Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Пресса о празднике Рождества Христова

 

 

 

 

 

 

 

 





Пресса о празднике Рождества Христова

Татьянин день: Рождество католическое, православное, армянское...25-го, 7-го, 19-го..?

05.01.2008

Так когда же правильно отмечать Рождество? 25 декабря? 7 января? 19 декабря?.. А, может быть, 20 мая или 25 марта? Когда родился Иисус Христос?

Отрадно, что теперь уже телеведущие не говорят о "католическом" или "православном" Рождестве, но "сегодня (25 декабря) католики отмечают Рождество Христово", а "для православных христиан Рождество наступит 7 января". Потому что это один и тот же день, только по разным календарям: григорианскому, новому, – по нему живет весь Западный и наш "светский" мир, и юлианскому, более древнему, по которому живет Русская и некоторые другие поместные Православные церкви (это то, что в календарях обозначается "по ст. стилю"; разница с новым – 13 дней).

Когда же точно родился Спаситель, и в древности не было известно. В Древней Церкви дням рождения вообще не придавали особого значения: у мучеников праздовались дни их мученического рождения – в вечность (natalitiae), т.е. смерти; поэтому церковный календарный год и в первые века, и впоследствии совершенно не имел дней рождения святых, исключая Спасителя, Богоматерь и Иоанна Крестителя, да и те стали отмечатся сравнительно поздно. Самыми первыми праздниками в честь Господа были Пасха и воскресный день. Потом возник праздник Богоявления (Крещения) (в III в.). И только к к. IV в. в отдельных областях начинает праздноваться Рождество Христово.

Что же касается даты рождения Господа Иисуса Христа, то крупнейший исследователь церковных праздников М. Скабалланович прямо об этом пишет: "Когда праздник Рождества Христова был приурочен к 25 декабря, тогда этот день стали считать днем и самого события. До этого же вопрос о дне рождения Спасителя был спорным"[1]. Св. Климент Александрийский приводит 3 древних мнения на сей счет: одни приурочивали рождество к 25 дню египетского месяца пахона (=20 мая), другие – к 15 или 11 дню месяца туби (=10 или 6 января), третьи – к 28 марта. А надпись на статуе св. Ипполита Римского гласит, что Рождество Христово было 25 марта. В комментарии самого св. Ипполита на книгу прор. Даниила есть такие слова: "первое явление Господа во плоти, при котором Он родился в Вифлееме, произошло 25 декабря в среду, в 42 г. Августа, от Адама в 5500 г…"[2]. И только в IV и V вв. Стали решительно защищать дату 25 декабря. Так, для свт. Иоанна Златоуста (Беседа на Рождество Христово; относится к первому празднованию его в Антиохии в 386 или 388 г.) правомерность праздника 25 декабря подтверждается, во-первых, хранящимися в Риме документами о переписи при Августе (о которых нам, впрочем, ничего не известно), во-вторых, зачатие Спасителя, по евангелисту Луке, (пишет свт. Иоанн) последовало через 6 месяцев после явления архангела Гавриила свящ. Захарии, что должно было быть в месяце тисри (=сентябре) в день принесения им жертвы очищения; т.е. зачатие было в марте, значит, рождение – в декабре. Надо сказать, не все придерживались этого мнения: св. Епифаний Кипрский отстаивал дату 6 января.

Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января. Почему? А дело в том, что праздник Рождества Христова выделился из Богоявления (Крещения), получившего начало в III в. и широко распространившегося в IV-V вв. Для древних христиан событие крещения было важнее Его фактического рождения – ведь и христиане издревле празднуют свои именины, т.е. день крещения и наречения христианским именем, именем святого покровителя, а вовсе не день своего появления на свет. Интересно, что изначально в праздновании Богоявления воспоминались не только события собственно крещения Спасителя и, как мы уже отметили, Его рождения, но и чудо в Кане Галилейской (на Западе), и чудесное насыщение 5000 и даже воскрешение Лазаря; а блж. Августин в 6 словах на Богоявление говорит только о поклонении волхвов. Для всего же почти православного Востока, как отмечает М. Скабалланович, до к. IV в. Богоявление – праздник в честь… Рождества Христова[3]. Из-за такого слишком уж сложного ряда воспоминаний позднее и выделилось в отдельный праздник Рождество Христово. Правда, как считают разные историки, сказались тут и другие причины: отчасти – прекращение эпохи мученичества, что позволило более ценить земную жизнь и ее начало; может быть, хотели противопоставить христианский праздник языческим, в честь декабрьского солнцеворота (знаменитые римские Сатурналии, приходившиеся на 17-23 декабря, за которыми следовал праздник "непобедимого солнца"; кроме того, в Александрии был праздник Кикеллий, были и другие языческие праздники в этот период); есть предположение, что на установление празднования Рождества Христова 25 декабря мог повлиять и иудейский праздник обновления храма в 25 день месяца тейвейс (=декабрь)[4].

Раньше всех Рождество стала праздновать Римская Церковь. По одному из свидетельств, это произошло при папе Юлии (337-352 гг. правления). Точно можно сказать только, что произошло это 25 декабря и до 354 г. На Востоке праздник Рождества стал прежде всего известен в Каппадокии при свт. Василии Великом (ум. 379 г.), и можно предоположить, что благодаря ему. Его друг, свт. Григорий Богослов (ум. ок. 390 г.) ввел празднование Рождества Христова в Константинополе: первый раз он отслужил праздничную службу 25 декабря 379 г., и это было первым актом восстановления Православия в столице после арианских притеснений императора Валента (правил с 364 по 378 гг.). В Антиохии праздник появляется благодаря свт. Иоанну Златоусту (в 386 или 388 г.). Однако еще долго после отделения Рождества Христова от Богоявления ему присваивается оба имени: так, свт. Григорий Богослов называет Рождество также и Богоявлением.

Специальный пост, подготавливающий к празднику Рождества появляется на Западе в V в. Рождественский или Филиппов пост (по-лат. Адвент – подготовление к пришествию, adventus, Спасителя) устанавливается повсеместно в VI-VIII вв.; первое упоминание о нем на Востоке (и именно с 15 ноября (по ст. стилю)) есть в коптском календаре VIII в.

Материалы: М. Скабалланович. Толковый Типикон (М., 2004 г.) или см. http://www.orthlib.ru/other/skaballanovich/

Архим. Иоанн (Маслов). Конспект по литургике для 3-го класса/ гл. Господские праздники. Рождество Христово – http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4900.



[1] Толковый Типикон с.269, прим. 3.

[2] Все цитаты – по Скабаллановичу, с. 269.

[3] Толковый Типикон с. 267.

[4] Там же, с. 269, прим. 3.

Агафья Логофетова



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Пасха. Информационный проект»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: packa.ru

Все новости раздела




© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами