Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В Богослужении Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть для жизненных наслаждений ради Него, чтобы пожить с Ним. Все страстные события умещаются в три дня: Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота, и есть один важный контекст трагических событий последних дней Господа на земле, он связан с работой сатаны.
Информационная служба Псковской епархии разговаривала о Страстной седмице с одним из старейших священнослужителей Епархии, настоятелем храма Святой великомученицы Варвары в Печерах протоиереем Евгением Пелешевым:"В то время ведь не было никаких репортеров и журналистов, и мы верим тому, что написано в Евангелие. Я его хорошенечко просмотрел снова, и там повествуется, что после Входа в Иерусалим Господь учил народ в Храме, к Нему приходили люди, рядом были и ученики. Церковь призывает нас подготовиться к страстным дням: со среды начинают поносить Иуду. Он в среду сходил к первосвященникам и сказал, что вы мне дадите, и я вам Его предам. Договорились о цене предательства Иисуса Христа тридцать сребреников. Великая Среда – день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В понедельник и вторник служится Литургия Преждеосвященных Даров, последняя – в среду, и читается в последний раз великопостная молитва: "Господи и Владыка живота моего…"
Самый важный день, можно сказать, для спасения человечества – Великий Четверток, Чистый Четверг, потому что Господь в этот день установил Таинство Евхаристии и оставил себя Церкви на все времена: "ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем". В этом Таинстве мы со Спасителем соединяемся самым теснейшим образом через причащение. Для нас, как верующих людей, для Церкви этот Четверг является самым спасительным. Господь воскрес, а потом вознесся, оставив землю, но Себя Он оставил в Таинстве Причащения. Великий Четверг сугубо почитается в Церкви, и люди к этому дню особенно приготавливаются и причащаются. Я ребенком жил в Эстонии и ходил в эстонскую школу, тогда там не было советской власти, и учительница нас готовила к этому дню. Мы шли маршем в церковь нашу деревенскую, исповедовались и причащались в Великий Четверг. У нас и урок начинался с молитвы "Царю Небесный", а заканчивалось учение благодарственной молитвой.
К Великому Четвергу готовятся все верующие люди, и день этот был тогда не рабочий. Спасительные дни в Страстную седмицу начинаются с Четверга. На Тайной Вечери, где Господом было установлено Таинство Евхаристии, Господь остался на прощальную, самую большую беседу со своими учениками, которых наставлял. Мне недавно, Божией милостью, удалось побывать в Иерусалиме, там я видел Горницу, где Господь беседовал со своими учениками и учил их Таинству Евхаристии – большая, красивая, как наш храм, с колоннами.
Богослужение Четверга начинается с утрени в четверг, а у нас начинается Богослужение с правила ко Святому причащению, потом исповедь, слово причастникам говорится, читаются часы, изобразительное, Литургия начинается с вечерни, паремии читаются, стихира поется: "Господи воззвах", читаются Евангелие, Апостол – долгая служба. С Трисвятого Литургия св. Василия Великого уже входит в свое русло, но нет заупокойной ектеньи, и записки поминовения не читаются. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: "Да исполнятся уста наша…", поется одна и та же песнь: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…"
Отец Евгений, а можно ли остановится на молитве, которую читает священник перед Чашей во время причащения? Все ли мы ее понимаем?
В Церкви, когда батюшка выходит с Чашей и говорит: "Со страхом Божиим и верою приступите", потом читается молитва св. Иоанна Златоустого о нашей готовности к причащению. "Верую, Господи, и исповедую, яко ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз". Здесь указывается на то, что пришел Спаситель спасти грешных, а "от них же первый есмь аз". "Еще верую, яко Сие есть самое Пречистое Тело Твое, и Сия есть самая Честная Кровь Твоя" – мы стоим перед Чашей как перед Самим Спасителем. "Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная" – здесь человек просит, молится: Господи, прости меня, прости прегрешения мои, вольные и невольные. Мы не готовы, помните, когда священник поднимает в алтаре Агнца и говорит: "Вонмем! Святая Святым!" – то есть только Святые могут причащаться и к этой Святыне приступить. Певчие поют: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос во Славу Бога Отца. Аминь". Мы сознаем, что "Един Свят" только Господь, а мы остальные – грешники, но просим, по милости Божией, Господи, сподоби меня приступить ко Святому Причащению. Здесь проявляется вера человеческая: хоть я недостоин, но прости меня и позволь мне причаститься Святых Твоих Христовых Тайн.
"Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими" – мы уподобляемся Апостолам, которых Господь причастил в Горнице, когда установил Таинство Причащения. Далее: "не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем" – я никогда не был твоим врагом и не предам, как Иуда лобзанием, но сподоби причаститься, Господи. В этих словах молитвы воспоминаются страсти Христовы: и распятие, и разбойник на кресте: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". "Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела" – человек перед причащением должен особенно благоговеть, подготовить себя к этому событию, потому что он принимает Самого Спасителя. И если мы к этому подходим легкомысленно, только как к ритуалу, то это будет нам не полезно, а будет "в суд и во осуждение".
Недавно причащал молодого мужчину, ему сорок с небольшим, он уже почти приговорен к смерти, причастил его, а дня через три встретил его родных, и мне говорят: "Знаете, батюшка, ему стало легче, поесть попросил, ободрился и просит еще его причастить". А ведь давно уже есть не мог, но человек получил облегчение духовное, значит, какая – то благодать коснулась его в принятии Святых Христовых Тайн, раз пошло немного на поправку. Слава Богу, значит, Господь его посетил. К великому сожалению, бывает, заставляют причаститься, а человек понятия не имеет, что это такое, какое это великое Таинство. Молитва перед причащением – одна из очень сильных молитв, сакральная. Здесь собрана вся душа верующего человека, обращенная к Богу в этой молитве. Это очень нужная и умная молитва Иоанна Златоустого, все в ней продумано. Но это Господь дает. Мы так не умеем, не можем так, как составляли молитву великие Святители Божии.
Какой путь далее был у Христа?Потом Господь пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Получается, фактическое начало Страстной седмицы с четверга. Мы были в Гефсимании, видели эти деревья, где спали Апостолы, камень, на котором Он молился один. Уже поздно в четверг Его в Гефсимании предал Иуда. Господь избрал такой знак предательства – лобзание. Значит, лобзание не всегда бывает любвеобильным, а может быть и предательским, и деньги, жадность к деньгам победила любовь Иуды, и он предал Учителя из-за 30 сребреников. Вечером Великого Четверга опять самая длинная служба в году: утреня с чтением 12 – ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых: от предательства до смерти и погребения.
Читаются три отрывка из всех четырех Евангелий, каждый Евангелист описывал фактические события одинаково, но событийно немного по – разному, как видели. Допустим, отречение Петра видел Иоанн Богослов, а других учеников тогда не было. Раньше, как уже говорил, четверг был нерабочим днем, и пятница тоже – надо было непременно на Великую Пятницу быть в храме. Не работали и на Пасхальной седмице. И если кто – то не причастился в Великий Четверг, то на вынос Плащаницы в пятницу собирается весь народ.
Иисуса Христа постановили предать смерти первосвященники – умные люди, учителя, почему?
Они были учителями Закона, но старались и заботились о себе, а не о прославлении Господа, смотрели на Него как на князя, не понимали, что это Спаситель, думали о Царстве на земле, и видели в нем Царя земного, а у Спасителя была другая
миссия – Он пришел спасти род человеческий от проклятия. Первосвященники, фарисеи считали себя учителями Закона, народ должен был их слушать и идти за ними. А тут явился некто, творящий чудеса, плотник из Назарета, а мы разве хуже Его? Бога хвалят, а почему не нас? Тут и предательство первосвященников и книжников, заговор – и все основано на зависти, а это страшное дело, когда человек сам не живет в радости и людям не дает жить. И по сие время это продолжается.
Но Спаситель шел на страдания и мучения, а не только для того, чтобы Его прославляли. Это было от века определено, чтобы спасти род человеческий, и это есть тайна от века: должен прийти в мир Спаситель, должен пострадать, претерпеть, пролить Свою кровь и омыть "кровию честною" грехи наши. Народ по – разному это понимал и воспринимал: многие хотели жить богато и счастливо и верили, что с приходом Царя наступит Царство земное, а другие верили, что пришел Спаситель. Солнце не всем угождает, а как же можно угодить человеку, если Сам Спаситель Своим смирением и терпением не угодил? В пятницу были допросы, избиения, распятие: "Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий". С одной стороны были те, кто кричал: "Распни Его! Распни" и "меташа жребий о одеждах", с другой стороны рыдала Мать Господа, плакали жены – мироносицы, ученики Его.
Вы же видели Голгофу, когда были в Иерусалиме в храме Воскресения Господня?
Да, и Голгофу, и камень помазания. Я в Горненском монастыре проходил по территории и вдруг увидел колючку, поднял ее и рассмотрел – это терновник, шипы у него сантиметра два, два с половиной, какие они колючие, хотел взять с собой, но не смог оторвать. Действительно, терновник вился, и Ему венок витой сделали, а шипы там страшные, колкие. В Храме Воскресения Спасителя в Иерусалиме, как входишь, лежит большая плита: на этом "камне помазания" лежал Христос, снятый со Креста. Его Тело обвили пеленами и положили во Гроб. И для нашей наглядности в Великую Пятницу в храме делается вынос Плащаницы. И вот выносишь Плащаницу, и слышишь рыдания, народ представляет, что Его выносят в это время. Хор поет "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое…"
В три часа принято выносить из алтаря Плащаницу, несет ее на руках, поднятыми над головой, священник. Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется погребальное пение и дивный прекрасный канон Великой субботы "Волной морскою". Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя".
После выноса Плащаницы читается канон "Плач Божией Матери", очень трогательный, читать его невозможно, как она Его оплакивает: "Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая: но даждь слово, Благий, Рабе Твоей. Волею, Сыне Мой, и Творче, терпиши на древе лютую смерть, Дева глаголаше предстоящи у Креста со возлюбленным учеником. Ныне Моего чаяния радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем! Чистая плачущи глаголаше".
Затем отпуст, и прикладывание к Плащанице. Погребение Плащаницы в Псково – Печерском монастыре совершается с пятницы на субботу, а мы совершаем к вечеру, к десяти часам. Долгая служба в Великую Пятницу, но без Литургии, с чтением канонов, Крестным ходом, когда Плащаницу обносят вокруг храма как покойного… После Крестного хода впервые читается Евангелие о Воскресении Спасителя, который "во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный".
Как проходит, отец Евгений, Богослужение в Великую Субботу, на нее обычно мало обращают внимания, все заняты домашними делами и приготовлением к Пасхе.
Начинается Литургия с вечерни: "Господи воззвах", читаются часы, паремии перед Плащаницей. В алтаре и певчие на хорах поют: "Славно бо прославися!" Перед чтением Евангелия батюшки одеваются в белые одежды: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…", и совершается Литургия Василия Великого, которая служится всего 10 раз в году. После Литургии опять дается целование плащаницы. И до вечера.
В 11 часов начало Полунощницы предпасхальной, канон Великой субботы читается священником: "Восстану и прославлюсь", священник делает поклон, берет на голову Плащаницу и уносит в алтарь. Потом минут пять молчок в ожидании Ангельского пения: в алтаре запевает священник: "Воскресение Твое Христе Спасе Ангели поют на небесех". Первый раз поется тихо, второй раз погромче и в третий раз еще громче до середины, открываются Царские врата и хор запевает "и нас на земли сподоби" и пошел Крестный ход. Все только поют "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех" – останавливаемся у врат храма, ожидая часы – 12 часов – "Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь". Начинается пасхальное Богослужение.
Чтобы Вы сказали о существовании в миру в Страстную седмицу?
В Страстную седмицу надо избегать веселья: все – таки скорбные дни, печальные дни, и стараемся эти дни особенно отметить, сострадать Спасителю, чтобы не напрасны были его страдания и все, что он претерпел ради нашего спасения. Когда ему разбойник на Кресте сказал: "Помяни мя, Господи, когда приидиши во Царствие Твое" – этим самым он засвидетельствовал Господу, что не зря Ты страдаешь, я – грешник, но обратился к Тебе: "Помяни мя, Господи".
Этот разбойник – первый, который исповедовал Иисуса Христа, как Бога, принявшего страдания ради спасения людей. Господь в этом был удовлетворен, что не зря Он страдает, не напрасно, что уже есть один, который обратился на кресте, и Господь сразу сказал: "Истинно говорю тебе: ныне со Мной будешь в раю". Не замедлил -помиловал. А другой разбойник хулил Господа, что показывает, и у нас будут разногласия, не будет одного мнения, не будет такого, что все будут поклоняться и хвалить Господа, прославлять Спасителя, будет и другое.
Мы помним и 70 – летие богоборческое, но кто -то умолил, и Господь проявил Свою милость, и вернулась к нам вся вера и благочестие. Не бесплодны были страдания Твоя, распятие и смерть. Плод принесен – многие миллионы обратились, стали верующими, а сколько Святых, сколько мучеников! Страстная седмица насыщена воспоминаниями страданий Спасителя, и дает нам надежду на спасение: не зря всё было, не зря. Нашлись люди, которые кричали: "Распни Его, распни!" Но нашлись и те, кто благоговел перед Ним, прославлял и просил помянуть во Царствие Своем".