Великий пост
Как провести Великий пост.
08.03.2008
10 марта - начало Великого поста, который предваряет праздник праздников – Пасху Христову. В этом году празднование Светлого Христова Воскресения будет праздноваться 27 апреля.
Большинство людей ныне уже не сомневается в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Об этом написано много книг и газетных статей. Больным людям пост рекомендуют даже светские врачи. Но все-таки часть людей, сознавая важность и полезность поста, не находит в себе сил, чтобы поститься по-настоящему. Как выясняется из бесед с ними, пренебрежение постом, при осознании его полезности, является следствием равнодушного отношения к другим людям, следствием оскудения в сердце любви. Многие относятся к посту лишь как своего рода диете и прибегают к нему только тогда, когда им плохо, когда у них не складывается личная и семейная жизнь. То есть прибегают к посту лишь по личным эгоистичным побуждениям. При этом, постясь, они думают, что тем самым приносят какую-то особую жертву Богу, в ответ на которую Господь им дарует телесное и душевное здоровье, личное и семейное счастье. Но такая мотивировка поста совершенно неправильна.
"К чему Мне множество жертв ваших"? – спрашивает Господь (Ис. 1,11). "Вот в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других" (Ис.58,3-4). "Жертва Богу – дух сокрушенный; сердце смиренно и сокрушенно Бог не уничижит…" (Пс. 50,19).
Так для чего же тогда Церковью на протяжении года установлены посты? Почему большая часть дней в году постные?
Блаженный Августин говорит: "Если вас спросят: для чего вы поститесь и мучаете себя? отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою".
В этом ответе содержится самая правильная мотивировка поста. Пост – это не жертва Богу (как считают католики, иудаисты, язычники), а это средство (узда) для обуздания нашей самолюбивой, злой, своекорыстной, завистливой души и плоти. Пост, подобно хорошо подобранной врачом мази, вскрывает и очищает на теле нашей души греховные гнойники и нарывы. Строгий пост утончает нашу душу, делает более способной для восприятия дара любви.
"Вот пост, который Я избрал, – учит Господь, – разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу.., раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся " (Ис. 58, 6- 7).
Именно по причине греховных гнойников и язв, которыми поражены все без исключения, люди часто пренебрегают, недооценивают и гнушаются нами, а мы гнушаемся ими. Из-за них бывают все личные и семейные скандалы и драмы.
Основная проблема ныне в том, что большинство людей, которые воспитывались в довольно благополучные атеистические 60-80 годы, не чувствуют на себе этих греховных гнойников и ран. В их плоть и кровь впитались советские гуманистические лозунги: "Человек – это звучит гордо", "Человек-мера всех вещей", "Мы – самые хорошие, а все другие люди плохие", "Будет хлеб – будет и песня".
Так мыслит пока еще большинство воспитанных на ложных коммунистических и материалистических идеях людей. Люди не приучены искать причину всех бед не в других людях, а в самих себе. Они не подозревают, что других людей, даже если они творят зло, пренебрегают нами, завидуют, осуждают, поносят, обманывают, надо учиться любить. Так же, как мы любим родных и близких, которые при тяжелой болезни, страдая от сильной боли, иногда кричат и злословят нас. Полюбить других людей, даже при виде их злых греховных недостатков и язв, искоренить из своего сердца злобу по отношению к другим как раз помогает пост.
Итак, если мы согласны с таким ответом на первый вопрос, для чего нужно поститься, легко будет найти ответ и на второй вопрос: как правильно поститься?
Пост как лекарство для обуздания сидящего внутри нас злого, гордого и самолюбивого "Я" требует соответствующей дозировки. Наиболее идеальная та дозировка, которая установлена богослужебным уставом Церкви. Она дается в православном церковном календаре.
Индивидуальная дозировка поста опять же зависит от меры нашей любви к другим людям. Чем больше в нашем сердце страстей гордыни, злобы, зависти, блуда по отношению к другим людям, тем больше требуется пищи для восстановления затраченной энергии по удовлетворению этих страстей. Чем чище наше сердце, чем больше в нем мира и любви, тем меньше наше тело нуждается в телесной пище. Вот почему великие святые, живя в пустыне, очищая свою душу от страстей, могли проводить без пищи много дней. Питались они очень скудно. В их рационе был сухой хлеб, вода, корешки растений, немного овощей. Преподобный Антоний Великий даже стеснялся принимать пищу при других. Кому приходилось бывать в монастырях, тот не мог обратить внимание на то, что при скудном рационе монастырской пищи она необыкновенно вкусная. Она намного лучше изысканных ресторанских блюд, потому что приготавливается с любовью.
А как быть тем, которые только начинают постигать суть духовной жизни в Церкви, которые еще не увидели в себе глубокие язвы греха, а также тем, у кого слабое физическое здоровье?
Таким людям надо начинать пост с малого. В начале необходимо поститься (не вкушать мясо, молоко) хотя бы в пятницу. Затем прибавить еще один день – среду. В период Великого поста еще более усугубить пост – попоститься первую и последнюю неделю перед Пасхой. Таким образом, пост постепенно обратится в навык. И сама душа, ради стяжания мира, любви, милосердия, будет жаждать поста.
Кроме воздержания от скоромной пищи, надо резко ограничить просмотр развлекательных телепередач, слушание современной расслабляющей и питающей человеческую гордыню и агрессивность рок- и поп- музыки. В начале дня обязательно надо прочитывать утренние молитвы, в конце дня – вечерние (Молитвословы продаются при каждом православном храме за довольно умеренную цену). Пост и молитва – это два крыла и никак их нельзя разделять, ибо с одним крылом никуда не улетишь. Кто постится без молитвы, без примирения со своими ближними, тот может очень сильно навредить своему здоровью. Каждое воскресенье необходимо посещать храм Божий и хотя бы один раз в месяц исповедовать свои грехи и причащаться св. Христовых Тайн. В храме каждый раз как бы проводится заседание генерального штаба по спасению души, на котором внимательным людям даются важные указания и благодатные силы для претворения этих указаний в жизнь.
И еще одно очень важное правило, которое дает постящимся Сам Господь: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6,16-18).
Итак, пост – это в первую очередь средство для обуздания нашего гордого и самолюбивого "я". Во вторых, пост – это средство для стяжания нелицемерной любви к Богу и ближним. Кто отвергает пост, боясь за свое здоровье и указывая при этом на других непостящихся, по видимости благополучных и счастливых людей, тот тем самым выдает свое духовное нечувствие и нездоровье, равнодушие и самолюбие. Он никогда не сможет обрести в своей душе мир и спокойствие и по-настоящему полюбить других людей, даже если он прибегнет к услугам лучших психологов. При рассудительной мере и при совете с опытным священником только пост приносит душе мир, спокойствие, жертвенную любовь к Богу и ближним.
Интернет-журнал "Русская неделя"
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Пасха. Информационный проект», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru
Все новости раздела
|