Она светла, как символ победы над грехами и страстями! Будем это твердо помнить; будем плакать, молиться; умерщвлять все греховное, дабы воскреснуть для вечной жизни. Итак, воззовем: «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, так и мене древом крестным просвети и спаси мя».
(Митрополит Трифон (Туркестанов). Проповеди и молитвы. - М.: Сретенский монастырь; "Новая книга"; "Ковчег", 1999.)
|