Принадлежа к истинной, Православной, Апостольской Церкви, большинство из нас растет и воспитывается в сознании своей духовной правоты и силы. Поэтому мы снисходительно относимся к другим религиям и верованиям, т. е. мы веротерпимы. Но этот религиозно-нравственный покой, с другой стороны, развивает в нас и некоторые недостатки; так,
многие совсем не изучают и не исследуют Священного Писания. творений святых отцов и, не имея основательных знаний, чрез это делаются способными к заблуждениям, к подпадению под влияние сектантов и еретиков, которые завлекают своими исследованиями писаний и ложным и их объяснениями в свою пользу.
По этой же причине наше образованное общество относится с нерасположением и осуждением к совершаемому на первой неделе Великого поста в соборах обряда предания анафеме богоотступников и врагов Божиих, так как Святая Церковь празднует победу Православия над всеми ересями. Эти образованные светски, но не духовно, порицатели наши считают церковное постановление отжившим, лишним, не согласным с христианской религией, которая основана на любви. А в народе слово «анафема» сделалось бранным и ненавистным.
Удивительно еще то, что смысл этого духовного суда столько раз был объяснен современным христианам и образованному обществу самыми выдающимися богословами и святителями-проповедниками, столько об этом писалось и печаталось, но осуждения и заблуждения все-таки продолжаются, и знания не приобретаются. Постараемся вкратце еще раз изложить суть дела.
Прежде всего надо себе выяснить: почему и когда установлен этот праздник, а также что означает оглашение анафемы? Праздник установлен в IX веке по Рождестве Христовом, после победы Церкви Православной над ересью иконоборцев, отвергавшей святые иконы. Греческая царица Феодора окончательно восстановила почитание св. икон в своей империи и в 842 году, в первое воскресение Великого поста был совершен праздник Православия в ознаменование победы над всеми ересями, осужденными на прежних Вселенских Соборах, и вообще над всеми нечестивыми учениями, противными учению Господа Иисуса Христа и святых апостолов. Возглашение анафемы означает отлучение от Церкви, т. е. от общества верующих, и лишение благословения Божия, благ Царства Небесного.
Рассмотрим теперь, имеет ли право Святая Церковь так поступать, должна ли она отлучать богохульников, согласно ли это с духом любви христианской и необходимо ли до сих пор соблюдать этот обряд предания анафеме?
Всякое действие в Православной Церкви основывается только на повелениях, заповедях и установлениях Самого Господа Иисуса Христа и на апостольских правилах и постановлениях, утвержденных при основе христианской Церкви. Потому наша Церковь и именуется Православною, что ничего не имеет самочинного, а во всем действует правильно и славит Господа непогрешительно, как научил свв. апостолов Дух Святой. Беседуя с апостолами о людях, оказывающих неповиновение Церкви, Иисус Христос сказал: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем; ...аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол; аще же не послушает их, повеждь церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 15—17).
Следовательно, Иисус Христос установил церковный суд над теми из членов христианской Церкви, которые оказывают неповиновение, и при этом он должен состоять из следующих действий: сперва надо обличить виновного наедине, если не поможет, повторить обвинение при двух или трех свидетелях, если и тогда не исправится — поведать Церкви, всему собранию верующих, но если не послушается всей Церкви, то следует виновного совершенно отвергнуть, отлучить от общения с Церковью, или предать анафеме. Чтобы подтвердить права апостольские и священнические в христианской Церкви, Господь затем добавил Своим ученикам: «Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Из этих слов Сына Божия совершенно ясно, что ввиду имеющейся потребности на пастырях Церкви лежит прямая обязанность судить и связывать некоторых людей, то есть отлучать от Церкви и всех преимуществ ее. Если для спасения людей необходимо, чтобы они были христианами, то, естественно, должен существовать церковный суд, ибо Святая Церковь обязана оберегать чистоту христианской веры со всею строгостию, чтобы спасти заблудших от вечной погибели и привести их к покаянию. Господь Иисус Христос еще сказал: «Иже аще ренет на Сына Человеческаго, отпустится ему: а иже ренет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий».
Что же делают еретики и некоторые сектанты, как не произносят хулу на Святого Духа: в этом-то и есть ужас их греха, а потому святые отцы и говорят, что вышеприведенные слова Господа то же, что анафема.
Церковный суд основан Господом, и не богохульство ли говорить, что в нем нет любви? Неужели эти порицатели предания анафеме никогда не читали Священного Писания и не встречали там, например, такого изречения Псалмопевца: «Прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих» (Пс. 118, 21). Этот псалом ежедневно читается в Церкви. Являлось ли у них желание осудить богодухновенно го царя Давида? Не видели ли они таких слов в апостольском послании: «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8—9). Намеревались ли они обвинить богодухновенного апостола в недостатке кротости? Если же никто не может признать, что пророк и апостол произнесли строгие суждения по данной от Бога премудрости, то должно признать, что и ныне Святая Церковь те же суждения произносит согласно с тою же премудростию (митр. Филарет).
В способах обличения и приведения к покаянию грешников, указанных Христом для церковного суда, естественно, видны только любовь и терпение. Это доказывается и молитвословиями, из которых состоит обряд Православия. Несомненно, порицатели обряда никогда не читали этих молитв, но торжество отлучения противников православной веры сопровождается чтением прошений к Богу об умягчении их ожесточения, об обращении к познанию истины и сопричислении к избранному стаду.
Анафема есть последний предостерегательный глас Церкви к заблудшим, но глас предостережения, как бы ни был громок, не есть ли глас любви? Изводя на позор заблудших, Церковь этим самым отнимает прелесть особенной обольщающей мудрости и заблуждений, поражая их именем Божиим, она отнимает надежду на безопасность, но не лишает путей к покаянию, и двери милосердия, столько раз для них напрасно отверзавшиеся, еще могут быть снова отверсты (митр. Филарет). И не жестокости и строгости церковного закона подобает удивляться, а злобе, вражде и адской силе тех грешников, которые не повинуются суду Божию, не покоряются Церкви Христовой и продолжают враждовать, несмотря на увещания, обличения, суд и, наконец, отвержение Церковию. Таким людям не может быть доступно представление о чувстве любви; богоотступники горды, как сам враг человечества, которого не спасла любовь Божия, они себя ставят выше Христовой Церкви, и поневоле их остается только отвергнуть и предать анафеме!
Удивляются, зачем мы до сих пор соблюдаем предание анафеме? Но разве бесполезно провозглашение анафемы отступникам Арию, Македонию и проч., когда между нами являются ныне еще
более страшные, дерзкие и богохульные проповедники, цареубийцы и враги Христовы? Что остается делать Церкви? По любви к Богу и людям, по твердому убеждению в своем долге, громко произносить суд, который повторяется на небе, над позорным богоотступничеством, над изменой Отечеству и затем коленопреклонно молить о спасении заблудших.
Возлюбленные! Вместо осуждения Церкви, — на каждом члене ее лежит обязанность рассматривать свою совесть. Св. апостол пишет: «Вы ищете доказательства на то, что Христос ли говорит во мне? Испытывайте самих себя, в вере ли вы?!» (2 Кор. 13, 3, 5). И ныне Святая Церковь вынуждена обратиться с таким же вопросом к некоторым христианам: в вере ли вы, когда не убеждены, что Церковь — столп и утверждение истины? (1 Тим. 3, 15). В вере ли вы, когда желаете, чтобы Церковь не возвышала своего голоса для поражения заблуждения, когда враги истины едва не к небу простирают хульные уста свои, дабы изрекать поругание и соблазны? (Иннокентий Херсонский).
Итак, суд, произносимый ныне Церковью, есть суд страшный, но суд любви. Смотрите на него очами любви, внимайте ему слухом любви! Разделяйте с Церковью ее молитвы о заблудших, просите им духа покаяния и смиренномудрия. Но да будет голос Церкви всегда слышен, всегда тверд, силен и действен! Аминь.
|