Из истории.
Еще задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отрази-лось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян...
У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.
Обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия (121-180 годы н. э.). В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у рим-лян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.
Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: "Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет". И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.
Третья легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.
Еще одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов (1226-1270) . Освобожденный из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.
Украшение яиц.
Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
Яйца можно красить в отваре луковой шелухи или в настое трав. Можно обмотать их разноцветными нитками (лучше шелковыми) и поварить.
Для украшения яиц можно использовать разноцветные почтовые открытки. Для этого надо намочить немного обратную сторону открытки и протереть ее пальцем, чтобы снять нижний слой бумаги и сделать картинку тоньше. Вырезать картинку и наклеить ее на сваренное вкрутую и охлажденное сухое яйцо.
И все же самый распространенный и традиционный цвет пасхальных яиц - красный.
Изготовление яиц.
Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Они могли быть самых разных размеров - от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек - их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.
В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предметы- несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и т.д. В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества - от крестьянской избы до царского юра, причем христосовались со всеми домашними, без различия сословий - хозяева со слугами и т.д.
При царском дворе, начиная с Алексея Михайловича, обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентировании ритуал: "...Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золо-том и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди", - писал Н. Костомаров.
Изготовлением таких яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (то есть художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем все чаще стали христосоваться рукодельными яйцами, и постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный.
В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия - и самостоятельной отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т.д.
В кладовой Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц - для императорских детей, для подарков, а также для международных промышленных выставок. Количество подарочных яиц, ежегодно поставляемых царскому двору, постоянно увеличивалось.
Эскизы для декорации пасхальных яиц, предназначавшихся царю, членам его семьи и другим знатным особам, нередко заказывали известным иконописцам и художникам (так, например, делали на им-ператорском фарфоровом заводе, где выпуск пасхальных яиц был налажен с 1749 года).
Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Мастера фирмы создали 56 уникальных подарочных яиц для императоров Александра III и Николая II.
Двенадцать пасхальных яиц было изготовлено для частных лиц - Александра Фердинандовича Келча (владельца нескольких золотых приисков в Сибири), для князя Юсупова и для герцогини Мальборо.
После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась.
|