Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Великий пост

 

 

 

 

 

 

 

 





Великий пост

Восстани, что спиши?

08.03.2008

Великий пост – это ежегодный сорокоуст, который каждый из нас должен совершать о своей душе. Обычно мы заказываем сорокоусты в храмах о душах тех, кто ушел в мир иной. А Великим постом Бог дает нам возможность самим сорок дней молиться о спасении своих душ. Надо бы в эти дни молиться так, как будто ты уже умер и в день Пасхи должен предстать пред Богом. Вообще-то святые всю жизнь именно так и молились, но нам-то и сорок дней трудно. И все-таки попробуем. Приступим к этому самому важному в жизни делу.

А как приступить? Это наука наук. Начнем с малого и, Бог даст, каждый год будем приступать на всЈ более высоком уровне. Тогда после смерти будет легче проходить мытарства, а они неизбежная реальность, с которой нам придется столкнуться, о них свидетельствовали святые люди, которым мы не можем не верить.

Никто (кроме врага рода человеческого) не мешает Великим постом нам самим совершить свой сорокоуст, ведь душа одинаково бессмертна и у нас, и у тех, кто ушел в мир иной. Еще неизвестно, будет ли кому помолиться о нас, когда мы умрем. Благоразумнее, не откладывая, уже во время земной жизни помолиться о своем спасении, самому добровольно пойти по мытарствам. Именно так и поступали духовно мудрые люди. И потому после смерти души их беспрепятственно возносились к Богу. Ведь что такое мытарства, которые, по учению святых отцов, ожидают каждого из нас после смерти? Это как бы экзамены для души, проверка того, к какой страсти она больше склоняется, к чему больше стремится, – к удовлетворению своих страстей или к Богу. На мытарствах будет ясно видно, что мы из себя представляем. Там не прикроешься лицемерием. Каждая твоя страсть предъявит на тебя свои права. Подобное стремится к подобному. И обладаемый страстями соединится с падшими духами, а стремившийся исполнять заповеди Господни – с Богом.

Если в этой жизни ты лгал, клеветал, злобствовал, то неизбежно соединишься с отцом лжи, клеветы и злобы. А как иначе? Стало быть, чтобы поститься по-настоящему, надо нам в Чистый понедельник как бы умереть, забыть о своем теле и начать отмаливать свою душу. Должны же мы понять наконец, что "там" нас ждет объективная реальность, и надо здесь выбрать: или страсть, или Бог. Ты свободен выбрать страсть, но должен знать, что "там" она свяжет тебя нерасторжимыми узами, будет мучительно безмерной и неутолимой. Ведь если здесь мы с помощью Божией не сможем победить малого, то там тем более не победим безмерного. Не хочется никого запугивать. Просто это правда, потому что так говорили святые отцы. Да и не надо бояться. Жить надо, бороться со страстями надо. Для того Бог дает нам время благоприятное – Великий пост.

Святитель Игнатий Брянчанинов

Святитель Игнатий (Брянчанинов) показал нам, как мы должны поститься, что ожидает нерадивых и неподготовленных при переходе в вечность. "В субботу 12 августа 1867 года, – пишет духовная дочь святителя С.И. Снесарева, – ночью я худо спала. К утру уснула. Вижу – пришел владыка Игнатий, с грустью и сожалением смотрит на меня: "Думайте о смерти, – говорит он, – не заботьтесь о земном! Все это только сон, земная жизнь – только сон! Время близко, очищайтесь покаянием, готовьтесь к исходу. Сколько бы вы ни прожили здесь, все это одинмиг, один только сон". Видя мое равнодушие к смерти и исполнясь состраданием к моим немощам, он стал умолять меня обратиться к покаянию: "Вы слепы, ничего не видите и потому не боитесь, но я открою вам глаза и покажу смертные муки". Я стала умирать. Мое тело стало мне чуждо, как бы не мое. МоЈ зрение и ум (духовные) увидели то, что есть действительно, а не то, что нам кажется в этой жизни. Эта жизнь – сон, только сон! Все блага и лишения этой жизни не существуют, когда наступает со смертью минута пробуждения. Нет ни вещей, ни друзей – одно необъятное пространство, и все это пространство наполнено существами страшными, непостижимыми нашим земным ослеплением. Они кишат вокруг нас в разных образах, окружают и держат нас… Мука неописуемая! Лишь бы на одну минуту перевести дыхание! Зрение, ум и дыхание невыразимо мучались от того, что эти ужасные страшилища лепились вокруг них и тащили в разные стороны, чтобы не дать мне возможности произнести имя Спасителя…

Опять голос владыки Игнатия: "Молитесь непрестанно, все истина, что написано в моих книгах. Бросьте земные попечения. Только о душе, о душе заботьтесь". И с этими словами он стал уходить от меня по воздуху как-то кругообразно, все выше и выше над землей. К нему присоединился целый сонм таких же светлых существ, как будто ступенями необъятной, невыразимой словами лестницы… Глядя на них и возносясь духом за этой бесконечной полосой света, я не обращала уже внимания на страшилищ, которые в это время бесновались вокруг меня, чтобы привлечь мое внимание к ним новыми муками…

Преосвященный Игнатий поднимался все выше. Но вот его окружил сонм лучезарных святителей, он потерял свой земной вид и сделался таким же лучезарным. С этой высоты владыка Игнатий ещЈ бросил на меня полный сострадания взгляд. Вдруг, не помня себя, я вырвалась из власти державших меня и закричала: "Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Преосвященного Игнатия и святыми его молитвами спаси и помилуй меня, грешную!" Мгновенно все ужасы исчезли, настала тишина и мир… Во время этого сна я узнала, что когда мой ум сосредоточивается на мысли о Боге, ужасные существа мигом удаляются, но только лишь мысль развлекается, в тот же миг они окружают меня, чтобы мешать моей мысли обратиться к Богу…".

Этим записям почти сто пятьдесят лет. Но неподдельность и истинность их каждый, кто хоть сколько-то пытался жить по-христиански, т.е. стремился к спасению своей души, изведал на своем опыте. Вот начинаешь молиться, а кто-то липнет к твоим мозгам, растаскивает мысли в разные стороны, иногда даже посылает некие "блестящие" идеи в науке там или в бизнесе. Ни на что враг не скупится, лишь бы отвлечь человека от молитвы, от спасения души.

Или вот надо в воскресенье в храм идти, надо покаяться, причаститься. И начинаются "танталовы муки". Возникает полоса препятствий, каждый раз словно на Эверест поднимаешься, а храм-то вот он, рядом, накануне бегал в суете туда-сюда, а тут встать не можешь. Я знаю многих молодых, здоровых людей, у которых сил нет прийти на службу, исповедаться, причаститься, соблюдать посты не в качестве диеты, а так, как церковный устав велит: великопостными службами, воздержанием от празднословия и развлечений, покаянием, т.е. изменением своей души. Молодой человек говорит матери утром в воскресенье: "Я не могу встать". Именно сил нет, хотя умом и сердцем многие все прекрасно понимают, даже святых отцов читали и спасение души им вроде бы небезразлично. Но все не так просто. Даже совсем не просто. Знать и понимать мало. Враг цепляет наши души за наши страсти, как за крючки, и заковывает в цепи. Попробуй, освободись. Если в XIX веке (золотом) в райском имении госпожи Снесаревой это было так трудно, то теперь, в нынешнем грохоте и скрежете, среди небывалой ранее в российской истории пошлости и подлости, это почти невозможно. "Человекам это невозможно, Богу же возможно все". А мы, если не можем идти, то поползем в храм. Другого-то пути нет. Не полезешь в гору, покатишься вниз в пропасть. Бог, увидев направление нашего движения к храму, силен освободить нас от цепей, поставить нас на ноги.

Посмотрите, как некоторые старики в храм бегут, а молодые ползут. Вот в Церкви, в ее Таинствах, на пути исцеления своей души с помощью Божией, мы сможем реально помочь и своим ушедшим предкам, и даже еще неродившимся потомкам. Ничего удивительного тут нет. Ведь Церковь – Тело Христово, живой организм. Отмаливая себя, исцеляясь сами, мы отмаливаем и способствуем исцелению всех людей. Святой старец Силуан молился за весь мир. И это понятно: здоровый может помочь больному. Врагу не за что зацепить очистившегося от страстей, он не может помешать его молитве, и ее милостиво принимает Бог.

Преподобный Антоний Великий говорил, что христианин должен властвовать над собою. Не позволять глазам видеть что-либо худое (а мы добровольно приковываемся к телевизору), не позволять ушам слушать пересуды и влагаемые нечистым духом помыслы, языку своему не давать воли говорить пустые речи, руки свои простирать к делам милосердия.

Попробуем Великим постом начать жить так. Господи, помоги!

Надежда Ильичёва

Русский дом




Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами