Великий пост
Как в Православной Церкви появился пост Четыредесятницы?
08.03.2008
"Дидахэ", древнейший христианский литургический памятник (предположительно, посл. треть I в.), говорит только о двух видах поста у первых христиан – 1) еженедельном посте по средам и пятницам и 2) посте в течение нескольких дней, который соблюдался в случае Крещения новообращенного, причем постились и сам крещаемый, и совершавший Таинство священнослужитель, и "некоторые другие" (восприемники?; гл. 7). Предкрещальный пост отмечается и у многих других раннехристианских авторов: "[Тех, кто обращается в христианство,] учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними" (сщмч. Иустин Философ. 1 Апология. 61); "Приступающим ко Крещению нужно молиться частыми молитвами, с постами, коленопреклонениями и бдениями, с исповеданием всех прежних грехов" (Тертуллиан. О крещении. 20). Во II-III вв. в Церкви во всеобщим сделался обычай устраивать торжественное Крещение раз в году – на Пасху, а время перед Пасхой стало постом по причине Крещения. Кроме того, и сама Пасха в II-III вв. многими понималась не как праздник Воскресения Христова только, а как праздник Креста и Воскресения. В связи с этим празднование Пасхи заключалось в посте (которым отмечалось событие Распятия) и следовавшей за ним Евхаристией (указывавшей на Воскресение). Наконец, в III-IV в. в Александрийской и некоторых других Церквах существовал обычай поститься 40 дней после праздника Крещения Господня – в подражание Самому Господу Иисусу Христу. Предкрещальный, пасхальный посты и пост после праздника Крещения Господня и превратились после IV в. в посты Св. Четыредесятницы и Страстной седмицы, т. е. – в Великий пост.
Однако хотя пост Четыредесятницы и возник в связи с подготовкой к крещению, уже в III в. на него смотрят, как на нечто самоценное. Таким он является отчасти уже в свидетельстве "Завещания Господа нашего Иисуса Христа" (V в.). "Каноны Ипполита" (IV в.) говорят о нем без отношения к крещению, хотя тотчас после чина крещения. "В дни поста, которые установлены в правилах на четвертый день недели и в шестой и в Четыредесятницу… (повреждено) кто же присоединяет к ним другие посты, получит награду. Кто же этому противится и кого в этом не извиняет болезнь, бедствие или необходимость, тот противится Богу, постившемуся за нас" (Гл. 154). Наконец, о Четыредесятнице упоминает Ориген: "Мы имеем дни Четыредесятницы, посвященные посту" (Беседы на книгу Левит. 10).
Но не во всех церквах предпасхальный пост сразу получил 40-дневную продолжительность. В кон. II в. пасхальный пост, согласно свидетельству сщмч. Иринея Лионского, продолжался где день, где два, где еще дольше; где обнимал промежуток времени в 40 часов. Относительно Александрии, где жил и трудился Ориген, имеется свидетельство, что предпасхальный пост ограничивается здесь в середине III в. несколькими днями. Св. Дионисия, еп. Александрийского (246 -265 гг.), еп. Василид спрашивал, когда нужно оканчивать пасхальный пост: вечером ли в субботу, или утром в воскресенье при пении петуха, как это делается в Риме. Высказав свой взгляд на различные сроки для конца поста, Александрийский епископ прибавляет: "И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможения, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста не только не постились без перерыва, но и вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т.е. пятницу и субботу, непрерывно постятся и думают, что делают нечто великое и славное, если воздерживаются до утра, то я думаю, что они не были в таком подвиге, как те, которые упражнялись больше дней" (Послание к Василиду. Гл.1).
Противоречие между Дионисием и Оригеном можно примирить тем, что Ориген, живший долго в Палестине, говорит о практике тамошней церкви. Удлинение поста до 40 дней могло первоначально произойти в Палестине. А так как Иерусалимская церковь пользовалась большим авторитетом, то отсюда 40-дневный пост легко мог распространиться по всему христианскому миру. В самом начали IV в. он уже распространился по всем поместным церквам. Следовательно, возникнуть он должен был не позже III в. Переходом от недельного поста к 40 дневному мог быть двух- или трехнедельный пост – срок, которым ограничивался предпасхальный пост кое-где еще и в IV в., по свидетельству историка Сократа ("Церковная история". VII, 19).
После IV в. общецерковной становится практика соблюдения поста в течение 40 дней (Св. Четыредесятницы), а также еще недели перед Пасхой (Страстной седмицы); перед Великим постом в некоторых местностях практиковался еще и дополнительный недельный пост (отсюда возник соблюдаемый в Православной Церкви запрет вкушения мяса на Масленицу, и совершение в среду и пятницу на Масленицу служб по типу великопостных, без Литургии). Со временем на все дни Св. Четыредесятницы и Страстной седмицы были написаны соответствующие песнопения, возникла особая система великопостных памятей (все воскресенья Великого поста, все дни Страстной седмицы, многие субботы и некоторые будние дни поста посвящены тем или иным событиям или лицам Священной и церковной истории). С XI в. сложившаяся в Православной Церкви система великопостных памятей уже не менялась и службы Великого поста, совершаемые сегодня, мало отличаются от тех, что пели наши предки тысячу лет назад.
По материалам книги М.Скабаллановича "Толковый Типикон"
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «Пасха. Информационный проект», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru
Все новости раздела
|