Сделать стартовой  |  Добавить в избранное 

Пасха. Информационный проектИнформационный сайт Казанской епархии

О Пасхе : : Двунадесятые Праздники : : Великие Праздники : : О Постах : : О Великом Посте : : Полезные статьи : :

 
  На главную Вопросы священнику

 

 

 

 

 

 

 

 





Версия для печати

08.06.2008 22:42:48 Олег
Я совсем недавно пришел к вере и до сих пор не могу понять, к чему я пришел. Я в Бога верил вроде бы всегда. Но вера эта была такой – есть Бог и Он, может, когда-нибудь нам все простит. Сейчас я осознаю, насколько поверхностно такое представление. Я осознал, в какой глубокой греховной яме мы находимся и как далеко отстоим мы от Бога. Я прочитал некоторое количество книг, понял, что надо молиться и исповедоваться. Но нет у меня истинного покаяния в душе. Не пропало у меня желание грешить. Я ни разу не исповедовался и никак не могу заставить себя сделать это. На молитвенное правило встаю с великой неохотой. Понимаю, что молитва моя не идет к Богу и что мне очень неохота читать его. Я бы, например, лучше Евангелие почитал или Апостол. Понимаю, что это самоугодие, но молиться никак неохота. Первые несколько месяцев постоянно в Церковь ходил. Но чувствую себя там чужим. Сейчас уже не был там недели три. Мне посоветовали к одному батюшке сходить на исповедь, но ведь это не имеет значения, к кому идти… И что делать, как начинать свое воцерковление – ума не приложу. Наставника духовного у меня нет. Как новоночальному и даже не оглашенному выбрать правильный путь и не брать на себя бремена неудобоносимые? Да и что понимать под «неудобоносимыми»? Ответьте, пожалуйста, как начинать? Для меня это очень важный духовный вопрос. И еще: я работаю в обычной светской фирме. Перед обедом нужно помолиться, но перед сослуживцами я сделать этого не могу. Я не скрываю своей веры и пост стараюсь держать и на работе. Но помолиться… Приходиться выбирать время для уединения. Или мысленно про себя прочитаю «Отче наш» и мысленно перекрещу еду. Знаю, что «кто постыдится Меня в роде сем прелюбодейном, того постыдится Сын Человеческий, егда приидет во славе Своей», но тем не менее не могу при них. Как быть?


Уважаемый Олег!

Воцерковление взрослого человека, у которого сложились определенные привычки, за плечами которого стоит груз прошлого, является очень непростым и небыстрым делом. Его успех обеспечивается двумя факторами: верой и искренностью. Вера – состояние динамическое: она растет и ослабевает, она нуждается в укреплении, она постоянно подвергается искушениям и становится сильнее, если эти искушения преодолевает.

Искренность необходима для того, чтобы не впасть в лицемерие, чтобы не показаться людям и себе самому лучше, чем ты есть на самом деле. Если Вас продолжают беспокоить некоторые греховные пристрастия, необходимо честно сказать на исповеди, что Вы осуждаете себя за какую-то страсть, но пока еще не имеете сил, чтобы от нее освободиться. Однако без регулярной, предельно полной и искренней исповеди невозможно изжить то, что вызывает отвращение к себе, невозможно перестать совершать те поступки, которые сам же в себе осуждаешь.

Дело в том, что каждый личный грех для совершившего его человека – это в каком-то смысле то же самое, что первородный грех для Адама и его потомков. Каждый грех отдаляет человека от Бога и лишает его возможности не грешить. Очень точно такое состояние описано апостолом Павлом: «не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю…Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 15, 19-20). Каждый новый грех еще более удаляет согрешившего от Бога, ослабляя его нравственные силы.

Первородный грех, мучивший потомков Адама вплоть до Воскресения Христова, был неустраним. Это было коренное, «генетически» закрепленное повреждение человеческой природы, которое делало человека рабом греха. Однако после того, как на земле появилась Церковь, где постоянно и неоскудеваемо присутствует благодать Святого Духа, появилась возможность обрести нравственную свободу, не быть рабом греха, не делать того, что тебе самому представляется греховным. При этом Таинство Крещения, вводящее человека в Церковь, освобождает его от первородного греха, а Таинство Покаяния, Исповедь освобождает от греха личного.

Для того, чтобы исповедоваться, Вам необходимо преодолеть только психологическое затруднение. Иногда это бывает непросто. Но ведь Сам Христос говорил: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11,12). Не забывайте и о том, что от исповеди Вас отвращает не одна только собственная застенчивость, но и реальная бесовская сила, которая ищет любого случая, чтобы погубить человека. Решившись исповедоваться, Вы почувствуете, что многие препятствия в Вашей духовной жизни будут устранены.

«Неудобоносимые бремена», непосильный подвиг накладывает на себя человек, который имеет преувеличенное представление о своих духовных возможностях. Для такого состояния, которое в аскетике называется духовным ослеплением или прелестью, характерно желание взять на себя обязанности, которые хоть чем-то превышают уставные требования, хоть чем-то выделяют человека из окружающих. Чтобы такого не произошло, нужно во всем следовать общим правилам, предназначенным для каждого члена Церкви, считать себя таким же, как и все остальные люди, ради которых Христос пришел на землю.

Затруднения с исполнением молитвенного правила вполне естественны. Молитва – это не приятный и легкий разговор с Богом. Это – подвиг, особенно трудный для того, кто только еще встал на путь воцерковления. Православная Церковь потому и рекомендует «Правило», состоящее из молитв, составленных святыми отцами, чтобы облегчить человеку его личную молитву. Однако рассеяние ума, физическая тяжесть, пустота сердца остаются препятствиями, преодолеть которые можно только последовательным и постоянным чтением молитв. Существует ценное нравственное правило: то, что не можешь делать по сердечному расположению, делай по долгу. Постоянное упражнение в добродетели постепенно так изменяет состояния человеческого духа, что добродетель становится приятной, так что и принуждать себя к ней становится не нужным. То же самое верно и в отношении молитвы: подвиг преодоления всего, что ей препятствует, в итоге вознаграждается радостью от реального приближения к Богу. Существует несколько замечательных сочинений, написанных людьми, знавшими эту радость и старавшимися научить других подходить к такому состоянию. Попробуйте прочесть одно из таких сочинений – книгу митрополита Сурожского Антония (Блума) «Школа молитвы».

Ваше затруднение молиться перед трапезой, когда находишься среди людей с иным направлением ума и сердца, видимо, вызвано тем, что Вы опасаетесь показаться им лицемером, который хочет выглядеть святым, но в действительности является неисправимым грешником. Но если Вы докажете своим сослуживцам, что, став христианином, Вы сделались хоть немного лучше: стали более терпимым, более добросовестным, более отзывчивым, то это затруднение отпадет само по себе.

До тех пор, пока этого не произошло, можно молиться внутренним образом, мысленно совершая крестное знамение, не делая при этом никаких жестов.

© «Всё о Православных Постах и Праздниках», 2003-2014.
© Православный проект «Епархия», 2001-2014
Яндекс.Метрика Сайт работает под управлением
системы «Экспресс-Веб»
Express-Web - система управления сайтами