Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вход Господень в Иерусалим

 

 

 

 

 

 

 

 





Вход Господень в Иерусалим

Слово в неделю Baий.

17.04.2008

Настоящий день, братия, Иисус Христос имел последний - славный вход в Иерусалим. Вход сей был весьма торжествен. Лишь только пронеслась молва, что Мессия - Христос идет в Иерусалим, тотчас многие из народа, говорят Евангелисты, вышли к Нему на встречу с пальмовыми ветвями, и одни постилали свои ризы пред Ним, другие резали ветви с дерев и бросали их по пути Его, a все сопровождали Его с радостью и громко восклицали: "Осанна! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Благословепно грядущее царство! Осанна в вышних!" (Мр. 11:8-10; Иоан. 12:12-15).

Воспоминая ныне такой вход, Святая Церковь внушает нам, братия, чтобы и мы встречали Иисуса Христа по примеру сынов древнего Израиля. Для этого она вручает нам ваия (пальмовые ветви) и влагает в уста наши те радостные восклицания, с какими Иудейский народ встретил Спасителя. a один из древних пастырей Церкви говорит нам: "взяв пальмовыя ветви, пойдем и мы навстречу Господу нашему" (Сл. в нед. Ваий святого Прокла, архиеп. Царегр.).

Но как скажут иные, можем мы выйти навстречу Иисусу Христу, когда Он давно уже вознесся на небо и не живет между нами.

Нет, Он живет среди нас, потому что обещал пребывать с нами "во все дни до скончания века" (Мф. 28:20), и теперь находится "близко" от нас, как вы слышали в ныне читемом апостольском послании (Филип. 4:5). "Се, стою у двери и стучу," вещает Он Сам в откровении Тайновидца, "если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3:20). Значит, и ныне можем мы встретить и принять Его к себе по примеру Иудеев, только чувственные действия их нужно заменить духовными, потому что Господь посещает нас теперь не чувственно, a Своим духовно-благодатным наитием.

Иудеи, встретившие Иисуса Христа при входе Его в Иерусалим, как только услышали, что Он идет в сей город, тотчас вышли на встречу Ему.

Поэтому и мы, братия, не должны оставаться в бездействии и равнодушно ожидать, когда Он придет к нам, но должны сами выходить навстречу Ему, должны стремиться к Нему мыслями, желаниями и всем нашим существом. Сын Божий очень желает иметь духовное общение с нами и поэтому, как мы сказали, стоит "близко, при дверях" сердец наших и стучит в них Своим словом, благодатью и разными обстоятельствами нашей жизни. Но, однако, Он не может войти в них, если мы не откроем их для Heгo, потому что, как благий и свободолюбивый (2 Кор. 3:17), ни в чем не поступает с нами насильно, но всего ждёт от нашей доброй воли, от нашего сердечного расположения. Поэтому Апостол говорит: "приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам" (Иак. 4:8).

Значит, теперь от нас, от нашего приближения к Господу Иисусу зависит общение с Ним. He будем же медлить, братия, и пойдем мысленно навстречу Ему, стремясь желанием принять Его в себя; a дабы Он не отринул нас, как недостойных общения с Ним, для этого приступим к Нему "верой, действующей любовью", в которых заключается и высшее совершенство христиан (Гал. 5:6), и единственное средство к благодатному общению со Христом: "кто любит Меня," говорит Спаситель, "тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Иоан. 14:23); a святой Апостол учит, что "верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф. 3:17).

Иудеи, встретившие Иисуса Христа, вышли к Нему с пальмовыми ветвями. Где же нам взять таких ветвей? У нас нет их; они не растут в нашей стране; но зато y нас есть такое дерево, которое лучше всяких растений. Это дерево в начале посажено было в земном раю самим Богом, потом перенесено было на Голгофу, a теперь растет во всем христианском мире. В раю оно называлось деревом "жизни", потому что могло предохранять от смерти вкушавших плоды его; a теперь именуется "животворящим," потому что получило от Спасителя чудодейственную силу воскрешать "мертвых по преступлениям" (Еф. 2:5). Мы ним мы понимаем крестное древо или, яснее, тот великий крест, те спасительныя страдания, которыя взял на себя за нас Сын Божий. С этого дерева должны мы брать себе ветви, т. е. меньшие кресты и встречать с ними Иисуса Христа, a потом и следовать за Ним. Это Сам Он ясно заповедал нам, говоря: "кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой" (Мат. 16:24). Без креста, без самоотвержения и неразлучных с ним скорбей и лишений ради Господа, мы не можем назваться учениками великого Крестоносца - Христа, не можем и приступить к Нему, ибо, не видя в нас креста, отличительного знамения истинных учеников Его, Он отвергнет нас, как чуждых Ему и скажет: "не знаю вас" (Мат. 25:12)!

Итак, кто желает иметь блаженное общение с Христом, тот безропотно неси те скорби и лишения, которые Господь посылает ему в этой жизни; неослабно подвизайся в трудных подвигах добродетели и охотно жертвуй для Господа всем, даже самой жизнью. „Претерпевший же до конца спасется" (Мат. 10:22).

Желая сильнее выразить радость ο пришествии Иисуса Христа в Иерусалим, Иудеи встретили Его не только с пальмовами ветвями, но также снимали с себя одежды и постилали их по пути Христа. Это и мы должны сделать, братия, ибо y нас есть такая одежда, которую необходимо сорвать с себя и повергнуть перед Господом на попрание. Я имею в виду то рубище, которое называется в Священном Писании "прежним образом жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях" (Еф. 4:22), и соткано из разных наших грехов. Явиться ко Господу в таком рубище не только стыдно для нас, но и страшно, потому что Господь, в праведном гневе Своем, поступит с нами так же, как поступил Он с тем несчастным, который дерзнул придти на брак Его, не имея на себе брачного - хорошего - одеяния, и за это изгнан был „во тьму кромешную" (Мат. 22:11-13).

Поэтому, если мы хотим достойно встретить Господа и заслужить не гнев, a благословение Его, то должпы сбросить с себя ветхое, греховное рубище "и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4:24), т. е. должны перестать грешить и "остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией," преуспевая во всякой добродетели (1 Петр. 4:l-2).

Постилая одежды свои перед Спасптелем, встретившие Его иудеи резали также ветви с деревьев, росших при дороге, и бросали их на Его пути. A мы, братия, готовясь к встрече Спасителя и намереваясь принять Его в себя, отречемся мысленно от соблазнов, которыя как некие терния, растут на широком пути мира, и сбросим их с себя, дабы они не препятствовали нам идти к Христу и следовать за Ним (Мар. 4:7.18-19).

В особенности же постараемся истребить или, по крайней мере, как можно более урезать в себе три главныя похоти, господствующия в мире - "похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую" (1 Иоан. 2:16), от которых, как от корня, происходят все наши грехи, препятствующие иметь благодатное общение с Господом (Ис. 59:2). He будем щадить и того, что питает и усиливает в нас эти похоти, - не будем дорожигь богатством, славой и другими земными благами, a поэтому не станем много заботиться ο стяжании и хранении их, но, подобно Апостолу, будем считать их таким "сором," который без сожаления можно бросить, "ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа" и благоугодить Ему (Фил. 3:8). "Никто не может", говорит Спаситель, "служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мат. 6:24).

Это истина несомненная: ее доказывает пример того юноши, который, ради богатства, не захотел последовать Христу (Мат. 19:16-23); ее подтверждают те званные на вечерю Господню, которые под разными житейскими предлогами отказались придти на неё (Лк. 14:16-20); ο ней свидетельствуют и все миролюбцы, которые в суете своей забывают Бога и враждуют против Него: ибо "дружба с миром есть вражда против Бога," говорит Апостол (Иак. 4:4).

Встретив Иисуса Христа и сопровождая Его в Иерусалим, иудеи радостно взывали: "Осанна! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Благословепно грядущее царство! Осанна в вышних!" Но если так радовались пришествию Спасителя и так желали успеха Ему иудеи, еще ожидавшие только царства Мессии и не знавшие хорошо тех благодатных даров, которые оно принесет людям, то тем более должны радоваться и желать успеха царству Христову мы - христиане, потому что мы наслаждаемся плодами пришествия Христова на землю и достоверно знаем, от каких зол избавил нас Сын Божий и какие блага дарует Он нам в этойи будущей жизни.

С чувством искренней благодарности за эти величайшие блага, мы должны не только благословлять Христово царство и усердно желать, чтобы оно распространилось всюду, - но и содействовать ему по мере наших сил и средств. В особенности же мы должны заботится ο том, чтобы оно водворилось и утвердилось в нас самих. Для этого мы должны усердно молить Господа, да придет и вселится Он в сердца наши, и вместе с тем усердно готовить в качестве Его обители - очищать себя "от всякой скверны плоти и духа" (2 Кор. 7:1). А чтобы Ему приятно было обитать в нас, для этого мы должны украшаться христианскими добродетелями, и прежде всего облачиться в святую любовь, потому что "пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Иоан. 4:16), притом следуетсовершенно предать себя Его воле и предоставить Ему возможность производить в нас и "хотение, и действие, по Своему благоволению" (Фил. 2:13). Тогда мы будет жить для Бога, a в нас будет жить Христос (Рим. 6:11) и, таким образом, совершится наше общение с Ним.

Итак, вспоминая таким образом торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим и заменяя чувственные действия встретивших Его иудеев духовными, как подобает христианам, пойдем мысленно к Спасителю с верой и любовию, взяв вместо пальмовых ветвей крест самоотвержения; совлечемся "ветхого человека" с порочными "деяниями его," и повергнем это рубище к стопам Иисуса Христа, a вместо него облечемся "в нового человека" и свойственные ему добродетели (Кол. 3:9-10). Не будем увлекаться мирскими соблазнами и земными благами, растлевающими наши сердца, но станем охотно отвергать их ради Христа и умерщвлять в себе влекущие к ним похоти, притом, будем единодушно благословлять Господа, пришедшего ради нашего спасения, a вместе молить Его и содействовать тому, да царствует Он в нас и во всем мире.

Вот что мы должны делать ныне! Это нелегко, братия, но и не так трудно, как может иным казаться: ибо "невозможное человекам возможно Богу," - сила Его в нашей "немощи совершается" (Лк. 18:27; Кор. 12:9). Поэтому, уповая на Божью помощь в святом деле, и, взирая на Спасителя нашего духовными очами, будем радостно взывать Ему: "Осанна! Благословеи грядый во имя Господне!" Хвала Тебе - Блюстителю душ наших (1 Петр. 2:25)!

"Осанна в вышних!" Аминь.

Из книги "Практическая Гомилетика" протоиерея Иоанна Толмачева.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами