Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную День Святой Троицы. Пятидесятница.

 

 

 

 

 

 

 

 





День Святой Троицы. Пятидесятница.

"Пресвятая Троице, помилуй нас!"

14.06.2008

Праздник Святой Троицы (Пятидесятницы)
 
Это – великий православный праздник, который отмечается в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвящен прославлению Святой Троицы. Это – праздник рождения Святой Христовой Церкви. После Своего Воскресения Господь повелел Ученикам находиться в Иерусалиме. Апостолы собрались в той же самой горнице, где произошла Тайная Вечеря, проводя время в молитвах вплоть до 50-го дня с момента Воскресения Христова. И вот, как говорят "Деяния святых апостолов", раздался шум, появились "разделяющиеся" языки пламени и почили на главе у каждого. Свершилось чудо.

Апостолы, которые скрывались в горнице страха ради иудейского, вышли к народу, на открытую проповедь – хотя до этого только и опасались, что их должны схватить.

Проповедь была настолько убедительной, яркой, что тысячи людей уверовали, пожелали принять святое крещение. А ведь она звучала в устах людей необразованных – рыбаков галилейских. Наверное, только чудесным образом можно объяснить, что собравшиеся в Иерусалиме люди из многих стран слышали апостола Петра каждый на своем наречии.

Главное же чудо, что разрозненные до этого ученики Христа после сошествия на них Святого Духа оказались единым телом духовным. Между ними возникла незримая прочная духовная связь. Учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу, Бог Дух

Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры.

Вскоре апостолы отправились по разным странам проповедовать Евангелие. С тех пор при Таинстве крещения и миропомазания совершается великое таинство соединения со Святой Христовой Церковью.

"Во всем хвалите Пресвятую Троицу", – так наставляли наших предков и старцы в обителях, и духовники в приходах. У нас, в России, этот переходящий двунадесятый праздник всегда совпадает с концом весны – началом лета. Верующие приходят в храмы с букетами из березовых веток и самых разных цветов. Эти букеты символизируют расцветающие жизненные силы, даруемые христианину Духом Святым. Церкви превращаются в солнечные рощи: возле икон стоят молодые березки, а священнослужители надевают зеленые облачения – цвета жизни и возрождения.

На Троицу впервые начнут призывать Духа Святого, молитва которому произносится на коленях. А после этого праздника начнется особый период – каждый день будет отмечаться память какого-то новозаветного святого. Это свидетельствует о том, что святые чудотворцы и угодники Божьи стали появляться на Земле только после сошествия Святого Духа.

И каждый из нас создан как троичная ипостась, соединяя в себе дух, душу и тело в единое и нераздельное творение. Тайна Святой Троицы указывает на близость Бога к миру: Бог над нами, Бог с нами, Бог в нас, а значит, и во всем окружающем человека мире.

Святая Троица – великий символ истории Русской Православной Церкви и нашей государственности. Этот символ мы наблюдаем прежде всего в православном перстосложении при крестном знамении. Уже до официального Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром его бабушка, благоверная княгиня Ольга, которая еще в Византии приняла святое Крещение, выразила свое почитание Единому в Трех Лицах тем, что впервые поставила во Пскове Троицкий храм.

Святой благоверный князь Александр Невский вел русскую рать на Ледовое побоище, 765-летие которого отмечается в нынешнем году, со словами: "За Святую Троицу!".

Освобождение Руси от татарского ига также начиналось под символом Троицы, когда преподобный Сергий Радонежский в основанной им Троицкой обители сначала благословил благоверного князя Димитрия перед битвой на Куликовом поле, а затем направил ему двух своих иноков-воинов – Пересвета и Ослябю.

В Большой государственной печати Ивана Грозного – троичный символ, который читается как "Бога, в Троице славимого, милостью великий государь, царь и великий князь…".

В конце XV века, когда Российское государство приняло официальный герб в виде двуглавого орла, троичный символ вновь обнаружил себя в трех венцах над головами орла, которые были еще в венце византийских Палеологов.

Окончательно такое изображение государственного герба России было утверждено при царе Алексее Михайловиче, где верхний (средний) венец символизировал Бога Отца, а два других над головами орла – Бога Сына и Бога Духа Святого.

Обычай Древней Руси почитать и славить Святую Троицу лег в основу и первого российского триколора, который выбрал Петр I в качестве символа морского флота Государства Российского. А при Александре III петровский триколор стал использоваться и как государственный штандарт.

Уже в наше время V Съезд народных депутатов РСФСР подтвердил выбор наших предков, утвердив бело-сине-красный триколор в качестве государственного флага новой России.

Сколько у нас в России храмов во имя Святой Троицы! Расскажу об одном из них.

Каждый, кто проезжает ныне по Каширскому шоссе в Москве, с восхищением смотрит на величественный храм с куполами чистой синевы, увенчанными золотыми крестами. Державность византийского архитектурного стиля подчеркивают четыре орла, простерших крылья под центральным куполом. Вместо колокольни поодаль от храма высится звонница. В комплекс Патриаршего подворья – Храма-памятника во имя Живоначальной Троицы на Борисовских прудах, посвященного 1000-летию Крещения Руси, входят также часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского, здание воскресной школы, дом причта и мост, связывающий шоссе с въездными воротами.

Другого такого храмового комплекса в Москве (да и не только в Первопрестольной!) нет. Он спроектирован не в традиционном русском стиле. Святейший Патриарх Алексий II, исходя из того, что православие на Русь пришло из Византии, одобрил замысел архитекторов и строителей передать через комплекс особенности истории нашей Церкви и государства Российского. В то же время уникальный фарфоровый иконостас (подобный можно увидеть лишь в подмосковном городе Железнодорожном в храме Преображения Господня) выполнен в традициях Кузнецовских мастерских XIX века.

В 2004 году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Великого освящения комплекса, в этом торжестве довелось участвовать и мне.

Решение о строительстве храма, посвященного 1000-летию Крещения Руси, было принято в 1988 году. Однако из-за необходимости восстанавливать множество возвращенных Церкви святынь, порушенных в годы безбожной советской власти, строительство было отложено. Только 1 сентября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II совершил молебен на начало строительства Храма-памятника во имя Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове.

Во время проектирования и строительства нового Патриаршего подворья – второго по величине православного комплекса Москвы после храма Христа Спасителя – не раз высказывались сомнения, отвечает ли синий цвет куполов храма-памятника во имя Живоначальной Троицы и других сооружений комплекса православным канонам. Эти сомнения Святейший Патриарх Алексий II развеял: синий – цвет неба, ангельских сил и Божией Матери – покровительницы России.

В районе до этого не было ни одного храма. Первым делом на будущем Патриаршем подворье построили часовню, где по воскресеньям стали проводиться службы. Постепенно их стали посещать все больше и больше прихожан. Потом о православных праздниках стал возвещать чистый звон колоколов. Наконец, распахнула свои двери воскресная школа. В ее классах занимаются хоровым пением, иконописью, церковным прикладным искусством (вышиванием, резьбой, работами по камню, по металлу, включая чеканку). Сотни детей привлечены к полезному, богоугодному делу.

При воскресной школе есть уже и свой театр.

По традиции Алексий II возглавил многолюдный Крестный ход вокруг нового Троицкого храма, стены которого перед этим были помазаны елеем.


На глазах многих людей блестели слезы. Радовалась и природа. Вокруг храма буйно зацвели к празднику старые яблони. Весело шелестели листвой молодые березки. Над Борисовскими прудами разливался малиновый звон колоколов.

- Смотрите, смотрите! – привлекла мое внимание одна из женщин. – Господи, спасибо Тебе, что благословляешь нас! – и указала на небо.

Высоко над нашими головами происходили настоящие чудеса. Один за другим возникали кресты из облаков. Потом засияла радуга, словно соединяя с будущим минувшее, когда Россия была великой державой, основу основ которой составляло Православие.

- А чудеса-то в нашей жизни, слава Богу, случаются! – ласково сказал пожилой мужчина одному из молодых милиционеров. Изумленный страж порядка не мог ничего возразить.

В Крестном ходе также приняла участие делегация Русской Православной Церкви Заграницей, которая 17 мая нынешнего года воссоединилась с Церковью в Отечестве. Ее первоиерарх митрополит Лавр во время литургии вместе с другими зарубежными епископами совершал молитву в алтаре. Остальные представители зарубежного духовенства молились на солее у алтаря – на месте для почетных гостей. Символично, что они возносили молитвы под иконой Российских Новомучеников и Исповедников, пострадавших за веру при безбожной советской власти. Тема жертвенного подвига этих людей проходила красной нитью через весь визит митрополита Лавра в Россию и тогда, и ныне после исторического воссоединения.

Все те, кто присутствовал на празднике освящения Храма-памятника во имя Живоначальной Троицы, с волнением слушали то, что говорил Святейший:

"…Новый храм стал символом преемственности двух эпох в истории Русской Православной Церкви: мученичества в годы гонений и нынешнего времени возрождения церковной жизни. А рубежом между ними стало празднование 1000-летия Крещения Руси, совершавшееся 15 лет назад. В те дни началось "Второе Крещение Руси": тысячи, а затем и миллионы людей вновь стали заполнять православные церкви. Множество храмов и монастырей было восстановлено и построено заново, хотя народ переживал нелегкие в материальном отношении времена. Господь сподобил нас стать участниками радостного воскресения…".

Поистине так! Эту великую радость еще раз испытали мы, верующие, во время Патриаршего богослужения в Храме-памятнике во имя Живоначальной Троицы. И вместе с нами словно бы молилась вся Православная Россия: "Пресвятая Троице, помилуй нас!"

Особенно запомнилась мне женщина, держащая на руках нарядно одетую внучку. Искренне взволнованная, радостная, она стояла недалеко от Святейшего и четко выговаривала слова молитв для внучки: мол, запоминай, дитятко, и Господь будет всегда с тобой!

Если бы так воспитывали своих внуков и детей по всей России, то о ее духовном возрождении можно было бы не беспокоиться.

Предстающий перед нами во всем своем благолепии новый храмовый комплекс, по словам Его Святейшества, стал еще одним добрым знаком нелегкого, выстраданного нашим Отечеством пути к национальной идее. Он стоит у Борисовских прудов как символ торжества Православия.

Не счесть в России пословиц и поговорок, связанных с почитанием Пресвятой Троицы! А любимым изречением священника и ученого отца Павла Флоренского было: "Если есть "Троица" Рублева, значит, есть Бог!".

Еще век назад русские люди шли пешком на богомолье к Троице, чудотворной иконе Андрея Рублева. В годины тяжких испытаний она защищала Русскую Землю, оступившимся помогала встать на путь истинный, больных исцеляла…

Об этом ярко повествует в своем "Лете Господнем", написанном в эмиграции, великий русский писатель Иван Сергеевич Шмелев. В этой замечательной книге писатель вспоминает свое детство. В соответствии с церковным календарем он воссоздал в ней неизменный круг бытия "святой Руси": повседневную жизнь большого купеческого дома и работников, почитающих этот дом как свой собственный, религиозные и семейные праздники, крестные ходы, Масленицу и Великий пост, паломничество к Святой Троице… Жажда праведности составляет, по Шмелеву, коренную черту всего русского обихода.

О Святой Троице его герой Горкин говорит так: "Троица-то? А небось учил в книжке, как Авраам Троицу в гости принимал… Как же ты так не знаешь? У Казанской иконы вот… три Лика с посошками, под деревом, и яблочки на древе. А на столике хлебца стопочка и кувшинчик с питием. А царь Авраам поклонился, руки сложил и головку от страха отворотил… Пойдет завтра Господь во Святой Троице по всей земле… Земля Ему всякие цветочки взрастила, березки, травки всякие… Вот и понесем Ему, как Авраам-царь".

Шмелев и сам неукоснительно следовал традиции предков и неоднократно бывал в Троице-Сергиевой Лавре, где до октябрьского переворота находилась святая реликвия. Ныне икона – в Государственной Третьяковской галерее.

Сегодня и в Лавре, и во многих уголках России – списки рублевской иконы, столь же чудотворные, как и оригинал. Есть такие списки и в Храме-памятнике во имя Живоначальной Троицы на Борисовских прудах. Один из них – над въездными воротами в Патриаршее подворье, другой – над центральным входом в Троицкий храм, а третий – венчает фарфоровый иконостас.

И к старой Троице, детищу преподобного Сергия Радонежского, и к новой можно добираться теперь на богомолье не пешком, а самыми разными видами транспорта. Нужна лишь вера.
 
Николай Головкин

http://stoletie.ru/tayna/070525143809.html



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами